Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Советская Россия» о том, как «стерилизатор» Кудрин переделил госбюджет. Парламентская хроника

Во второй раз за пять месяцев этого года в РФ изменены основные параметры бюджета на 2008, 2009 и 2010 годы, перекроен ряд расходных статей и даже пересмотрены ранее заявленные приоритеты финансовой политики страны.

Галина Платова («Советская Россия»)
2008-06-19 09:50

Бюджет – несущая конструкция в экономике. Рассчитывать конструкцию всегда нужно точно, чтобы не перекосило все здания. Но это правило не действует в России. В разгар финансового года переделывают бюджетную конструкцию, потому что в ней допущены ошибки. "Сооружение" трещит по швам. Но – ломать не строить, считают в Минфине РФ. На руинах легче наживаться…

Вице-премьер и министр финансов А.Кудрин, когда с непроницаемым лицом сообщил на заседании Госдумы 10 июня, что он пересчитал основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на трехлетку в сторону увеличения доходов, которые и в самом деле выросли по причине вздорожания энергоносителей. Прежние параметры финансового плана основывались на цене 69 долларов за баррель нефти (тогда уже баррель стоил около 100 долларов). Когда баррель поднялся в цене почти до 140 долларов (120 долларов – нефть марки юралс), а знатоки мировой конъюнктуры предрекают взлет до 150 долларов и выше, Кудрин строит расчеты на стоимости 92 доллара за баррель, отклоняясь от реальных показателей как минимум на 30%. Почему министр избрал такую методу "прогнозирования" – на этот вопрос не ждите ответа от Кудрина.

Недоумение вызывают действия министра и в распределении доходов. По его (усеченному на 30%) прогнозу доходная часть бюджета в 2008 году вырастет на 908 млрд руб. Из них 778 млрд руб. – за счет продажи нефтегазовых ресурсов, 130 млрд руб. – за счет реальной экономики. Сырьевые миллиарды Кудрин отправляет в стабфонд, который раздулся уже до 8 трлн 965 млрд руб., а 130 млрд руб. пускает как бы на расходы. Кстати, как Кудрин ни старался упразднить термин "стабфонд", переименовав его в фонды "будущих поколений" и "национального благосостояния", старое название не исчезло, как и сущность накоплений. Для нас это – омертвленные деньги, которые Кудрин, по его выражению, "стерилизует".

В подзаголовке к Закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (его Кудрин повелел "единороссам" принять без лишних разговоров, что те и сделали: "за" – 330 голосов) сказано, что увеличиваются бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства, объектов капитального строительства, на социальную защиту отдельных категорий граждан, поддержку субъектов РФ и др. Хорошие слова. Но можно ли им верить?

Перво-наперво о чем действительно позаботился господин Кудрин – так это "о возможности дополнительного предоставления кредитов иностранным государствам" на сумму 10 млрд руб. из расходных 130 млрд руб. Каким государствам, и на каких условиях – неизвестно.

На сельское хозяйство, как провозгласил Кудрин, направляется 49,5 млрд руб. Но из них 30 млрд руб., минуя АПК, уйдет прямиком в… "Россельхозбанк". На подкормку банкиров, о которых Кудрин печется круглосуточно. Из остатка Кудрин отдает 10 млрд руб. на поддержку базы комбикормов и 8 млрд – на компенсацию затрат на средства химизации. А на что покупать сельхозтехнику, где компенсации расходов на горючее, на подготовку сельских кадров, восстановление инфраструктуры для сельхозпроизводства? О таких "мелочах" Кудрин даже не вспомнил.

Его, конечно, беспокоит продолжающийся рост цен на продовольствие. Но – всего лишь как фактор, подстегивающий инфляцию. В целом же, по Кудрину, инфляция "затухает". Только "затухающую" инфляцию даже минфиновская спецметодика не может привести в соответствие с прогнозом Кудрина. Он обещал в 2008 год не более 8,5%, а тут и полгода не прошло, как признали инфляцию в 10,5%. Такая вот незадача: бриллианты дешевеют, а хлеб и масло дорожают. Если бы Кудрин был честным правительственным чиновником, и не темнил с подсчетами, то сказал бы гражданам, что минимальный продуктовый набор подорожал более чем на 20%. И если бы исполнительная власть действительно стремилась поддержать социально незащищенных граждан, то в первую очередь провела бы полноценную индексацию всех пенсий и пособий.

