Когда закончатся эксперименты над детьми? Круглый стол фракции КПРФ в Мосгордуме
Последние нововведения в столичной системе образования вызывают резкую критику москвичей. Новое меню в детских садах, электронизация образования, внедрение ювенальных технологий, детские электронные карты – эти и другие эксперименты приводят к многочисленным акциям протеста возмущенных родителей. Кто проводит эксперименты на детях? Когда детские сады вернутся к нормальному питанию? Как защитить семью от произвола бюрократов от образования? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, который прошел 25 апреля по инициативе фракции КПРФ в Мосгордуме.
Открывая заседание, депутат Мосгордумы от фракции КПРФ Владимир Святошенко заявил, что основная цель круглого стола – проанализировать результаты нововведений в детских садах и в школах. Депутат предложил обсудить вопросы питания, увеличения численности детей в группах, слияния садов и школ в образовательные холдинги, электронных новаций.
Эксперты и москвичи, приглашенные на заседание, затронули разные проблемы дошкольного и школьного образования. Одним из самых острых стал вопрос детского питания. Участникам дискуссии был продемонстрирован сюжет телеканала Россия-1 о меню в московских школах. Продукты, производимые в Петербурге фирмой «Конкорд», хранятся не 24 часа, как заявлено, а 24 дня, их «натуральность» вызывает большие сомнения у родителей. Дети есть такую пищу отказываются.
Эксперт по вопросам питания Игорь Евдокимов считает, что сегодня купить в магазине качественный товар практически невозможно. Рынок продовольствия – это то, на чем делают деньги крупные монополисты. Российских фермеров, производящих качественную продукцию, с этого рынка всячески вытесняют. «Определяющее значение у нас при закупках детского питания имеет низкая цена. При этом базовые показатели качества отсутствуют. Сравнить качественный и некачественный товар невозможно. На этой фирме «Конкорд», я на сто процентов уверен, вряд ли есть квалифицированные специалисты. Вряд ли соблюдается технология перевозки продуктов», - высказал свое мнение эксперт.
Волну общественного негодования вызвало изменение с января 2012 года меню в детских садах Москвы. Новое меню позиционировалось как гипоаллергенное и диетическое. На деле же оказалось, что натуральные продукты заменены полуфабрикатами сомнительного качества, введена синтетическая витаминизация, разводные каши и напитки, уменьшены порции. Как результат, дети жалуются на боли в животе, у многих появились аллергические высыпания на лице и теле. О том, что теперь едят юные москвичи, рассказала сотрудница одного из детских садов столицы Ирина Важова. «Я это вижу своими глазами. У меня даже нет слов, что происходит. Как можно было из детского питания убрать кефир и ряженку и заменить эти продукты йогуртами, активиями с добавками?! Вот пример. Как можно утром убрать каши и давать огурцы с омлетом, помидоры с макаронами, вареники? Убрать с бутербродов масло с сыром и давать просто хлеб?»
По словам Важовой, при составлении меню нужно исходить из того, что большинство детей имеют склонность к аллергии, поэтому продукты должны быть натуральными. Ученый Владимир Базарный тоже считает, что подобные эксперименты могут выдержать только здоровые дети, которых сегодня слишком мало. «Из 26 первоклашек здоров только один. Врожденные пороки - у 730 из тысячи новорожденных в Москве, у 920 из тысячи в Уфе, из 760 из тысячи в Екатеринбурге», - привел данные научных исследований Владимир Базарный. Однако, по его словам, система профилактических осмотров не отражает реальную картину заболеваемости детей. В школах детей нагружают так, что многие не выдерживают. «Вот один из примеров - ученик третьего класса умер на уроке. По данным неврологов, сегодня инсульты и инфаркты - у 5 процентов школьников».
Еще одна серьезная проблема, которую подняли выступающие, - необоснованная тотальная электронизация системы обучения школьников. Так, руководитель общественной организации «Много деток – хорошо» Татьяна Боровикова с возмущением рассказала о введении в школах электронных дневников и приучении детей к Интернету: «С первого класса запрещают обычные дневники и заставляют делать домашнее задание в электронной форме. Но я не могу ребенка один на один оставить ни с телевизором, ни с компьютером, потому что там он может увидеть, извините, голую тетеньку, или какую-то игру с дракончиками, где написано: поиграй со мной. И ребенок по своей чистоте и невинности туда полезет. Тем не менее, в школе нам говорят: это безальтернативно, мы не можем вам одной давать задания в дневник, а всем остальным в Интернет».
По словам Боровиковой, с первых классов у детей формируют Интернет-зависимость и игроманию, а это чревато серьезными последствиями: «Сегодня в нашей школе куется человек без души, человек без совести, потому что литературу сократили, уроков нравственности как таковых нет, и ответственность детям тоже не нужна, потому что можно залезть в Интернет, там есть электронный дневник, где все написано, что тебе завтра делать».
Самое страшное, что все эти новшества вводятся без согласования с родителями. А тот, кто с ними не согласен, не может противостоять системе. Именно поэтому многие москвичи из сообщества многодетных семей «Много деток – хорошо» были вынуждены уехать из Москвы в те города, где еще осталась традиционная система образования.
Тему продолжил руководитель рабочей группы при фракции КПРФ в Мосгордуме по вопросам защиты семьи и детей от ювенальных технологий Николай Мишустин. По его информации, в Москве с 1 сентября будут введены детские электронные карты, которые будут содержать банковские, мониторинговые и персональные данные. «Эти карты станут детским удостоверением, их будут делать на основе СНИЛСа», сообщил Мишустин.
Специалист в области IT-технологий Владимир Медведев подтвердил заявление о том, что персональные данные детей окажутся под угрозой. Он сам участвовал в разработке проекта «Карта учащегося». «В 2010 году Департамент образования Москвы пригласил меня руководителем проекта. Я проработал несколько месяцев и освободил место в связи с тем, что там не выполнялась ни одна статья по обеспечению безопасности персональных данных», - пояснил Медведев.
