Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Воронежский никель – проблема политическая

Фракция КПРФ провела в малом зале областной Думы круглый стол, посвящённый проблеме добычи никеля на территории Воронежской области. В обсуждении приняли участие депутаты, работники органов исполнительной власти, учёные, представители общественных организаций. 

С. Щербаков
2012-05-01 09:14

Первый секретарь Воронежского обкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в областной Думе С.И. Рудаков подчеркнул сложность обсуждаемой проблемы и важность её правильного решения для будущего области и её жителей.

Затем слово взял профессор ВГУ, член-корреспондент Российской Академии наук Н.М. Чернышев, который является одним из первооткрывателей и исследователей в 60-е годы прошлого века месторождений никеля и других платиноидов на территории Воронежской области. В подробном и интереснейшем сообщении учёный постарался взвесить все «за» и «против» будущего проекта. В Воронежской области более 300 энтрузий никельсодержащих руд, но перспективными являются Еланское и Ёлкинское месторождения, расположенные на территории Новохопёрского и сопредельных с ним районов. Содержание никеля здесь колеблется от 0,97 до 2% - это очень значительные цифры, если учесть, что, например, финны, истощившие свои месторождения, работают с рудой, содержащей 0,3% никеля.

Добыча никеля в Воронежской области, по мнению Н.М. Чернышева, - это неизбежность, потому что месторождения в районе Норильска и на Кольском полуострове истощены, а спрос на никель сохраняется (некоторое снижение и падение в цене произошло из-за мирового экономического кризиса). С другой стороны, чтобы избежать негативных последствий для людей и окружающей среды (из-за опасности которых в советское время месторождение было решено не разрабатывать и сохранять в качестве стратегического резерва), нужно провести целый комплекс мероприятий при строжайшем соблюдении технологии, малейшее отклонение от которой может привести к непредсказуемым последствиям.

Месторождения расположены на расстоянии 40 км от Новохопёрского заповедника с его уникальной флорой и фауной – они не должны пострадать. Особенности месторождений предполагают ведение добычи шахтным способом – при проходке шахт, которые могут достигать глубины более 3 км, не должны пострадать водоносные горизонты, которых имеется 6, поэтому шахтный ствол придётся замораживать по специальному способу. Нельзя допустить, чтобы на поверхность попали воды, содержащие в виде рассолов бром и йод, иначе окажутся загрязненными и засоленными почвы, начнутся эндокринные заболевания  у людей. Также нельзя допустить соприкосновения с поверхностной средой отработанных хвостов, которые, в силу сульфидного характера месторождения, будут дымить сероводородом, что приведёт к кислотным дождям. Кроме того, в них содержатся мышьяк, сурьма, поэтому их надо экранировать не только сверху, но и снизу, чтобы они не «пылили». Наконец, данная территория сейсмически нестабильна (Шумилинско-Новохопёрский разлом), поэтому отработанной породой необходимо сначала заполнять выработанное пространство и только тогда переходить на следующий  горизонт добычи, и воды после извлечения брома и йода снова закачивать в те же горизонты. То есть проект будет крайне сложным и затратным. Придётся решать и такие проблемы, как создание социальной инфраструктуры, приглашение из других регионов мастеров глубокого бурения, создание технической базы и т.д., подготовка специалистов в учебных заведениях Воронежа и т.д.

Н.М. Чернышев стремился быть максимально объективным, от политических оценок уходил и постоянно подчёркивал, что будет делать всё возможное, чтобы условия, обеспечивающие безопасность проекта для людей и природы, строго соблюдались.

Что же касается следующего выступавшего - начальника отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Федерального агентства по недропользованию А.Н. Плаксенко, то он безапелляционно заявил, что соблюдение всех требований проекта гарантировано, экспертиза будет жесточайшей, добычу будут вести специалисты, которые владеют апробированными в течение многих лет технологиями, открытая добыча, которая способна вызвать экологическую катастрофу, на данном месторождении невозможна, переработка руды будет осуществляться на Кольском полуострове. «Норильский никель», который собирается осуществлять проект, даст 3,5 млрд. рублей на развитие социальной сферы. После потока безудержных восхвалений проекта чиновник обрушился на его противников, обвинив, что их действия чуть ли не инспирированы врагами России, которые хотят подорвать её могущество, что никакие общественные организации в силу их некомпетентности к  контролю над проектом не допустят. И вообще, пусть экологи обратят внимание на сотни брошенных скважин, забитых навозом и загрязняющих водоносные слои, и на вырубки в Шиповом лесу.

Выступление г-на Плаксенко вызвало оживлённую и возмущённую реакцию собравшихся. И дело не только в том, что он своими обвинениями, скажем прямо, оскорбил представителей общественности, интернет-блогеров, которые пусть в чём-то наивно, без достаточных знаний, но всё же искренне, с болью в душе переживают за судьбу воронежской земли, на которой, как сказал один из выступавших, «жить нам и нашим детям»; за её природу, и без того испохабленную за годы буржуазных реформ. Всё гораздо сложнее, и об этом свидетельствовали многие выступления.

- Норильские месторождения далеко не исчерпаны, и рентабельнее продолжать добычу там, чем переводить её в Воронеж, - отметил старший научный сотрудник концерна «Созвездие» А.Л. Митрофанов. – Скорее всего, история с воронежскими месторождениями затеяна, чтобы устроить очередной грандиозный распил бюджетных средств, поскольку проект будет осуществляться с участием государства. Но ключевую роль всё-таки будет осуществлять частный собственник, интерес которого в получении прибыли. А в какую копеечку ему станет гонять составы с пустой породой для переработки на Кольский полуостров? И кто поручится, что через некоторое время собственник не скажет: или переработка на месте добычи, или вывожу свои капиталы из  проекта. И что тогда? Кто гарантирует, что наше  коррумпированное чиновничество не решит помочь олигарху, и тогда мы будем погибать от кислотных дождей и онкозаболеваний.