На всю социалку, затрагивающую интересы 120 млн россиян, Кудрин выделил 35,6 млрд руб., "размазав" их, как кашу по тарелке. На эти деньги главный путинский финансист запланировал: обеспечить жильем ветеранов, транспортными средствами – инвалидов, платить лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, повысить единовременные пособия по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком, единовременные пособия при передачи ребенка на воспитание в семью, пособия "чернобыльцам", стоимость социального пакета, ежемесячные выплаты Героям, донорам, детям-инвалидам, блокадникам. Как можно втиснуть все эти расходы в 35,6 млрд руб.?

Далее думцам был представлен проект Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг", где приоткрывался секрет объявленных увеличений. Как признался зам. министра здравоохранения и соцразвития Ю.Воронин, речь идет всего-навсего о технической доиндексации социальных выплат, установленных на 1 апреля 2008 г. В марте выплаты были проиндексированы всего на 8,5% на официальную инфляцию, а теперь стало очевидно, что надо все-таки индексировать как минимум на 10% инфляции. Поэтому социальные выплаты доиндексируются всего на 1,5%. Вот и считайте, на сколько вырастет пакет социальных услуг, лекарственные расходы, инвалидные дотации и прочие соцпособия. Если в среднем цена соцпакета, заменившего натуральные льготы, равна чуть более 500 руб., то после доиндексации на 1,5%, пакет " потяжелеет " аж на 10 руб.! Ю.Воронин, осознавая издевательский уровень "роста" бюджетных благ для народа, вынужденно уточнил, что "в некоторых случаях сумма увеличения ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) незначительна", потому что слишком несовершенен порядок индексации ЕДВ. Правильный вывод, господин Воронин. Но кто ввел этот порядок? Минфин, Минздравсоцразвития при полном согласии правительства, президента и фракции "Единая Россия", принявшей закон №122. Теперь похваляются десятирублевыми надбавками.

Между тем Кудрин и его спецы нашли "правильные" подходы к другим расходным статьям. При анализе распределения дополнительных бюджетных средств депутаты фракции КПРФ обнаружили ряд не афишируемых Кудриным статей, финансируемых на широкую ногу в 2008 году. Обоснованность их вызвала сомнения у коммунистов. Судите сами:

1,3 млрд руб. выделяется на авиационные перевозки высших должностных лиц;

1,0 млрд руб. – на проведение встречи в верхах Россия-ЕС в г. Ханты-Мансийске;

1,8 млрд руб. – на ремонт в Доме Правительства и его оснащение новым оборудованием;

более 2,0 млрд руб. – на организацию охраны высших должностных лиц страны;

180,1 млн руб. – на финансовое обеспечение дополнительной численности аппарата Правительства;

200,6 млн руб. – на закупку автомобилей БМВ-700, БМВ-525 и Форд-Мондео для обслуживания депутатов и судей Конституционного Суда;

38,7 млн руб. – на празднование 15-летия Совета Федерации.

более 2,0 млрд руб. – на предоставление льгот и компенсаций упраздненным и преобразованным федеральным органам исполнительной власти; 2,2 млрд руб. – на строительство библиотеки им. Ельцина в Екатеринбурге.

Итого на красивую жизнь для властного чиновничества дополнительно выделяется из госбюджета до 10 млрд руб. На ЕДВ ветеранам, которые отдали свой труд и силы стране и создали все имеющиеся у нас богатства, дополнительные затраты составят всего 553,2 млн руб. В среднем ветеранское ЕДВ с 1 июля 2008 года будет равно 1726,4 руб. Чиновники получают в десятки раз больше.

Еще одно сравнение. Дополнительные расходы на всю российскую оборону Кудрин увеличил только на 19,7 млрд руб., а на горстку правящих чиновников не пожалел 10 млрд руб.!