Эти процессы идут параллельно с внедрением ювенальных технологий по западному образцу. «Во всех школах психологи, учителя начали заставлять детей заполнять ювенальные анкеты «Для родителей». Эти анкеты незаконны, никем не утверждены, передаются после заполнения в ювенальные центры для анализа на предмет изъятия детей. Потом эти данные отправляются за границу для отчета, - сообщил Мишустин. - А детей из многодетных семей, особенно в Юго-Восточном округе, доводят до слез, принуждая клеветать на своих родителей, обещая, что после интерната им выдадут по квартире, которую бедные родители никогда не смогут купить. Даже до такого доходит».
По словам Николая Мишустина, последствием бесконечных экспериментов Минобра стало то, что учителя с головой погрузились в методички, планы, сосредоточились на отчетах, подготовке ЕГЭ и забыли об учениках. «Они теперь почти не общаются с подопечными, не делают им замечаний, не оставляют записи в их дневниках и также не общаются с родителями, прикрывшись охраной. Школа перестала быть вторым домом, семьей для ребят. Учительница перестала быть второй матерью».
Как результат, в школах начинают развиваться всевозможные детские банды. Только за одну неделю школьниками России было совершено более десятка преступлений, причем и нападавшими, и жертвами были дети, а безучастными наблюдателями - сотрудники образовательных учреждений. «Шокирующие истории совпали с громким заявлением министра образования Фурсенко о грядущем сокращении неоправданно раздутого штата учителей», - добавил выступающий.
Москвичка Оксана Дегтярь рассказала о новой электронной системе записи детей в школу. Если раньше родителям достаточно было прийти в школу, принести заявление, медицинскую карту и свидетельство о рождении, то теперь все изменилось. Департамент образования выпустил два приказа об утверждении временных правил регистрации электронных заявлений и о порядке комплектования государственных образовательных учреждений.
Эти приказы регулируют два варианта записи ребенка в школу. Первый вариант - через электронный портал госуслуг, на котором невозможно зарегистрироваться без номера СНИЛС. Другой вариант - запись в окружном центре, где родитель обязан подписать согласие на предоставление и обработку персональных данных.
В то же время, эти приказы незаконны и не подлежат исполнению, потому что не зарегистрированы в Минюсте. В связи с этим родители требуют вернуть бумажную систему для записи детей в школу.
Галина Царева остановилась на новейших изобретениях в области электроники, которые применяются для сбора персональных данных за рубежом. В частности, камеры с высоким разрешением, которые могут снять радужную оборочку глаза, каждый волосок на теле человека, отпечатки пальцев, родинки. Кроме того, системы распознавания лиц, позволяющие автоматически связать лицо на экране монитора с конкретным идентификационным документом, и другие.
Многие выступающие говорили о том, что сегодня против России ведется война. Эксперт Игорь Евдокимов заявил, что идет торговая война, и если не уделять должное внимание контролю качества продуктов, то после вступления России в ВТО качественных продуктов на прилавках может не остаться вообще. Ученый Владимир Базарный считает, что эксперименты с питанием детей - не случайность, а закономерность. «Я слышал слова Патриарха Алексия Второго, что против народа ведется война, надо поднять народ на спасение детей. Я цитирую дословно: «поднять народ на спасение своих детей»! Пожалуй, такой призыв был только во время Отечественной войны».
На круглом столе также выступили представители Русской православной церкви. Все они уверены, что спасение страны – в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. «Сейчас активно развиваются и открываются православные детские сады, открываются факультативы на базе государственных дошкольных учреждений. Много детских садов интегрируют духовно-нравственное воспитание во все виды детской деятельности», - сообщила специалист по дошкольному образованию и вопросам церковных приютов Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Алла Алексеева.
Священник Владимир Подобросвет добавил, что универсальные электронные карты и, в частности, карты для детей - «неотвратимо порочная антисистема». За красивой оберткой скрывается реальная угроза для населения. «В нашей православной вере дети – это святое. В детях изначально при рождении закладывается стремление к добру, к познаванию всяких высоких и чистых творческих явлений в нашем мире, это заложено уже от рождения. Но кто-то стоит на пути этом», - заключил священник.
К сожалению, не все представители органов исполнительной власти, пришедшие на заседание, дождались его завершения. Поэтому далеко не все выступающие получили ответы на свои вопросы.
Представители Департамента образования привели статистику по работе существующих детских садов и по созданию новых, в том числе детсадов семейного типа. Что касается введения электронной системы записи в школу, заместитель начальника Управления общего дошкольного и специального образования Надежда Васильева пояснила, что это не зачисление в школу, а регистрация заявлений о записи в школу. Такая система была введена, «чтобы учесть всех детей, проживающих на территории Москвы». «Это обосновано 310 федеральным законом, который давал первоочередное право быть зачисленным в школу только тем лицам, которые проживают на закрепленной территории. Именно поэтому в систему на портал госуслуг могли войти только те родители, кто имел либо временную, либо постоянную регистрацию на территории Москвы». При этом, по словам чиновницы, до 17 апреля приказы департамента, действительно, не были зарегистрированы в Минюсте, но тем не менее документы не противоречили 310 федеральному закону.
Что касается нового меню в детских садах, оно, по словам чиновников, было разработано Институтом питания Российской академии медицинских наук и согласовано Роспотребнадзором. Сейчас представители родительной общественности и представители ряда институтов питания разрабатывают новое меню, которое будет введено в детских садах Москвы.
В заключение круглого стола была принята резолюция, в которой, в частности, отмечается, что проводимые реформы в системе образования не имеют научной основы, а также предлагается провести в Москве общегородское родительское собрание.
Резолюция
Круглого стола на тему:
«Детские сады и школы: анализ экспериментов и нововведений»
25 апреля 2012 года Московская городская Дума
25 апреля 2012 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по анализу экспериментов и нововведений в детских садах и школах.
