Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат Госдумы Владимир Никитин: 90 тыс человек - вынужденных переселенцев не имеют постоянного жилья

Проблема с обеспечением жильем вынужденных мигрантов негативно сказывается на программе по добровольному переселению соотечественников, отмечают в Государственной думе РФ. Обещанного жилья по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ожидают 28600 семей вынужденных переселенцев.

ИА PRIМ.REGNUM.ru (prim.regnum.ru)
2008-04-26 10:48

Как передает корреспондент ИА REGNUM , в ходе прошедшего 24 апреля заседания комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками отмечалось, что сложная ситуация с обеспечением жильем вынужденных переселенцев сложилась в Брянской, Калужской, Рязанской, Ярославской областях, республике северная Осетия - Алания. "Калининградская область бьет тревогу".

Глава подкомитета по миграционной политике комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин (КПРФ) отметил, что 90 тысяч вынужденных переселенцев не имеют на территории России постоянного жилья и проживают в центрах временного размещения, общежитиях, а также в условиях поднайма или найма жилья у физических лиц, нанимателей или собственников жилья.

"Тот факт, что 90 тыс человек-вынужденных переселенцев не имеют постоянного жилья, отрицательным образом сказывается на реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", - подчеркнул депутат. По его словам, из-за проблем с обеспечением жильем в 2007 году приехали лишь "несколько сотен" соотечественников, хотя по плану предполагалось, что желающих вернуться на родину будет около 50 000 тысяч.

В.С.Никитин также привел данные, в соответствии с которыми из 28600 семей вынужденных переселенцев больше всего проживают в Южном федеральном округе - 9,4 тысячи семей, в Центральном, а также Приволжском федеральных округах - 5,7 тысяч, в Сибирском федеральном округе - 3,9 тысяч, Северо-Западном федеральном округе - 2,1, Уральском федеральном округе - 1,6 тысяч, Дальневосточном федеральном округе - 0,2 тысячи семей.

В соответствии с частью четвертой статьи 5 федерального закона "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет, сказал В.С.Никитин. За этот срок федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих в обустройстве срок действия этого статуса продлевается ежегодно. Для многих он растянут на три пятилетки. Сейчас получают жилищные сертификаты те, кто встал на очередь в 1997 году, привел данные депутат-коммунист В.С.Никитин.

Глава подкомитета по миграционной политике отметил, что при таком финансировании и механизме решения проблемы во многих регионах, как например, в Брянской области, все вынужденные переселенцы будут обеспечены постоянным жильем лишь через 14 лет, то есть к 2022 году. А если учесть, что в числе нуждающихся более 20% - это пенсионеры по возрасту, то они до этого счастливого дня могут не дожить. "Это антигуманная политика", - заявил В.С.Никитин.

В.С.Никитин напомнил, что Россия трижды меняла механизм решения проблемы "по принципу от плохого к худшему". В частности, в Рязанской области с 1993 по 2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет их смогли получить 1419 семей вынужденных переселенцев, то есть по 158 семей в год, сказал депутат. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования, возвратные ссуды были заменены субсидиями из федерального бюджета. За 5 лет их смогли получить всего 35 семей, то есть по 7 семей в год, отметил Никитин. А с 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами. За 3 года их смогли получить всего 19 семей, то есть по 6 семей в год. А в очереди в Рязанской области стоит 120 семей вынужденных переселенцев. "При таких темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет", - сказал В.С.Никитин.

С 2006 года ФМС России и ее территориальные органы лишены полномочий по выдаче и реализации государственных сертификатов для вынужденных переселенцев. Государственным заказчиком подпрограммы в программе "Жилище" определено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой). Но, сказал В.С.Никитин, установленный Росстроем порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия - Алания - 4,3 тысячи семей из 28600. "Это почти 15% от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерация", - сказал В.С.Никитин. "Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году тоже один сертификат. Таким образом, обустроены две семьи. Это издевательство над здравым смыслом", - заявил Никитин.

В тоже время, сказал В.С.Никитин, Росстрой справедливо отмечает, что эффективность реализации жилищных сертификатов сдерживается из-за отсутствия утвержденных региональных программ строительства жилья социальной направленности, которое могло бы приобретаться соотечественниками, получающими государственную поддержку в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по ценам соответствующим размерам предоставления социальных выплат.

По словам депутата фракции КПРФ на обеспечение жильем вынужденных переселенцев в 2008-2010 годах предполагается потратить около 4 млрд. рублей, что "позволит решить проблему обеспечения жильем 13% семей". "А может быть и меньше, с учетом инфляции и роста цен", - добавил депутат.

Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает правительству РФ увеличить ассигнование на реализацию подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" с учетом инфляции, удорожания стоимости жилья на рынке недвижимости. Комитет также рекомендует ускорить выполнение поручения президента РФ о подготовке предложений о едином порядке оказания господдержки в жилищном обустройстве граждан, утративших жилье в результате разрешения кризисов в Чеченской Республике, осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также граждан-вынужденных переселенцев из республик бывшего советского Союза.

Комитет поддерживает предложение Федеральной миграционной службы (ФМС) о дополнительном выделении средств бюджета на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. "В целях окончательного завершения в 2008 году обеспечения постоянным жильем вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 909,2 млн. рублей. Тогда 2000 семей, а это почти 7,5 тысяч человек, будут обеспечены постоянным жильём уже в этом году", - сказал В.С.Никитин.

Подкомитет также обратил внимание на то, что при ограниченном финансировании подпрограммы "удивительно резко сократилось число вынужденных переселенцев, имеющих право на получение государственной поддержки в обеспечении постоянным жильем", сказал Никитин. Если по состоянию на 1 января 2007 года в территориальных органах ФМС России в сводных списках вынужденных переселенцев состояло 34200 семей, или 89400 человек, то по состоянию на 1 января 2008 года их осталось 28600 тысячи семей, или 72800 тысячи человек, привел данные депутат-коммуниств.

В.С.Никитин обратил внимание на то, как могли почти 17 тысяч человек потерять право на государственную поддержку, если в 2007 году для получения ими постоянного жилья было выделено менее одной тысячи государственных сертификатов. "Как выяснилось, одной из причин такого сокращения очереди явилось проводимое в России изменение статуса общежитий", - заявил В.С.Никитин, отметив, что многие вынужденные переселенцы, проживавшие ранее в общежитиях, потеряли право на получение господдержки для обеспечения постоянным жильем в связи с передачей общежитий на баланс органов местного самоуправления, которые заключили с ними договора социального найма жилья. "А наличие такого договора по жилищному законодательству определяет, что данный человек жильем обеспечен. И поэтому он лишается права получить господдержку из федерального бюджета, как вынужденный переселенец", - сказал Никитин. Он заявил о необходимости внести изменения, убирающие нестыковку жилищного и миграционного законодательства. В частности, одним из путей может быть включение в региональные законодательства нормы, предусматривающей заключение с вынужденным переселенцем, проживающим в общежитии краткосрочного договора социального найма.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.