Депутаты фракции КПРФ, отметив, что поддерживают, хоть и ничтожное, но все-таки увеличение соцвыплат, высказались категорически против кудринского бюджетного планирования и распределения государственных средств. По мнению Сергея Решульского, " бессмысленно анализировать изменения в бюджете-трехлетке, если правительство не может в достаточной степени достоверно спрогнозировать экономическую ситуацию в стране на три месяца вперед". "Что это за прогноз? Более чем на 35% допущена ошибка в подсчете доходов. При этом расходы увеличиваются только на 7%. Может ли нормально развиваться экономика в стране, где не умеют считать и прогнозировать госбюджет? Мы против такого бюджета трехлетия".

"Это делается специально, чтобы в мутной воде решать иной вопрос", – уверен В.Кашин. Такой же точки зрения придерживается С.Штогрин, обративший внимание на особенность бюджета: дополнительные средства перераспределяются не только между разделами бюджета, но и между годами.

Деньги перекидываются с 2008-го на 2009-й, 2010-й годы, и, наоборот, с 2009-го, 2010-го годов – на 2008-й год. При этом неожиданно сокращаются некоторые расходы 2008 года. Под шумок, как заметил С.Штогрин, "сокращаются ассигнования на здравоохранение, физкультуру и спорт на 8 с лишним миллиардов рублей, на 3 с лишним миллиарда – социальная политика. Это говорит о том, что трехлетний бюджет еще больше дает правительству возможностей манипулировать деньгами".

То, что не успели разглядеть депутаты, увидел глава Счетной палаты С.Степашин: "Мы вроде бы увеличиваем расходы, но по этому же закону сокращаются утвержденные ранее статьи расходов". Манипулируя деньгами, Кудрин сэкономил: на ЖКХ – 1,4 млрд руб., на лесном хозяйстве – на 0,5 млрд руб., на среднем профессиональном образовании – на 0,2 млрд руб. В целом получилось солидно, 90 млрд руб. экономии. Если их вычесть из 120 млрд руб., добавленных Кудриным к расходной части бюджета, то получается, что прибавки почти не произошло. И в конце года можно будет говорить даже о сокращении бюджетных расходов в 2008 году. Потому что есть сомнения, что будут исполнены федеральные целевые программы (за 5 месяцев выполнены всего на 6%), инвестиционные программы (исполнены всего на 3%). В целом Степашин характеризует бюджет как не прозрачный, не имеющий порядка в учете имущества казны, "что существенно уменьшает финансовые активы страны".

Сюрприз от Кудрина уготован регионам.

Им сокращаются на 6 млрд руб. (из 16 млрд руб. запланированных) бюджетные дотации. Минфин углядел, что на местах пошли неплохие доходы по налогу на прибыль и по подоходному налогу – до 160-170%. Кудрин не смог такого пережить и скостил трансферты. Тем самым, считает Штогрин, утрачен стимул для регионов хорошо зарабатывать. На местах уже заявляют: зачем нам надрываться, сколько ни заработаем – все равно центр отберет. Да и регионов с большими деньгами в РФ мало. Налоги на прибыль и подоходный неравномерно распределяются по стране. На 50% они концентрируются в 6 субъектах РФ: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский АО, Татарстан и Краснодарский край. В других субъектах не на что строить ни дороги, ни коммунальные системы, ни повышать пособия, зарплаты.

А что происходит с деньгами стабфонда, с нашими, всероссийскими, как утверждает Кудрин, резервами? Разве не парадокс, что министр финансов практически не пускает ничего из нефтегазовых средств на развитие производственного сектора в стране, а на текущие расходы, как показывает данный, дополненный, закон о трехлетнем бюджете, Кудрин использует только поступления от реальной экономики. Да и то не полностью. А нефтегазовые доходы целиком отправляет в стабфонд. Большая их часть превращена в ценные бумаги США и других иностранных государств. Эффективность такого размещения резерва определил С.Степашин. "В первом квартале 2008 года фонды будущих поколений и национального благосостояния оказались в минусе: отрицательная величина по первому фонду составила 29 млрд руб.; по второму фонду – 9 млрд руб.". Сказался, с точки зрения Степашина, финансовый кризис, разразившийся в США. Но нам от этого не легче. Если дело и дальше пойдет на минус, так скоро от наших резервов ничего не останется. Для чего Кудрин "сжигает" государственные деньги? Об этом депутаты хотели было спросить министра, но тот ушел из Госдумы сразу после своего доклада, дав понять, что ему безразлично, что скажут депутаты о нем и переделенном бюджете.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.