В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Московской городской Думы, муниципальных собраний, представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Общественной палаты РФ, Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департамента образования, Департамента здравоохранения, Департамента семейной и молодежной политики, Департамента торговли и услуг, Департамента социальной защиты населения, ГУ МВД России по Москве, Прокуратуры города Москвы, управления здравоохранения ЗАО, ЮВАО, Уполномоченного по правам человека в городе Москве, клиники НИИ питания РАМН, Московского банка Сбербанка России, финансовой корпорации УРАЛСИБ, ОАО «Ростелеком», Московского городского Центра инноваций и высоких технологий, ЗАО «Проектная практика», общественных организаций, инициативных групп граждан.
Основная цель мероприятия - проанализировать эффективность и результативность нововведений в детсадах и школах за последние годы.
Гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего образования закреплены ст. 43 Конституции Российской Федерации. В городе Москве права граждан на образование гарантируются Законом города Москвы от 20.06.2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве», «Об общем образовании в городе Москве».
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, с начала 90-х годов рождаемость в городе Москве постепенно сокращалась. Так, если в 1990 году показатель рождаемости составлял 94,5 тыс. человек в год, то в 1999 году он снизился до уровня 67,0 тыс. человек в год. Начиная с 2000 года, рождаемость в городе Москве стала возрастать. В 2009 году уровень рождаемости составил 116,3 тыс. человек, в 2010 году- 123,6 тыс. человек, за девять месяцев 2011 года-92,5 тысяч человек.
Данные о численности детей в Москве, в том числе посещающих детсады, приведены в таблице:
Указанные данные в таблице приведены без учета детей мигрантов и приглашенных на временные заработки рабочих. Общее количество мест в ДОУ различного подчинения на 01.09.2011 г. составляет 365 943. Фактическое количество детей, посещающих ДОУ, составляет 407 097 человек. Превышение количества детей над фактически имеющимся количеством мест в ДОУ (на 41 154 единицы) связано с повышением норматива наполняемости групп.
Об увеличении численности детей в группах. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г.Онищенко 164 "Об утверждении САНПИН 2.4.1.2791-10 "Изменение 1 к САНПИН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 20 декабря 2010 года, рекомендованы новые нормы наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях. Вместо прежнего критерия - число детей на одного воспитателя - вводится новый: количество квадратных метров на одного ребенка, исходя из расчета площади групповой комнаты - для ясельных групп - не менее 2,5 кв. метров на ребенка, для дошкольных - не менее 2 кв. метров. При этом учитывается вся площадь игровой комнаты, даже занятая мебелью. Численность детей в группах в соответствии с данными нормами составит 35-38 человек.
Цель вышеназванного Постановления очевидна: найти простой способ решения проблемы нехватки мест в детских садах. Однако разрешение на использование в группах двухъярусных кроватей (п.9 Постановления), отсутствие дополнительных санузлов, вынужденное сокращение количества игровых пособий ухудшает положение малышей, негативно отражается на их здоровье, развитии, качестве предоставляемых образовательных услуг, внимании со стороны воспитателей.
Дополнительная нагрузка, которая ложится на сотрудников детских садов, а также невысокий уровень их заработной платы может привести в будущем к оттоку профессиональных кадров из системы дошкольного воспитания.
Новые нормы вызвали недовольство родителей, чьи дети посещают детские дошкольные учреждения, а также воспитателей детсадов.
Принятие Правительством Москвы на вооружение идеи уплотнения групп в детсадах свидетельствует о неспособности реализовать городскую целевую программу развития образования «Столичное образование-5», предусматривающую строительство 100 детсадов в год. В 2009 году вместо 100 детсадов построили 33 сада, в 2010 году- 25 садов, в 2011 году- 36 садов. В январе 2011 года очередь в детсады в Москве насчитывала 20 тыс. детей, а уже к концу года Правительство Москвы отчиталось, что очередь полностью ликвидирована.
Участники Круглого стола считают, что вышеуказанное Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г.Онищенко 164 "Об утверждении САНПИН 2.4.1.2791-10 "Изменение 1 к САНПИН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" нарушает п.2 ст.7 Конституции РФ, в соответствии с которым в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а также п.1 ст.38, согласно которому детство находится под защитой государства.
О детском рационе питания. Горячее питание в общеобразовательных учреждениях получают: завтрак - 388 336 учащихся (1-4 классы, социально незащищённые категории); обед - 212 450 учащихся (социально незащищённые категории); полдник - 14 868 учащихся (Школы здоровья, кадетские школы). За счёт средств бюджета города Москвы горячее питание предоставляется: детям из многодетных семей; детям из малообеспеченных семей; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, находящимся под опекой, детям в приёмных семьях; детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; детям, имеющим родителей-инвалидов 1 или 2 группы.
С 1 января 2012 года приказом Департамента образования города Москвы от 30 декабря 2011 года №1146 «Об организации питания обучающихся, воспитанников и студентов государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2012 году», было введено новое цикличное 20 дневное меню ДОУ в г.Москве.
Инициатором разработки нового меню «Рацион питания и цикличное меню для организации питания детей в возрастных группах 1,5-3, 3-7 и 7-11 лет в дошкольных образовательных организациях системы Департамента образования города в 2012 году» выступил Департамент образования г. Москвы (ответ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко от 30.03.2012г. № 01/3161-12-20). По официальной версии, изменения были внесены с учетом возможности работы пищеблоков на сырье или на полуфабрикаты высокой степени готовности. Из 2120 дошкольных учреждений 826 (38%) не имеют полного набора помещений и в соответствии с санитарными правилами должны работать с использованием полуфабрикатов.
Данное меню вызвало большой резонанс среди родителей детей, посещающих ДОУ. Основные претензии, высказываемые родителями, связаны с наличием в меню полуфабрикатов, соевого масла и меланжа жидкого пастеризованного, витаминизированных напитков, которые вызвали аллергические реакции у детей, отсутствием бутебродов со сливочным маслом и сыром, кефира и др.
