Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Советская Россия»: Фуршет вместо работы. Парламентская хроника

На заседании Госдумы разразился скандал по причине специфической методики в области законотворчества, применяемой председателем думского комитета по строительству и земельным отношениям "единороссом" Мартином Шаккумом.

Галина Платова («Советская Россия»)
2008-07-12 20:03

Не то чтобы землемер кому-то чего-то недомерил. Нет. До этого еще не дошло. Но как раз из-за Шаккума после подобающих окончанию весенней сессии торжеств – речей, гимна, банкета – внезапно на стол спикеру Грызлову легло заявление от депутатов Алексея Корниенко (КПРФ) и Галины Хованской ("СправРоссия"). Они возвращались к острой дискуссии, вспыхнувшей на заключительном заседании палаты. Депутаты писали: "На пленарном заседании 05.07.2008 г. председателем комитета по строительству и земельным отношениям Шаккумом М.Л. были доложены поправки в ряд федеральных законов, якобы рассмотренных на заседании комитета 04.07.2008 г. в 14 час.00 мин. Заявляем, что депутаты – члены комитета Сокол С.М., Корниенко А.В., Ширшов К.В. (КПРФ), Хованская Г.П. и Терентьев А.В. ("СправРоссия") не были извещены о заседании комитета…

Как стало известно, 04.07.2008 г. в 14 час. 00 мин. в комитете по строительству и земельным отношениям проходил фуршет… Считаем, что такое отношение руководителя комитета является не только нарушением Регламента Госдумы, но и элементарной этики. Депутаты Г.П.Хованская, А.В.Корниенко".

Шаккума уличили не только в увлечении фуршетами в рабочее время, но и во лжи, а позже и в подмене закона. Резкое недовольство со стороны депутатов-коммунистов и некоторых "справроссов", выразившееся на заседании, Грызлов подавил, манипулируя залом. Спикер думал, что на этом все и закончится. Однако дело получило продолжение. И касается оно самой горячей темы – вопроса о земле.

Думские наблюдатели отмечают, что "единороссы" запутывают земельное законодательство до такой степени, что его невозможно понять ни крестьянину, ни горожанину. Порой сами депутаты не в силах постичь смысл навороченных статей с оговорками и ссылками на различные правовые акты. Чтобы в них вникнуть, нужно время. Фракция "Единая Россия", пользуясь своим численным перевесом, установила традицию принятия наиболее важных законов наскоком, не оставляя депутатам ни минуты на раздумья. Об анализе законопроектов, заключениях профессионалов-экспертов уже забыто.

На последних заседаниях сессии голосование по законам шло конвейером. В повестке дня было по 50 и более законопроектов, в том числе и шаккумовские – "О содействии развитию жилищного строительства" (принятый в первом чтении под названием "О Фонде содействия…", о чем писала "Советская Россия" №67, 28 июня 2008 г.) и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений". Возможно, "единоросс" рассчитывал, что рассмотрение галопом позволит ему без лишних дискуссий протащить законы по скупке, захвату и перепродаже земель, приглянувшихся финансовым воротилам.

Но расчеты не оправдались. Земельные законы вызвали шквал критики со стороны оппозиционно настроенных депутатов. Исчезновение слова "фонд" в заголовке закона, якобы содействующего жилищному строительству, никого не обмануло. Второе чтение вылилось в еще более ожесточенную полемику. Схлестнулись две непримиримые позиции: Шаккума с тремястами единопартийцами и фракции КПРФ. "Единороссы" запускали Фонд по приватизации земель, наделяя его широчайшими правами и возможностями. Коммунисты вообще были против Фонда, но за контроль в области земельных отношений. Однако "единороссы" приняли закон о Фонде в выгодном для буржуазии варианте.

После третьего чтения закон отправился в Совет Федерации с предписанием: принять обязательно. Коммунисты, не имея возможности преодолеть "единороссовское" большинство, сочли своим долгом предупредить общество: принят чудовищный закон. Фонд Шаккума будет изымать земли у университетов, научных учреждений, музеев, у других государственных структур. Борис Кашин (КПРФ) обратил внимание на то, что текст закона кардинально менялся между первым и вторым чтениями. Увеличилось количество статей, вместо первоначальных 25 страниц стало 62. Изменена организационная форма "чрезвычайной комиссии", которая создается при Фонде для приватизации федеральной земли "без механизма учета государственных интересов при изъятии у государственных организаций земли и недвижимости".

