"Тревожный марш" российской политики. Записки об одном дне работы Думы
Германия, 1932 год. На 13 марта назначены выборы президента. Основных претендентов трое: престарелый фельдмаршал Гинденбург, глава нацистов Гитлер и лидер коммунистов Эрнст Тельман. К тому времени Гитлер уже создал «штурмовые отряды», которые дубинками и кастетами поддерживали его выборные амбиции. Выборы пришлось проводить в два тура: в первом никто не набрал 50%. Перешёл этот рубеж во втором туре Гинденбург, второе место занял Гитлер, третье — Тельман. И результат этих выборов на долгие десятилетия остался кровоточащим рубцом в истории человечества.
В предвыборной кампании коммунистов широко использовалась песня в исполнении знаменитого певца-антифашиста Эрнста Буша «Тревожный марш» — обращение ко всем трудящимся, предупреждение о грядущей катастрофе, призыв к единству.
Когда лидер коммунистов Г.А. Зюганов перед началом заседания Думы 15 февраля давал интервью собравшимся журналистам, рассказывал о событиях в Ростове-на-Дону, об избиениях медведевской полицией коммунистов, я вспомнил о тех выборах 80-летней давности, и в памяти зазвучали аккорды «Тревожного марша».
Что же до недавних ростовских событий, то они действительно очень тревожные и потребовали немедленной реакции — с самого начала работы Думы, на традиционной «разминке». Но видение ситуации у разных фракций было разное.
Первым выступал руководитель фракции КПРФ. Он напомнил депутатам о том, что происходило накануне. «Вчера мы с Владимиром Вольфовичем провели совместную пресс-конференцию, в которой участвовали многие информационные агентства, 33 телекомпании. А в это время в Ростове били моих доверенных лиц, которые пришли на площадь раздавать газеты. Их полночи продержали в «обезьяннике». Одновременно в Пскове сняли фактически всю нашу команду с выборов, и, несмотря на то, что мы выиграли все шесть судов, местные администрации не торопятся восстановить права наших кандидатов. Одновременно начали снова тягать мэра Серова в Братске, который отсидел несколько месяцев, но всё дело против него развалилось. Вот ответ господина Чурова и нынешней власти на ту принципиальную позицию, которую выказали три фракции, заявив о недоверии тому курсу и тем выборам, которые были проведены 4 декабря», — обрисовал положение дел Геннадий Андреевич.
Он напомнил депутатам, что в стране нет ни честных выборов, ни реального соперничества: разве может оно быть, если господин премьер два месяца не сходит с телеэкрана, занимая 70% эфирного времени, а остальным достаётся по 6—9% (графики распределения эфирного времени были розданы всем депутатам), и назвал то, что происходит, «трагикомедией, от которой дурно пахнет». Хотя после того, как вся страна, начиная с Манежной, Пушкинской, Болотной и Поклонной, заявила, что требует честных выборов, можно было ожидать, что власть сделает соответствующие выводы и примет необходимое решение.
Таким решением, по мнению Зюганова, могло быть принятие до выборов хотя бы трёх из девяти законов, внесённых оппозиционными фракциями.
«Первое: мы должны быть равновелико представлены во всех избирательных комиссиях снизу доверху — на это не требуется ни одной копейки. Второе: запретить вытаскивать за ноги и руки наших наблюдателей — каждого второго-третьего 4 декабря вытащили. И третье: считать публично каждый бюллетень, объявляя вслух, в присутствии и наблюдателей, и журналистов», — пояснил кратко суть каждого закона Зюганов и подчеркнул, что в этом случае не понадобится тратить 15 миллиардов на веб-камеры, потому что переписывать и изменять результаты будут в тиши кабинетов, где нет ни веб-камер, ни наблюдателей. И потребовал направить комиссии в Дагестан, Мордовию, в Саратовскую, Ростовскую и Тамбовскую области, чтобы снять ту «изжогу от выборов», которая существует у граждан страны.
Г.А. Зюганов также коснулся предвыборных обещаний Путина. Абсолютное большинство их — плагиат из программ разных партий. Тут и пособие на детей, предложение о котором вносила от фракции КПРФ Т.В. Плетнёва, тут и снижение стоимости жилья — в Челябинске уже добились снижения стоимости в 2—3 раза, надо просто обобщить и использовать этот опыт. А что касается обещания создать 25 миллионов рабочих мест, то одно современное рабочее место требует 11 тысяч кВт/ч электроэнергии в год. А это значит, необходимо 37 миллионов кВт генерирующих мощностей, но ведь ничего не строится сейчас и не планируется впереди. Как же будут работать даже самые квалифицированные люди на местах без электроэнергии?
Геннадий Андреевич не упомянул ещё один путинский плагиат — о переносе части «рождественских каникул» с января на май. Но нет, наверное, человека, который не слыхал бы из уст самого Зюганова и предложение, и обоснование этого переноса. Уже много лет фракция КПРФ пытается провести перенос выходных с зимы, когда большинству людей они ни к чему, на начало мая, когда на дачах каждый день год кормит.
Следующим выступал руководитель фракции ЛДПР В.В. Жириновский. Он был более сдержан, чем обычно, но от его выступления веяло пессимизмом и тревогой: произвол, который творит власть вместо честных выборов, может вызвать социальный взрыв.
Тем смешнее на этом фоне выглядело беззаботное чириканье руководителя фракции «Единой России» А.Ю. Воробьёва. Для начала он заявил, что телеэфир сейчас не важен, а важен Интернет. А в Интернете на всех ведущих сайтах — Зюганов. Затем заявил, что и на телеэкране больше всего показывают Зюганова, Путин — на втором месте (так и сказал и не покраснел!), а на третьем — Жириновский. Потом сообщил удивительную вещь, что Путин «вернул былую мощь России» (восстановил 70 тысяч заводов? Распахал заново 40 миллионов гектаров пашни? — А.Т.), и посоветовал «с улыбкой на лице встретить 5 марта».
Некоторая интрига возникла вокруг выступления в «разминке» «справороссов». