Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Сергей Собко: «В сфере ОПК «купеческий» подход не приемлем!»

В минувшую среду под эгидой парламентского Комитета по промышленности прошел «круглый стол» на тему «Основные направления государственной политики снижения негативных социальных последствий вследствие сокращения и перепрофилирования избыточных производственных мощностей организаций оборонно-промышленного комплекса».

Пресс-служба депутата Госдумы С.В. Собко
2012-11-08 17:38
Собко Сергей Васильевич
Собко
Сергей
Васильевич
Персональная страница

В обсуждении проблемы  приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Правительства, Военно-промышленной комиссии, государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», Счетной палаты, органов исполнительной власти субъектов Федерации и руководители организаций ОПК.

С самого начало обсуждения стало ясно, что разговор о социальных последствиях перепрофилирования структур ОПК выйдет за пределы обозначенной темы. Проблема, поставленная перед участниками «круглого стола», неизбежно затрагивает вопросы реформы оборонно-промышленного комплекса и модернизации реального сектора экономики.

В своем вступительном слове Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности Сергей Собко сообщил участникам «круглого стола», что по состоянию на 2000 год ОПК России включал восемь отраслей экономики, в состав которых входило около 2500 организаций. В 2011 году Сводный реестр организаций ОПК насчитывал 1378 организаций, в том числе 721 промышленное предприятие и 568 научных организаций. Причинами неустойчивости экономического положения значительного количества предприятий ОПК С.В. Собко назвал отсутствие необходимого проектного управления программами, недостаточный государственный контроль за обоснованностью потребностей и эффективностью использования капитальных вложений при проведении реструктуризации организаций.

Наряду с этим, львиная доля всех неурядиц отечественного ОПК связана с проблемами государственного оборонного заказа, который является основным источником финансирования работ, выполняемых организациями ОПК. В территориальном плане оборонный заказ по организациям ОПК распределен неравномерно – около 40% его объема приходится на города Москву и Санкт-Петербург. За последние годы оборонный заказ обеспечил загрузку производственных мощностей на 10-15%, что способствовало сохранению тенденции роста числа убыточных предприятий. В отдельных субъектах Российской Федерации они составляют более трети от общего числа.

Ситуация усугубляется, как сказал Сергей Собко,  позицией прежнего руководства Минобороны. «Это ведомство нередко ведет себя как купец с предприятиями ОПК, мол, вот это мне надо, а это мне не надо, мы эту продукцию ни покупать, ни заказывать не будем. Но ведь речь идет об оборонном комплексе страны, об экономической основе суверенитета, здесь такой «купеческий» подход неприемлем». Как рассказал Сергей Собко, доходит до абсурда. «Например, известное оборонное предприятие «Базальт» оказалось на грани разорения, потому что бывший министр обороны Сердюков заявил: министерство вашу продукцию покупать не будет пять лет, а вы готовьте новые разработки. Но на какие средства их готовить, финансирование по гособоронзаказу отсутствует».

Фактически, заявил Сергей Собко, такая позиция Минобороны при его прежнем руководстве толкала оборонные предприятия на путь кредитования, что при нынешних процентных ставках и низком уровне рентабельности неизбежно приводит предприятия к финансовым проблемам.

Участники «круглого стола» выразили надежду, что смена руководителя Министерства обороны приведет к положительным изменениям в сфере гособоронзаказа. В этой области уже имеются положительные тенденции, которые связаны с работой Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. В самое ближайшее время Госдума должна рассматривать во втором чтении Закон о федеральной контрактной системе и поправки в Закон о гособоронзаказе. По мнению участников «круглого стола» эти нормативные правовые акты должны принципиально изменить условия работы ОПК. В частности, они позволят создать эффективный механизм согласования цены для продукции оборонных предприятий.

Рассматривая конкретные вопросы преодоления негативных социальных последствий перепрофилирования предприятий, участники «круглого стола» отметили положительный опыт Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Кроме того, были сформулированы конкретные предложения, которые вошли в рекомендации «круглого стола». В частности, признано необходимым активнее привлекать к решению вопросов перепрофилирования региональные власти. Были предложены идеи о включении представителей регионов в органы управления предприятий ОПК. В этом же направлении высказано предложение о том, что Министерство обороны должно загодя и в плановом режиме информировать исполнительные власти субъектов о своих планах по перепрофилированию. 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.