18 февраля на площади Краснопресненская застава был проведён пикет, 7 апреля в Новопушкинском сквере - митинг за изменение питания в детских садах. В феврале-апреле Департамент образования принимал решения о внесении поправок, в частности, отменена витаминизация третьих блюд в обед и увеличен выход блюд из птицы, мяса и рыбы. Однако продукты поставляются в детсады поставщиками по заключенным контрактам на 2012 год, и изменения возможны с их перезаключением на последующие годы.
Объем рынка питания в детсадах составляет 20 млрд. руб. и за эти деньги развернулась борьба, в которой пострадавшими оказались дети. По мнению ряда экспертов, «бортовое» питание внедрено под конкретных поставщиков питания. На воспитателей детских садов оказывается давление сверху: им запрещают выступать с критикой нового рациона и активно призывают убеждать родителей в том, что новое питание полезнее и качественнее старого.
Участники круглого стола поддерживают требования родителей (законных представителей) по изменению нового цикличного меню, действующего в образовательных учреждениях (прилагается), и заявляют о необходимости кардинального изменения контроля качества питания в детских садах и школах.
Качественное питание – это основа здоровья будущего нашего поколения. Удивляет, что власти Москвы в апреле т.г. отменили знак «Не содержит ГМО» на продуктах питания. Такая маркировка была введена 1 июля 2007 года предыдущим руководством города для участвующих в системе добровольной сертификации производителей. На закупку лабораторного оборудования для проведения экспертизы было потрачено 50 млн. руб. Опыт Москвы, которая первой в России ввела законодательное регулирование распространения ГМО, был признан успешным и на международном уровне. По мнению экспертов, нововведение связано с вступлением России в ВТО и необходимостью расчистить дорогу для импортных генномодифицированных продуктов.
Опросы сотрудников фирм, занимающихся поставками питания, показывают, что понимание о качестве реализуемых продуктов питания у них отсутствует. Документов, подтверждающих о прохождении продукции контроля, как правило, не имеется. Большим недостатком является сегодня отсутствие профессионально подготовленных кадров, которые должны осуществлять сплошной контроль качества реализуемой продукции. Такой работой могут заниматься товароведы в обязанность, которых входит контроль качества и оценка потребительной стоимости товаров. Не новостью является, что пищевые продукты сегодня стали настоящими источниками повышенной опасности. Специалисты знают, что означают производственный, входной, операционный, приемочный, инспекционный, сплошной, непрерывный, летучий, периодический, регистрационный контроль качества. Проведение таких видов контроля исключает поступление в реализацию продуктов, вызывающих пищевую аллергию. Для проведения такой работы необходима специализированная лаборатория. В советские годы для пресечения поступления некачественной продукции на потребительский рынок существовала Госторгинспекция, при управлениях торговли – бюро товарных экспертиз. Все эти службы также ликвидированы.
Новая система организации питания в детсадах и школах на основе индустриальных технологий (бортовое питание) внедряется в столовых разного типа (буфет-раздаточная, столовая-доготовочная). Внешне это выглядит по-современному, но по факту идет отказ от традиционных способов приготовления здоровой пищи непосредственно в кухнях школ и детсадов, замена натуральных продуктов на суррогаты. Дети жалуются родителям на качество питания, отказываются от употребления этих продуктов, ходят полуголодными. У детей стали отмечаться пищевые расстройства, отравления, аллергические проявления.
О слиянии детсадов и школ в образовательные «холдинги». Эксперы утверждают, что в Министерстве образования и науки, в котором трудился нынешний руководитель Департамента образования города Москвы И.И.Калина, был разработан план сверхобъединений (холдингов-«постУВК»). Новация была опробована в Самарской и других областях и ныне внедряется в Москве.
Технология проста. Приглашается пенсионерка - заведующая ДОУ и ей рекомендуется подписать слияние в дружеские объятия с соседней школой (где плановый недобор учеников). За малыми дошколятами подушевое финансирование уходит в школы. Родители пока не понимают сути перемен. Тревогу бьют лишь опытные воспитатели-москвичи, так как в большинстве садов вахтовым методом работают воспитатели из Тамбовской области, Чувашии и других регионов. Гастарбайтерам безусловно далеки проблемы москвичей.
Новаторство, как уверяют эксперты, опаснее ЕГЭ. Изменение рациона питания - лишь дальний звонок. Под угрозой система оздоровительно- воспитательной работы.
Большинство «плохих» школ в перспективе также ждет слияние со школами-лидерами. 80 столичных школ, которые не набрали даже 20 учеников, будут объединены с более рейтинговыми заведениями. Пока заявки на присоединение в добровольно-принудительном порядке подали 25 школ. И.И. Калина заверил, что процесс этот будет сугубо добровольным и затронет только директоров. «Никто из детей, из эффективно работающих педагогов точно не пострадает. Произойдет усиление в структуре управления учреждением и небольшая ротация кадров», - сообщил он. В свою очередь директора учебных заведений утверждают, что давление оказывается как на аутсайдеров, так и на рейтинговые школы. Первых вопреки их воле заставляют подавать заявки на слияние, вторых - на поглощение. Например, администрация 57-й школы до последнего не хотела брать второе здание, но объединение все-таки состоялось. Теперь под популярным брендом будет обучаться аж 1500 детей, правда, непонятно, с каким качеством. Ведь хороших учителей вместе с квадратными метрами учебному заведению никто не передал.
Эксперты утверждают, что процесс слияния детсадов и школ, а также «плохих» с хорошими школами является результатом перехода образовательных учреждений на подушевое финансирование. Именно в результате такого принципа финансирования по всей России уже несколько лет закрываются многочисленные школы. Следует отметить, что пока «слияние и поглощение» происходят без реального сокращения школ, они кажутся остроумным способом, придуманным чиновниками столичного Департамента образования с целью «обхитрить» новое законодательство о финансировании бюджетных учреждений и спасти для города формально уязвимые по новым правилам школы.
