Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат В.И.Кашин: Предлагаемые КПРФ поправки в Лесной Кодекс помогут остановить вал криминала в сфере лесопользования. Доклад на пленарном заседании Госдумы 18 апреля

Уважаемые коллеги! Сегодня мы располагаем информацией о нарастании нарушений законодательства в сфере лесных отношений. Это, прежде всего, массовые нарушения, связанные с незаконной рубкой деревьев, переводом лесных земель в нелесные, организацией лесных аукционов и конкурсов, а также ущемление прав граждан на доступ к лесам и лесным ресурсам, прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на ведение традиционного образа жизни и деятельности в местах их компактного проживания и другие.

KPRF.RU
2008-04-19 08:20

На Дальнем Востоке удельный вес незаконно добытой древесины составляет порядка 40 % от общего объема легального лесопользования. В Республике Карелия размер ущерба, причиненного в 2006-2007 годах преступлениями, совершенными в сфере лесных отношений, составил более 200 млн. рублей, а в Брянской - около 60 млн. рублей. В тех субъектах Российской Федерации, где лесная отрасль характеризуется высокой доходностью, экспортной ориентированностью, такие нарушения носят угрожающий характер.

Незаконные рубки лесных насаждений в национальном парке "Лосиный остров" и в водоохраной зоне канала им. Москвы как циничным вызовом обществу иначе не назовешь. Вершиной безобразия в лесной отрасли явились состоявшиеся аукционы по предоставлению в аренду лесных участков в Московской области.

Выявлены факты злоупотреблений со стороны чиновников различных рангов и работников лесхозов В Костромской, Нижегородской, Саратовской, Тверской, Ульяновской, Ярославской и Московской областях, где органами местного самоуправления земельные участки в лесном фонде незаконно выделялись под строительство различных объектов.

В процессе реализации положений Лесного кодекса об аренде лесных участков граждане лишались прав на доступ к лесам и лесным ресурсам. Такие нарушения не способствовали гармонизации отношений между бизнесом и местным населением.

Недовольство местного населения вызвало также введение платности за сенокошение и выпас домашних животных.

Имели место случаи нарушения прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока в местах их проживания.

Изложенные факты и массовые обращения граждан во фракцию КПРФ породили настоящую законодательную инициативу.

Уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 2, 9, 36, 42, 55, 58, 67, 71, 72), федеральных законов, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П и направлен на обеспечение рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и их ресурсам.

Законопроектом предусматривается внести следующие изменения в Лесной кодекс.

1. В статье 1 предлагается изложить 12 принципов лесного законодательства в новой редакции. При этом такие принципы (точнее - понятия) как "подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категории защитных лесов"; "использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека"; "воспроизводства лесов, улучшения их качества". "недопустимость использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления" предлагается исключить из числа принципов лесного законодательства. Первые три понятия поглощаются таким принципом как "обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах". Принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления - это предмет законодательства о государственном строительстве.

2. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс статьей 11 (п.2). В ней даны определения основных понятий, применяемых в Лесном кодексе.

Считаю необходимым обратить Ваше внимание на то, что в Лесном кодексе лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. При таком определении лес не может рассматриваться как имущество, как объект гражданских прав. Ведь экологической системой может быть отдельное дерево или куст! Поэтому в законопроекте лес рассматривается как совокупность древесно-кустарниковой растительности, иной растительности, почвы, животных и микроорганизмов. Это означает, что лес является сложным имуществом (статья 134 ГК РФ), имуществом особого рода (Постановление КС РФ от 9 января 1998 г. № 1-П).

Законопроектом предлагается статью 5 изложить в новой редакции и в ней дать исчерпывающий перечень объектов лесных отношений.

3. Далее, статьи 6 и 7 (пп. 5 и 6 соответственно) предлагается изложить в новой редакции. В соответствии со статьей 6 лесной фонд рассматривается как собой достояние многонационального народа Российской Федерации, используется и охраняется он  как основа его жизни и деятельности, как гарантия существования нынешних и будущих поколений. В статье 7 определены составные части лесного фонда, дано определение понятия "участки лесного фонда".

4. Статья 8 (п. 7) излагается также в новой редакции. Ею объявляется федеральная собственность на лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, предусматривается возможность передачи участков лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации (на основании федерального закона) и запрещение передачи земель лесного фонда в собственность физических лиц и юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.

Дополнением к статье 9 (п. 8) предусматривается запрещение на выкуп лесных участков, предоставленных в пользование на праве аренды, а также на передачу арендных прав лесопользования, прав пользования лесным участком другим лицам, залог таких прав, внесение таких прав в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Для справки:  Статьей 624 Гражданского кодекса РФ допускаются случаи запрещения выкупа арендованного имущества

5. Статью 11 (п. 9) предлагается изложить в новой редакции. В ней (п. 9) описан порядок осуществления конституционных прав граждан на общедоступное лесопользование. В этой статье предусмотрены также обязанности граждан и исчерпывающий перечень ограничений их прав на такое лесопользование.