Ученого Б.Кашина крайне беспокоит, что научные учреждения остались беззащитны перед Фондом Шаккума. Двумя годами ранее в законе "О науке и государственной научно-технической политике" была ликвидирована норма, закрепляющая землю за Российской академией наук, НИИ, вузами в бессрочное безвозмездное пользование. Фонд, управляемый высшим чиновничеством, может признать любого из этих пользователей землей неэффективным хозяйственником и отобрать участки.

Чаще всего это будет происходить с теми землями, где выгодно строить доходные дома. Что важнее для государства: доходный дом или научное учреждение? Решать это будут не ученые, не эксперты, а чиновники из Фонда и правительства. Это будет приватизация земли без каких-либо сдерживающих механизмов, схожая с захватом народной собственности в начале 90-х годов. То имущество – а в это понятие входит и земля, – которое изымается в Фонд, перестает быть государственной собственностью, превращаясь в собственность Фонда. Проверять сию структуру никто не имеет права, кроме назначенной самим Фондом аудиторской организации. "Критерии принятия решения отсутствуют, механизм продажи участков не проработан, все это способствует коррупции", – подчеркивали депутаты-коммунисты. Они попытались отправить этот законопроект в Комиссию по противодействию коррупции. Но "единороссы" не позволили этого сделать, чем только подтвердили подозрения: закон очень опасен.

Законопроект, продавленный "Единой Россией" и ЛДПР на предпоследнем заседании Госдумы во втором чтении, к третьему, последнему, чтению появился в новой редакции. Происходило это на завершающей сессии пленарки. К думской трибуне вышел Шаккум и потребовал вернуть законопроект к процедуре второго чтения. И следом обрушил на народных избранников ворох поправок, появившихся невесть откуда за одну ночь. Депутаты стали допытываться, кто автор изменений и на каком основании шаккумовский комитет присвоил себе право самочинно переписывать под покровом ночи закон. Шаккум сослался на Минфин, которому вдруг захотелось обновить закон. "…Предлагается, – сообщил "единоросс", – установить механизм финансирования расходных обязательств РФ за счет средств бюджетов субъектов; …ввести механизм субсидий из бюджетов субъектов РФ федеральному…; …дополняется перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ; …вводится статья о порядке и условиях предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ. Предоставление таких субсидий будет осуществляться на основании соглашений". Изменения затрагивают многие действующие законы, от Бюджетного и Гражданского кодексов до закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...". Их содержание, по думскому регламенту, Шаккум обязан был рассказать до мельчайших подробностей: должны же депутаты знать, за что они голосуют. Но "землемер" сам, видимо, не очень был осведомлен, в чем заключаются вносимые изменения. С наивным видом Шаккум опирался на минфиновскую мотивировку: "…привлечь дополнительные средства на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения". Выполнив грязную работу для кудринского ведомства, "землемер" порекомендовал Госдуме принять "поправки".

Коммунист Николай Коломейцев: "Это самый коррупционный закон, который принесет людям больше горя, чем 122-й. Прошу председателя комитета пояснить, когда, при каких обстоятельствах рассматривал комитет новую редакцию закона и почему наших представителей не пригласили на это заседание?" Последовали ссылки на то самое "собрание", которое запомнилось как фуршет.

Коммунист Н.Коломейцев доказывал: "После того как Минфин ликвидировал дорожный фонд страны, теперь норовит выкачать из наших дефицитных региональных бюджетов некие субсидии сверхпрофицитному федеральному бюджету. Мы его только за это полугодие пересматривали дважды и 2,5 трлн руб. отправили опять в стабфонд. Но это не единственная причина, из-за которой закон о якобы совершенствовании земельных отношений принимать нельзя. Он затрагивает интересы огромного количества людей. Его принятие повлечет неисчислимое количество судебных тяжб, так как начнется прямой отъем, в том числе и рейдерские захваты, земельных участков и предприятий, прежде всего государственных (унитарных), продолжится атака на государственную собственность, которой у нас и так осталось всего 10,5%. Этот закон породит правовой нигилизм в обществе, потому что сегодня люди, приближенные к органам власти и правоохранительным органам, по праву силы будут чинить беспредел".

Н.Коломейцев предложил записать в постановлении Госдумы, что закон нуждается в тщательнейшей экспертизе со стороны Комиссии по противодействию коррупции, чтобы, наконец, выяснить, кто вмешивается, создает конфликты в земельных отношениях в РФ, лишая селян земли. Впрочем, Шаккум проговаривался о закулисных силах: "правительство и Главное правовое управление администрации президента…" Это им не понравились поправки по закреплению земельных паев за крестьянами. Пожелания закулисья для Шаккума важнее любого закона. Поэтому он категорически против проверки закона на коррупционность. А что думает на этот счет Грызлов, как он расценивает заявление депутатов Корниенко и Хованской? Узнаем ли мы об этом?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.