Однако, если просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, то процедуры слияния и поглощения столичных школ не выглядят такими безобидными. Дело в том, что по новому законодательству (Закон 2010 г. ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений), бюджетные учреждения, подобные средним школам, получат большую свободу в плане распоряжения имеющимися активами. В частности, никто не мешает школам вводить у себя дополнительные коммерческие курсы и секции. В таких условиях, скажем, руководство объединенной школы будет иметь больше свободы для маневра – ведь из двух зданий легче выкроить помещения для коммерческих курсов, чем из одного. А нехватку места для базовых занятий можно решить и уплотнением - скажем, организовав обучение детей в 2 смены в одном здании вместо одной смены в двух. Тогда такой учебный конгломерат может стать вполне успешным и самоокупаемым – только не слишком удобным для учеников.
Участники Круглого стола выражают сомнения в научной обоснованности таких новаций, требуют уточнения, на основании какого законодательного акта в Москве идет объединение детских садов и школ в образовательные "холдинги". Проводятся ли согласования с родительскими комитетами и коллективами детских садов и школ? Если нет, то почему?
Об электронных новациях и «оцифровке» детей. С этого года запись в школы Москвы осуществляется только в электронном виде подачей через Интернет-сеть электронных заявлений в единый электронный реестр учета заявлений через Интернет-портал государственных услуг города Москвы с 15 декабря до 1 февраля. Правда после родительского саботажа эта запись почти сорвалась и была в итоге экстренно продлена до 24 марта. В настоящее время запись в школы снова продлена до 1 августа. Трижды руководитель Департамента образования менял свой же приказ. Такой поход свидетельствует о том, что самая традиционная сфера общества, ответственная за социализацию, воспитание, образование будущего народа стала ареной экспериментов. В каждой школе Москвы уже есть несколько семей, принципиально отказывающихся от передачи своих данных в электронный реестр. Родители сообщают, что все инстанции образования отказывают записывать детей в первый класс без электронной записи.
К 24 марта через Интернет в школы записались почти 78 тыс. детей. Из них 26 тыс. претендуют на места только в близлежащих учебных заведениях, 41 тыс. подала по две заявки, 10 тыс. - по три. Глава Департамента образования Исаак Калина подчеркнул, что подавляющее большинство пап и мам искали школу рядом с домом. Более 30 школ получили более 200 заявок на поступление, притом что максимальное количество учеников в классе не должно превышать 25 человек. В списки самых популярных попали школы №№ 57, 1874, 1494, 491, 548, 1862, 1151. 720 школ получили менее 25 заявок от родителей, а 80 школ не смогли укомплектовать даже по одному первому классу. В аутсайдерах оказались, например, школы 1967, 2030, 1005, 46 и т.д. (примечательно, что 2030-я на 2-й Звенигородской улице еще совсем недавно считалась самой передовой в Москве и ее официально называли «школой будущего»). Некоторые учебные заведения расположены в районах-новостройках и пока могут обеспечить себя необходимым количеством учащихся.
Электронное заявление включает в себя все данные о ребенке и его родителях и передается по Интернету сначала в ОСИП, а затем оттуда в школу также открытыми каналами доступа по Интернету. Осуществляется электронная запись в соответствии с «временными правилами регистрации электронных заявлений о приеме детей в первые классы», утвержденными приказом Департамента образования г. Москвы от 21.10.2011 г. № 910. Временные правила действуют до утверждения Министерством образования и науки РФ порядка приема в общеобразовательные учреждения. Таким образом, после московского электронного эксперимента по записи в школы такой же электронный порядок, не содержащий никакой иной альтернативы, будет действовать по всей стране. Налицо признаки дискриминации прав детей и родителей, желающих использовать традиционные формы регистрации, и самостоятельно защищать свои семьи от электронного мошенничества и воровства данных киберпреступниками. Общеизвестно, что принятые Федеральным законом от 27.12.2009 N 363-ФЗ поправки исключают обязанность защиты персональных данных. Теперь операторам баз данных нет необходимости использовать шифровальные и криптографические средства. Раньше дети в эти криминальные базы не попадали. Теперь достаточно одного взлома базы данных в любой школе или ОСИПе и подробнейшие сведения на детей Москвы и родителей появится в свободном доступе. Если раньше родители шли в ближайшую школу в любое время в течение 5-ти месяцев, с 1 апреля по 31 августа, то первоначально новыми правилами отводилось с учетом новогодних праздников всего 1 месяц, с 15 декабря по 1 февраля. И проводить электронную запись надо на портале госуслуг, а затем ехать с пакетом документов в единственную в округе службу информационной поддержки ОСИП, где люди одновременно записываются и в детские сады, и в школы. Затем по Интернету списки с оцифрованными документами передаются в школы и директора снова вызывают родителей в школу с тем же пакетом документов для написания заявления. Зачем нужна электронная очередь при дефиците самих детей? Искушать родителей? Контролировать семьи? Писать отчеты в газеты? Директора отказываются брать заявления на бумажных носителях даже от родителей по месту жительства, посылая всех в ОСИП. Причем и по закону, и согласно тем же временным правилам они обязаны в первоочередном порядке зачислять детей по месту жительства, тогда зачем же гонять родителей по кругам электронных посредников? Налицо максимальное усложнение процедуры оформления детей в школу, принуждение родителей к бессрочному подписанию согласий на обработку всех персональных данных на семью и детей, трансграничная передача этих данных неизвестно кому, не говоря уже о том, сколько бюджетных средств проедает бессмысленно эта новая электронно-формулярная контора ОСИП. Такая электронная регистрация прямо противоречит закрепленным в ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 государственным гарантиям прав граждан на образование.
Во всех школах Москвы с 1 сентября 2012 планируется полная электронизация процессов обучения, поголовное введение электронных журналов, дневников, уроков, тотального электронного контроля детей, внедрение детской УЭК, умаление форм родительской защиты и контроля. (В Финляндии всевозможные ювенальные структуры, получая доступ к таким данным, практикуют изъятие детей за неуспеваемость, либо за непосещение школы, уроков по секспросвету и гендерному разнообразию, отслеживая присутствие детей по электронным базам. Более того, согласно принятому в Европе стандарту сексуального образования детей, насильно навязываемому, в том числе и нашей стране просвещенным или развращенным ЕС, проведение закрытых растлевающих уроков в начальных классах прямо предусмотрено не учителями, а Интернетом).
