Правительственный час в Госдуме. Депутат Н.А.Останина от имени фракции КПРФ потребовала от министра А.А.Фурсенко: "Не надо кошмарить образование! Найдите в себе мужество и подайте в отставку"
На пленарном заседании Государственной Думы 3 сентября состоялось обсуждение проблем образования в рамках "правительственного часа" с приглашением министра образования А.А.Фурсенко. От имени фракции КПРФ при обсуждении темы "Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" выступила депутат Н.А.Останина
Уважаемый депутаты!
Обращаю ваше внимание на тему сегодняшнего "правительственного часа" и напоминаю, что еще в весеннюю сессию Совет Думы рассмотрел и утвердил в соответствии с регламентом предложенную нашей фракцией тему: "О мерах, принимаемых правительством по развитию образования на селе".
Но по чьей-то прихоти формулировка изменилась на абстрактную: "Комплексную модернизацию образования как механизма обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы".
Делаю вывод: тема сельской школы неудобна и для Министерства, и для профильного комитета. Но если сегодня мы не будем об этом говорить, то завтра будет поздно. Ибо исчезнет сам предмет обсуждения - сельская школа.
Статистика удручающая. Более 2-х тысяч сельских школ уже закрыты.
Последние 5 лет уничтожение сельского образования идет со скоростью 600 школ в год.
На вопросы депутатов, педагогов, родителей, Ваши заместители неизменно отвечают, что: это делается "для обеспечения доступности качественного образования, создания современных условий обучения для всех детей независимо от их места жительства".
Большего лицемерия я не встречала.
Единственная цель - экономия бюджетных средств, в соответствии с предложенной Министерством образования программой "подушевого" финансирования.
А регионы, где губернатор обязательно член партии "Единая Россия", под козырек стали претворять решение партии и правительства в жизнь.
Для примера приведу ситуацию в моем избирательном округе.
В этом году в Кемеровской было ликвидировано 75 и реорганизована 41 школа (по материалам областной прокуратуры).
При этом прокуратурой уже выявлены нарушения законодательства в 10 из 19 районов области.
Основные нарушения:
- закрытие школ без согласия сельского схода,
- без соответствующего решения районных советов народных депутатов,
- без экспертной оценки
- решения принятие единолично главами районов.
- несоответствие автомобильных дорог, по которым предполагается пустить школьный автобус требованиям безопасности.
Остановить этот беспредел удается с большим трудом, лишь активными протестными действиями родителей и педагогов, не желающих уподобляться бессловестным жертвенным животным, которых отправляют на заклание.
Что предлагает сельским детям Ваше Министерство?
Первое. Ездить каждый день по 30-50 км в большую школу на замечательном желтом автобусе, почти таком же, как в американских фильмах.
Второе. Жить всю неделю в интернате при большой школе вдали от мамы с папой.
А вот если бы Вас и ваших чиновников поставить на место этих сельских жителей?
Уверена, никто бы не захотел, чтобы ребенок каждый день вставал в 6 утра, ехал по бездорожью, а зачастую и глухомани, где отсутствует и сотовая связь.
Наши российские дороги, сами знаете, и в городах-то не везде нормальные.
А не дай Бог, автобус заглохнет посреди лесной дороги в зимнюю стужу и позвонить невозможно будет…
После школы такое же непредсказуемое возвращение домой, причем уже ближе к вечеру. А ведь ребенку надо еще и уроки сделать…. После этого время остается только на сон, а утром опять ранний подъем.
Недавно в Кузбассе буквально всем миром удалось предотвратить закрытие школы в пос. Лыс Новокузнецкого района. Там многие школьники начальных классов приемные дети. В год Семьи кузбассовцы откликнулись на призыв усыновить детей. Ребятишек буквально только что забрали из детских домов в семьи, и если бы эту школу не отстояли – дети снова оказались бы на интернатском содержании.
Ну и где здесь здравый смысл?
Его трудно найти во всем, что касается позиции Министерства образования в отношении малокомплектных школ.
Сегодня усиленно насаждается тезис, что малокомплектные сельские школы - это плохо. Но почему – то в городе, все кто может себе позволить, уверена, что и Ваши, Андрей Александрович, сотрудники, стараются подобрать для своего чада лицей или гимназию, где в классе обучается не более 10 человек, чтобы на уроках учитель мог позаниматься с каждым индивидуально.
Разве это не пример двойных стандартов Вашей образовательной политики?
Не спорю, есть школы, где ощущается нехватка квалифицированных педагогов. Но, не Вы ли со своими реформами и законом о монетизации льгот создали такую ситуацию?
Учителей постепенно лишили льготного получения жилья в деревне, льгот, связанных с отоплением, подвозом дров, угля, с ремонтом дома.
Недавно мужчин-педагогов лишили освобождения от армии.