6. Дополнением к статье 23 (п. 10) предлагается закрепить статус лесничеств и лесопарков как первичного звена в системе управления использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов. Таким образом сохраняется преемственность в лесном законодательстве. Согласитесь, сложно воспринимается понятие "лесничество" как лесной участок…

7. В статье 25 предусматривается (п. 11) уточнить названия видов лесопользования, связанных с размещением водохранилищ и иных искусственных водных объектов, строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и специализированных портов. Здесь же конкретизируются виды лесопользования, связанные с переработкой древесины и иных лесных ресурсов, вносится дополнение о следующих видах лесопользования: общедоступное лесопользование и использование лесов в местах традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

Могу разочаровать оппонентов в том, что переработка древесины и иных лесных ресурсов является обычной коммерческой деятельностью и к лесопользованию прямого отношения не имеет.

Другие виды лесопользования (общедоступное, а также использование лесов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов) переведены в самостоятельный вид лесопользования в виду их особого правового режима.

8. Законопроектом предусматривается дополнение Кодекса статьями 251 и 252. В этих статьях (п. 12) дано определение понятия "лесопользователь", предусмотрены права и обязанности лесопользователей. Надеюсь, что наличие такого перечня обязанностей - это гарантия включения их в условия договора об аренде лесного участка, других договоров в лесопользовании, включая обязательства по соблюдению прав граждан на общедоступное лесопользование.

С целью защиты интересов бизнеса в этой статье предусмотрены также права лесопользователей.

9. Дополнением к статье 35 (п. 13) предусматривается, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами для собственных нужд осуществляется свободно и бесплатно, за исключением случаев, когда такое лесопользование запрещено.

Поправкой к статье 38 (п. 14) предлагается установить порядок предоставления лесных участков гражданам для ведения сельского хозяйства (сенокошение, выпас животных и др.) для собственных нужд и закрепляется бесплатность лесопользования в этих целях.

10. Новой редакцией статей 44 и 46 (пп. 16, 17) предлагается установить порядок использования лесов для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, размещения и строительства гидротехнических сооружений, специализированных портов, а также размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов.

11. В новой редакции статьи 48 (п.18) предлагается установить порядок лесопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, бесплатность лесопользования ими в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности.

12. Дополнением в статью 62 (п. 19) предусматривается, что лесовосстановление на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, должно проводиться в сроки, предусмотренные в договоре аренды, а на лесных участках, предоставленных в пользование на основании других договоров, лесовосстановление осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим договором.

13. Дополнением в статью 71 (п. 20) предлагается ввести запрещение на передачу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся местами традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской  Федерации.

14. В новой редакции статей 81, 82, 84 (пп. 21, 22 и 23) предложен перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений, нацеленных на эффективное управление использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, на обеспечение защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и их ресурсам. Ряд полномочий, которые не нуждаются в закреплении законом, исключены.

15. Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 93  (п.24) с требованием государственной регистрации прав аренды лесных участков.

16. Законопроектом предлагается статью 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" признать утратившей силу, потому что распоряжение лесными участками, находящихся в федеральной собственности, может осуществлять только Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что эта статья Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не согласуется с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом "О Правительстве РФ".

17. Законопроектом предлагается леса и многолетние насаждения отнести к имуществу, восстановить пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в прежней редакции.

18. Законопроектом предлагается в статье 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» расширить перечень документов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в части проектов федеральных целевых программ, проектов федеральных схем комплексного использования, восстановления и охраны природных ресурсов, а также проектов документов по переводу земель лесного фонда в другие категории, земель сельскохозяйственного назначения в другие категории и обосновывающие к ним материалы.

19. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об обороне» положение об обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлять в установленном порядке в пользование леса и водные объекты, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, для нужд обороны.

20. Законопроектом предусматривается регистрация лесных участков в соответствии с Федеральным законом от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».. Заодно восстановить статус лесного участка как имущества сложного, как имущества особого рода.

21. Законопроектом предлагается внести в Земельный Кодекс положение о возмещении потерь лесных ресурсов при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда.

22. Законопроектом предусматривается внести в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения об обязательном проведении публичных слушаний в случае намечаемого перевода земель лесного фонда в иные категории земель в порядке, установленном Правительством РФ.

Уверен, что если бы с 2007 года такие публичные слушания проводились по каждому случаю намечаемого перевода земель лесного фонда в иные категории земель, то мы избавились бы от незаконного строительства различных объектов на землях лесного фонда, от незаконной рубки лесных насаждений в особо охраняемых территориях и водоохранных зонах, от ненужного недовольства граждан.

23. Законопроектом предусматривается, что этот Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

При этом предлагается, что положения затронутых федеральных законов (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 года.

Полагаю, что настал момент истины. Мы - избранники народа России - обязаны сегодня решить пусть небольшую, но важную ЗАДАЧУ по сохранению российского леса, по защите прав граждан России на доступ к лесу и лесным ресурсам. От имени авторов прошу поддержать настоящий законопроект и заверить Вас, уважаемые коллеги, что мы готовы принять любую помощь в его доработке.

Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.