Действия властей по полному переводу всех школ на электронные дневники и журналы к 1 сентября 2012 года и принудительное навязывание безальтернативных впоследствии электронных услуг возмущает многих родителей как отсутствием альтернативы, полным умалением прав родителей и детей, так и внедрением всеобщей административно-командной принудиловки в худших традициях тоталитарного управления. Тотальное электронное образование будет состоять из электронных заменителей привычного школьного бумагооборота - дневников и журналов, а впоследствии и тетрадок и учебников. Они войдут в единую систему, доступа, к которой смогут получить учителя, родители и в рамках неконтролируемого межведомственного взаимодействия ювенальные структуры. Некоторыми работниками образования используются всевозможные схемы психологического давления на родителей, учителей и детей с целью принуждения их к работе с электронной системой. Многие православные дети уже покидают такие школы. Электронизация школ повысит расходы на содержание системных администраторов в каждой школе, на защиту данных от киберпреступности. Родителей возмущает, что во всех этих электронных системах, сайтах, электронных досках, пособиях детям навязывается игровой контент. Из-за угадайки ЕГЭ дети уже достаточно безграмотны, теперь не надо будет учиться писать и закреплять навыки письма, закрепляя очень важные для развития мышления навыки каллиграфического письма и моторного запоминания (теперь достаточно клика мыши, примитивных ударов по клавишам.) Обучение сменится примитивным клиповым деморализованием. Компьютерная игровая зависимость, (давшая всплеск детской жестокости и суицидов в этом году) многими специалистами приравнивается к наркомании по степени опасности. Родители ограничительными мерами пытаются защитить детей от негативного воздействия телевидения и Интернета, а школа наоборот туда их загоняет, интернетизирует сознание детей, превращая в придатки бездушных машин. Такая принудительно-тотальная электронизация образования не соответствует ст. 43 Конституции РФ, обязывающей поддерживать различные формы образования.
Участники Круглого стола настаивают на сохранении традиционных, аналоговых, классических форм образования, повышенной защите школьников начальных классов от интернетизации и считают, что организуемая властями электронная запись детей в школы с целью ликвидации очередей содержит скрытые угрозы распространения в электронном виде персональных данных на детей и родителей, не учитывает интересы больших социальных и религиозных групп граждан, не приемлющих идею «оцифровки» людей.
Нужна ли детям УЭК? С сентября 2012 года всем учащимся планируется выдавать теперь социальные многофункциональные карты (детские УЭК), содержащие не только банковские, мониторинговые, но и персональные медицинские приложения. Эти карты станут детским электронным удостоверением личности, фактически наделяя ребенка взрослыми правами и полномочиями. Основным идентификатором в этой карте является СНИЛС.
Карта вкупе с отпечатками пальцев ребенка будет работать как пропуск в учебное заведение, родителей уже сейчас принуждают заключать договора с операторами и подключать платную услугу SMS-оповещения каждый раз, когда ребенок проходит через турникет, на телефон мамы, папы или КДН будет приходить сообщение. О факте выхода ребенка из школы посредством современных технологий может стать известно не только его родителям, но и донорской мафии ввиду легализации в нашей стране детского донорства. Большинство родителей провожает и встречает своих детей и в подобных навязываемых электронных услугах не нуждаются. Возникает еще проблема: каким образом родители смогут проходить в школу для контроля процессов образования. А у кого нет интернета, как фиксировать и выполнять домашние задания?
По карте, а в некоторых школах уже только по карте, можно будет покупать еду в столовой, расходы можно будет отследить через ту-же единую электронную систему. Родители смогут начислять на нее деньги через банк или специальные терминалы, стоящие в самих школах. Уже разрабатываются проекты прямого начисления детских пособий на эти карты. (А одно из мультиприложений в соответствии с требованиями международных конвенций вскоре позволит детям бесплатно покупать шприцы, детские презервативы и противозачаточные таблетки не только в ближайшей аптеке, но прямо в школьном ларьке-автомате). Да и аморальность рекламы в этих уже установленных терминалах и автоматах уже сейчас вызывает изумление, ее никто не контролирует. «Ростелеком» уже планирует оснастить эти терминалы платными игровыми приложениями (фактически установить «однорукого бандита» в каждой школе). Зачем делать школы электронными банковскими филиалами? Или опять же всплывает модель использования образовательных учреждений для расширения рынков сбыта терминалов и навязываемых электронных услуг? Впоследствии плата за уроки также может списываться с этих карточек, как сейчас ЖКХ - платежи.
Карту используют и для доступа в библиотеку, на ней будет храниться информация обо всех взятых ребенком книгах. Кроме того, она будет проездным билетом в общественном транспорте. Наконец, на электронной карте будет храниться информация об успеваемости ребенка - ее синхронизируют с электронными журналами и дневниками. Возникает вопрос, что будет с детьми, потерявшими карты? Их не пустят в школу, не дадут питание, выгонят с уроков? А в итоге, когда дети, так часто теряющие дневники с плохими оценками, начнут терять эти карты (как показывает практика, дети из многодетных семей, использующие карты, умудряются терять их по 7 раз в год), также административно, приказом, заставят вместо карты вживлять радиопередающий наночип через прививку в руку, так как выдача дубликата карты платная услуга.
Участники Круглого стола утверждают, что процесс электронизации всех психоэмоциональных связей между семьей и детьми, нивелирования зависимости детей от родителей ведет к отсечению детей от ограждающего родительства и традиций, разрушению тонких эмоциональных настроек, разложению семьи, внедрению в семейные отношения электронного посредника-корректора со своими стандартами поведения. По факту выстраивание и отладка системы тотального цифрового мониторинга, контроля и управления обществом, его формирования в стране начинается со столичных детей.