- Эти запасы – стратегические, они должны быть законсервированы на особый для страны период, -  заявил руководитель экономической комиссии Воронежского обкома КПРФ, начальник службы безопасности и радиационного контроля Нововоронежской АЭС В.Н. Синицын.

- Если власти не могут разобраться с бесхозными скважинами, то как же они собираются справляться с никелевой проблемой, которая в десятки раз сложнее? – задал вопрос журналист-аграрник Э.П. Ефремов.

- «Норильский никель» - это лоббист, - подчеркнул руководитель движения «Русские люди» К.В. Квасов. – Они работают с сульфидными рудами, поэтому освоение новохопёрских месторождений  - в их интересах. Но не факт, что интерес г-на Прохорова и Ко и потребности государства и граждан совпадают. В регионах, не являющихся столь значимыми с точки зрения сельского хозяйства, как Воронежская область, есть месторождения латеритовых никельсодержащих руд. Их и надо разрабатывать, а в нашей области с её чернозёмами развивать сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

- «Чернозем дороже любого золота в недрах», - этими словами академика Докучаева обозначила свою позицию доцент ВГПУ И.П. Дмитроченкова. – Основа экономики области – это наукоёмкие отрасли и сельское хозяйство. А нас хотят превратить в сырьевой придаток. Доходы от никеля на развитие области не пойдут – они уходят в карманы частников и выводятся за рубеж, а жалкие крохи в виде налогов проблемы не решат. Поэтому обещанные инвестиции в промышленность и социальную сферу – это приманка, рассчитанная на доверчивых простаков.

А.Т. Шепеленко, который много лет возглавлял областной комитет по экологии и природопользованию, обратил внимание собравшихся на правило предельно допустимой экологической нагрузки. Несоблюдение этого правила ведёт к необратимым изменениям окружающей среды, физического и психического здоровья человека. Его поддержал профессор ВГЛТА А.Т. Козлов, который отметил также, что с одной стороны, добывающие производства обеспечивают высокий уровень жизни в Ханты-Мансийске, Старом Осколе. А с другой стороны, в Воронежской области есть «Павловскгранит»   и «Минудобрения», а область от них мало что получает, те же удобрения идут на экспорт, а своему сельскому хозяйству не хватает. Поэтому добыча никеля – вопрос не только хозяйственный и экономический, но и политический, зависящий от отношений между властью и народом и идеологии, которой придерживаются власть предержащие.

- Полезные ископаемые должны принадлежать народу, не будет частный капитал думать о жителях области и об экологической безопасности. В этом состоит позиция Коммунистической партии Российской Федерации, - заявил депутат областной Думы, член фракции КПРФ К.Г. Ашифин. - Национализация ключевых отраслей экономики позволит разумно, с учетом потребностей и государства, и граждан, решать вопросы размещения тех или иных отраслей и предприятий.

В этот момент в разговор вступили представители областного агентства по инновациям и департамента имущественных и земельных отношений, которые подтвердили строгость проводимой экспертизы проекта, и  что предприятие, которое будет осуществлять добычу, по условиям договора должно быть зарегистрировано на территории Воронежской области и платить налоги в областной бюджет.

- Да, но что будет зарегистрировано? Не «Норникель» же? Появится пустышка с маленьким уставным капиталом, и какой от неё будет толк, - задал вопрос инженер А.И. Сукочев. - Нет никакой необходимости форсировать добычу никеля сейчас, когда спрос на него упал, и цена снизилась с 53 до 24 тысяч долларов за тонну из-за мирового экономического кризиса. «Норникель» продает 90% металла за рубеж, а наши предприятия вынуждены потом его покупать, какой же смысл поддерживать это хищничество? Не лучше ли направить средства на внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий? Они разработаны, но в основном существуют в опытных экземплярах, для их промышленной реализации нужна мощная господдержка. Однако если внедрить эти технологии, резко упадет потребность в энергоресурсах, граждане и предприятия будут меньше платить энергомонополистам. За счёт чего же они тогда будут получать свои баснословные прибыли?  Вопрос опять упирается в политический строй: в чьих интересах действует государство – олигархов или всего народа.

- Даже если все условия будут соблюдены, после того, как начнётся добыча, можно будет заключить дополнительное соглашение к основному договору, разрешающее обжиг - и всё будет по закону, отметил второй секретарь обкома КПРФ, депутат Бутурлиновского райсовета А.И. Рогатнев. – И обозначенная сумма не оправдание, чтобы мы разрушали среду обитания. Воронежский пивзавод даёт в бюджет более 1 млрд. рублей, и что? Будем призывать увеличить потребление пива, чтобы увеличить взносы в бюджет его производителей? Вопрос добычи никеля требует дальнейшей глубокой проработки и, безусловно, с участием общественности. 

На этой ноте обсуждение завершилось. Конечно, прозвучала информация г-на Плаксенко о том, что промышленная разведка, после проведения которой уже можно решать вопрос о добыче, займёт не менее пяти лет. Но тем человек и отличается от других живых существ, что думает не только о текущем моменте, но и о будущем своих детей. Из состоявшегося разговора, у которого, конечно же, будет неоднократное продолжение, совершенно очевидно, что предполагаемая польза от проекта добычи никеля неоднозначна, а вред может быть минимизирован только при соблюдении всех строжайших требований. Обеспечат ли чиновники буржуазной власти, обслуживающей интересы крупного капитала, должный контроль? Сомнение в этом выразили все участники обсуждения, кроме, естественно, самих бюрократов. В то же время допущенные ошибки и послабления могут оказаться роковыми, исправить их уже будет нельзя.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.