Иван Мельников о прямой линии Владимира Путина
4 декабря в эфире всех основных федеральных СМИ прошла «Прямая линия» Владимира Путина, в рамках которой премьер-министр России и лидер «Единой России» отвечал на вопросы граждан, поступавшие в общественные приемные Председателя партии «Единая Россия». Посмотрев трансляцию, своими впечатлениями поделился первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников:
«Честно говоря, мне бросилось в глаза резкое отличие прежних «Прямых линий» от того, что мы увидели сегодня. Раньше это было чуть ли не праздничное мероприятие, когда Путин чувствовал себя свободно, а граждане по большей части срежисированно восторгались и что-то уточняли. Сегодня все это было больше похоже на тяжелую работу и неизбежно вылилось в тягомотину. Обычно подсчитывают количество аплодисментов, а сегодня стоило бы подсчитать количество глубоких вздохов, которыми премьер предварял свои ответы. Наверное, несмотря ни на какие рейтинги, уже ощущается и усталость людей от этого жанра, интерес падает. А главное: люди не слышат ответов на свои вопросы. Теперь, в ситуации кризиса, это проявилось отчетливо.
Простой пример: женщина с Дальнего Востока спрашивает, когда она, наконец, будет иметь возможность купить сыну билет на самолет до Санкт-Петербурга. А в ответ слышит массу ненужных подробностей о том, как устроена вся авиационная отрасль и какие там проблемы. У нас по закону – народ начальник. А начальнику все эти подробности не нужны. Он хочет знать ответ: когда я смогу реализовать такое то свое право. А не объяснение, почему это невозможно и слова понимания проблемы. И в массе своей – все ответы были такими.
Символичным был звонок маленькой девочки, которая уже ничего не спрашивала, а назвала премьера «добрым волшебником» и попросила платье, которое ее родители не могут позволить себе купить. Не знаю, может быть, тем, кто организовал такой ход, это казалось милым и позитивным. Но у меня от слов этой девочки осталась горечь. Так не должно быть.
Удивили и некоторые международные оценки. Владимир Путин сам недавно намекал, что мы напрасно тратили время, строго соблюдая массу договоров, тогда как США, никого не слушая, действовали в одностороннем порядке и только в своих интересах. Теперь премьер начинает строить мостик к новому президенту США, нахваливая ряд оценок, которые дала нынешняя американская администрация. Но нужно же понимать, что это лукавая игра. Достаточно посмотреть на антироссийский состав команды Барака Обамы. Не хочется снова попасть в ловушку так называемой «американской дружбы».
В целом это была попытка успокоить общество. И мне показалось, - попытка неудачная. Кризис был в подтексте всех вопросов, в каждой интонации. Но не было ответов. А когда народ, привыкший к звонкому перечислению успехов, слышит лишь рассуждения, - вместо ответов появляются только новые вопросы и поводы задуматься.
Чего только стоит заявление о том, чтобы использовать средства материнского капитала для погашения ипотечных кредитов. Безусловно, у тех, кто прямо заинтересован в материнском капитале, – возникает разочарование, а у всех остальных – ощущение затыкания Правительством дыр. Не удивительно, что на этом безответном фоне всплыла тема более жесткого наказания за педофилию, так как это то единственное, что всеми может быть воспринято однозначно, что звучит популярно и верно. Своеобразная «отдушина» для организаторов прямой линии.
Думаю, сама задача этой прямой линии была в том, чтобы провести сеанс профилактики протестных явлений. В конце концов, люди не так хорошо в массе своей разбираются во всяческих программах, кредитных историях, биржевых проблемах. Власть хотела поиграть словами, показав, что там, наверху, знают, что делать. Нечто вроде выступления экстрасенса, когда впору прикладывать кошелек к экрану телевизора.
Наверное, с учетом разговоров о том, кто влиятельнее, - президент или премьер, - Дмитрий Медведев сегодня получил эмоциональную фору. Он может делать следующий шаг уже с учетом новых формирующихся в обществе настроений, которые частично проскользнули на экран сегодня. Хотя нельзя не обратить внимание, что жанр «общения с народом» сохранен именно за Путиным.
В общем, невозможно сегодня дать точный ответ, кто из них принимает ключевые стратегические решения. Думаю, пока «тандем» вполне существует. Я не уверен, что такое положение дел устраивает каждого из участников этого тандема. Но они нужны друг другу сегодня хотя бы потому, что в случае плохого развития событий, можно сделать попытку так или иначе перевести ответственность на другого. Кто кем из них окажется – пока открытый вопрос».
4 декабря 2008 г.