Участники Круглого стола в результате анализа нововведений и экспериментов в сфере столичного образования пришли к следующим наблюдениям:
1.Социальный фактор в социальных проектах с детьми заменяются финансовыми целями отдельных групп в государственных структурах.
2. Технология внедрения нововведений (укрупнение групп, изменение рациона питания и т.д.) предполагает первоначальное изменение нормативов в действующих правилах в закрытом от общества режиме.
3. Проводимые реформы в системе образования не имеют научной основы.
4. Отсутствует действенный мониторинг за качеством питания, развития и здоровья детей в образовательных учреждениях.
5. Образовательный процесс организуется на основе методик и режимов, не имеющих санитарно-эпидемиологических заключений.
Участники Круглого стола считают своим долгом предложить следующие меры:
1. Направить Мэру Москвы С.С. Собянину требования родителей (законных представителей) по изменению нового цикличного меню, действующего в образовательных учреждениях (прилагаются) с предложением взять под личный контроль проведение аукционов на поставку продуктов в образовательные учреждения.
2. Просить рабочую группу при фракции КПРФ по вопросам семьи и детства провести консультации с общественными объединениями по подготовке и проведению в третьем квартале т.г. городского родительского собрания по проблемам в столичных учреждениях образования.
3.Обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить законность Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко 164 "Об утверждении САНПИН 2.4.1.2791-10 "Изменение 1 к САНПИН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" с точки зрения сохранения качества воспитания и безопасности детей в детских дошкольных учреждениях, а также положения сотрудников дошкольных учреждений".
Настоящую резолюцию направить в Государственную Думу РФ, Мэру Москвы, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Общественную палату РФ, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департамент образования, Департамент здравоохранения, Департамент семейной и молодежной политики, Департамент торговли и услуг, Департамент социальной защиты населения, ГУ МВД России по Москве, Прокуратуру города Москвы, отделение ПФР по г. Москве и Московской области, управление здравоохранения ЗАО, ЮВАО, Уполномоченному по правам человека в городе Москве, клинику НИИ питания РАМН, Московский банк Сбербанка России, финансовую корпорацию УРАЛСИБ, ОАО «Ростелеком», Московскоий городской Центр инноваций и высоких технологий, ЗАО «Проектная практика», в СМИ, разместить на сайтах КПРФ и Комитета защиты прав граждан.
Требования родителей (законных представителей) по изменению
нового цикличного меню, действующего в образовательных учреждениях
ЧАСТЬ I:
1. В рационах питания воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста полностью отменить искусственную витаминизацию всех блюд, а также продукты, содержащие синтетические микронутриенты. Инициировать пересмотр п.16.14 части XVI СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее СанПиН), предусмотрев применение только поливитаминных препаратов и только по назначению врача и с письменного согласия родителей.
2. Инициировать введение в СанПиН пункта полного запрета на использование в питании генномодифицированных (ГМ) продуктов и продуктов, полностью либо частично изготовленных из ГМ-сырья.
3. Вернуть в меню яйцо в натуральном виде, исключив полностью любые яичные продукты, в т.ч.: «яичный меланж пастеризованный», «яичный желток пастеризованный», «яичный белок пастеризованный», «порошок сухой яичный» как не входящие в приложение №5 СанПиН, отразив все изменения в технологических картах.
4. Объемы каждой порции пищи (и напитков) на завтрак, обед, полдник и ужин в меню привести в соответствие рекомендуемым среднесуточным нормам питания (Приложение 12 СанПиН). Также привести в соответствие рекомендуемым среднесуточным нормам питания процентное соотношение основного компонента блюд (мяса, рыбы) к вспомогательному (гарнир, соус) (приложение 6 табл.1 СанПиН). Все изменения отразить в технологических картах.
5. Устранить из меню и государственных контрактов на организацию питания в образовательных учреждениях г.Москвы продукты, не входящие в рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях (приложение 8 СанПиН). Все изменения отразить в технологических картах.
6. Исключить кисломолочные продукты, в состав которых входят наполнители, синтетические (идентичные натуральным) ароматизаторы и красители, добавка Е1442, в соответствии с приложением 5 СанПиН.
7. Исключить из рациона питания детей кондитерские изделия и продукты, в состав которых входят: кулинарные жиры, другие гидрогенизированные жиры, пальмовое и кокосовое масло, в соответствии с приложением 5 СанПиН.
8. Заменить в меню и технологических картах масло «соевое» на масло «подсолнечное» как не соответствующее национальным и территориальным особенностям питания населения и состоянию здоровья детей, согласно п.16.8 СанПиН. Инициировать введение в СанПиН пункта о запрете на использование любых масел и жиров, кроме подсолнечного, оливкового, кукурузного и сливочного.
9. Исключить из рациона питания детей полуфабрикаты промышленного производства:
9.1. завтраки готовые (мюсли, хлопья, изделия фигурные и проч.)
9.2. блины, вареники, пельмени, котлеты, фрикадельки, сырники, запеканки и т.п.
9.3. инстантные напитки (кисель, какао, кофейный напиток, чай, чай для детей раннего возраста)
9.4. инстантные каши
9.5. овощи полуфабрикатные очищенные, в любом виде, включая упакованные герметично под вакуумом и/или в инертной газовой среде, в соответствии с п.15.18.3., 15.18.4. СанПиН.
9.6. консервы (в т.ч. мясорастительные, гомогенизированные мясные, овощные и фруктовые), не предусмотренные СанПиН по содержимому и частоте применения.
10. Инициировать введение в СанПиН пункта о приоритете приготовления блюд непосредственно на пищеблоке образовательного учреждения.
11. Независимо от вместимости учреждения обеспечить пищеблокам возможность работать на сырье. Пищеблоки должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность и безопасность технологического процесса согласно СанПиН.
12. Инициировать изменение п.4.23. СанПиН - запретить во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных организаций проектирование пищеблоков, работающих на полуфабрикатах и буфетов-раздаточных.