Но последнее, что окончательно «убьет» сельского учителя - Ваше, Андрей Александрович, подушевое финансирование. Для сельской школы - это смерти подобно.
Почему-то в разгромленной Южной Осетии понимают и начинают восстанавливать независимую республику со строительства школ.
Для всех, 1 сентября - святой день. Дети должны идти в школы. Люди живут в палатках, а школу открывают.
Почему же у нас в России все наоборот?
Совершенно очевидно: сегодня сэкономим на сельской школе – завтра уже не надо будет никакой господдержки селу, потому, что оно умрет вместе со школой.
Поэтому мне крайне удивительно, почему по поводу закрытия школ не бьет тревогу Министерство сельского хозяйство?
Неужели мы разучились мыслить комплексно?
Если мы действительно стремимся к инновационному развитию, нужно не закрывать сельскую школу, а превращать ее в основу для возрождения и развития села.
И может быть логичнее было бы средства нацпроекта "Развитие АПК" направлять не только на субсидирование процентов по кредитам, а, прежде всего, но инфраструктуру села - дороги, системы энергообеспечения, постройку соответствующих современному требованию школ, пусть даже и для 8 учеников.
Наша фракция считает, что у сельской школы должно быть гарантированное государственное обеспечение.
Нужна государственная программа поддержки сельской школы.
И, конечно, нам нужен закон, резко повышающий статус педагога, без всякого деления на городских и сельских жителей.
Разные варианты возможны. Например, приравнять, не сделать, а приравнять педагогов по условиям труда, социальным гарантиям и материальному обеспечению к государственным служащим.
Труд педагога не менее важен, чем труд государственного чиновника.
Цена вопроса – порядка 440 миллиардов рублей.
Да, дорого. Но это, извините, четвертая часть дополнительных доходов в бюджет прошлого года, четвертая часть только.
Ведь, в конечном счете, задача в том, чтобы вернуть государство в сферу образования.
Не надо подменять базовое финансирование грантами и различными надбавками.
Позиция нашей фракции становится особенно понятной, если учитывать, что правительство постоянно снижает долю бюджетных расходов на образование. В 2007 году она составляла чуть более 5%. В бюджете 2008 года на эту статью приходится 4,79%. В следующем году она снизится до 4,65%, а в 2010 году — уже 4,53%.
Поэтому все заявления правительства по увеличению поддержки образования - лишь лукавая манипуляция цифрами.
Это особенно очевидно, если сопоставить нынешние расходы и расходы доперестроечных 70-х годов. Тогда они не опускались ниже 7% валового внутреннего продукта. Сейчас в так называемых развитых капиталистических странах этот показатель составляет 5,3—5,5%. А вот в нынешней РФ — не более 3,5%.
Что же касается национального проекта “Образование”, то он, как известно, свертывается. Мы же предлагаем его расширить, включив в него наиболее злободневные позиции:
а) восстановление системы дошкольного образования (за последние годы вдвое сократились и численность, и доля детей, которые посещают дошкольные учреждения);
б) борьба с беспризорностью и необходимость посадить за парты всех детей школьного возраста (речь идет, по некоторым данным, о 2,5 миллиона подростков). Решению этой задачи способствовало бы и доведение размера детского пособия на каждого ребенка до прожиточного минимума;
в) страна должна определить шаги к переходу к общедоступному высшему образованию, как это делают экономически высокоразвитые страны.
Вместо включения этих насущных задач в национальный образовательный проект правительство и Кремль сокращают его финансирование. В 2008 году на проект “Образование” выделено 43 миллиарда рублей, в 2009 году — вдвое меньше, а в 2010 году — вообще ничего.
И если год назад самой одиозной фигурой в правительстве был бывший министр здравсоцразвития Зурабов, то сегодня школьников и студентов пугают Вами, Андрей Александрович,
Ваших выступлений в СМИ и появлений на экране, боятся и дети, и родители, и педагоги. Что стоит одно Ваше заявление, прозвучавшее на совещании у президента 24 июля 2008 г. о сокращении вузов до 150-200, а университетов до 50! Сами-то Вы можете назвать какую -либо страну, где количество вузов сокращалось бы в 5-7 раз?
Даже Егор Гайдар предлагал в свое время уменьшить число вузов только в 2-3 раза.
Теперь говорят, что 90-е годы были "лихими". Какими же тогда назовут наши двухтысячные? Сколько в России останется студентов?
Как будут получать образование молодые люди из провинции? Ведь даже при хороших результатах ЕГЭ столичная жизнь им не по карману.
Не так давно президент высказался по поводу известного всем события: "Не надо кошмарить бизнес". Перенося это высказывание на сферу образования, обращаемся к Вам, Андрей Александрович:
Не надо кошмарить образование! Найдите в себе мужество и подайте в отставку."