ЧАСТЬ II:
2. Организационные требования:
2.1. Создать открытый родительский совет для участия в обсуждении меню вместе с разработчиками и Департаментом образования.
2.2. Все изменения, вносимые в организацию питания в детских садах и школах г. Москвы, а также в документы, которые ее регламентируют, разрабатывать при непосредственном участии представителей родительской общественности. Перед принятием изменений организовывать максимально широкое публичное их обсуждение (в соответствии с п.1 ст.64 Семейного кодекса РФ).
2.3. Исключить конфликт интересов при разработке документов, регламентирующих питание в образовательных учреждениях г.Москвы, запретив участие в разработке данных документов лицам прямо, либо косвенно связанных с компаниями, торгующими продукцией из ассортимента, поставляемого в образовательные учреждения г.Москвы, а также с компаниями-производителями такой продукции.
Такие же меры должны быть введены и в отношении лиц, разрабатывающих конкурсную документацию для выбора поставщиков в образовательные учреждения г.Москвы, а также членов соответствующих конкурсных комиссий.
2.4. Закрепить в соответствующих нормативных документах, в требованиях к поставщикам продуктов питания в образовательных учреждениях г. Москвы и в договорах с ними безусловное право членов родительских комитетов:
2.4.1. на участие в контроле качества продуктов, поставляемых в образовательные учреждения, при их приемке образовательными учреждениями;
2.4.2. на участие в проверках контроля качества хранения продуктов на складах поставщиков. Предусмотреть в договорах с поставщиками продуктов в образовательные учреждения г.Москвы автоматическое прекращение их действия в случае воспрепятствования ими или подчиненными им сотрудниками таким проверкам;
2.4.3. на участие в контроле качества приготовления пищи в образовательных учреждениях г.Москвы;
2.4.4. инициирование проведения экспертизы в аккредитованных лабораториях поставляемой продукции и получение своевременно всей полной информации о систематическом контроле, включая лабораторно-инструментальный, проводимом в аккредитованных испытательных лабораториях по инициативе заказчика, на соответствие продукции, поставляемой поставщиком, требованиям СанПиН и государственных контрактов.
2.5. Закрепить за образовательными учреждениями право корректировать примерное меню с учетом мнения родителей и/или законных представителей воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях г.Москвы, в рамках действующих СанПиН, с утверждением поправок в окружных управлениях Департамента образования перед проведением процедуры торгов на поставку продукции для организации питания.
2.6. Возложить контроль за обеспечением качественного, безопасного и полноценного питания на руководителей государственных образовательных учреждений (аналогично п.6 приказа Департамента образования г.Москвы от 31.12.2010 г. № 2168).
2.7. Техническая часть документации: требования по качеству к сырью, продукции, поставляемой в образовательный учреждения, и перечень продуктов, планирующихся к поставке в образовательные учреждения, – перед публикацией и размещением на торговых площадках должны быть согласованы с родительской общественностью.
Перечень продуктов, подлежащих немедленному выводу
из рациона питания детей
1. 2 184 Вафли: "Сливочные", "Сливочные оригинальные", "Земляничные оригинальные" / массой нетто 20 г и 40 г, упакованные в полипропиленовую пленку.
2. 3 986 Печенье "Сливочная коровка", "Солнышко", "Одуванчик", "Теремок", "Антошка" упакованы в полимерную пленку по 22 г, 30 г
3. 4 720 Печенье сахарное витаминизированное: "Нежное" с ванилином, "Нежное" с молоком, "Нежное" с медом в индивидуальной упаковке до 30 г
4. 7 241 Печенье "Юбилейное" витаминизированное расфасовано в индивидуальную полимерную упаковку массой нетто до 40 г
5. 7 558 Вафли "КЭНАПСЫ" со вкусом сыра, сметаны и лука, укропа, полимерная пленка, 30г.
6. 7 931 Паста шоколадно-ореховая в коробочках и стаканчиках из п/м материала массой 20 г и 250 г и картонных коробах с прокладкой из п/м материала массой 5 кг
7. 8 019 Молочный шоколад с хрустящей вафлей "Кит Кат" в полимерной упаковке
8. 8 228 Вафли "Детские сливочные", "Детские сливочные оригинальные", "Детские земляничные оригинальные" в индивидуальной упаковке из полипропиленовой пленки,массой нетто 0,02-0,04 кг
9. 8 280 Пирожные бисквитные "Медвежонок Барни":Пирожное бисквитное с шоколадной начинкой;пирожное бисквитное с молочной начинкой
10. 8 407 Вафли обогащенные микронутриентами для питания детей дошкольного (с 3-х лет) и школьного возраста: "Сливочный пломбир", "С вареной сгущенкой", "С фруктовой начинкой", "Сливочные воздушные", "Земляничные воздушные", "Ореховые воздушные", "С фруктовой начинкой воздушные" герметично упакованные в индивидуальную упаковку из полипропиленовой пленки; массой нетто 0,02-0,04 кг
11. 8 410 Вафли без начинки ТМ "КЭНАПСЫ" с луком, сливочные, сырные, ореховые полимерная пленка, 30г.
12. 8 487 Вафли витаминизированные "С вареной сгущенкой" с витаминами, "Сливочный пломбир" с витаминами / в индивидуальной упаковке из полипропиленовой пленки, массой нетто 20 г
13. 8 488 Вафли "Детские сливочные", "Детские сливочные оригинальные", "Детские земляничные оригинальные" в индивидуальной упаковке из полипропиленовой пленки, массой нетто 0,02-0,04 кг
14. 8 489 Вафли обогащенные микронутриентами: "Сливочный пломбир", "С вареной сгущенкой", "С фруктовой начинкой", "Сливочные воздушные", "Земляничные воздушные", "Ореховые воздушные", "С фруктовой начинкой воздушные" герметично упакованные в индивидуальную упаковку из полипропиленовой пленки, массой нетто 0,02-0,04 кг
15. Соус салатный любой.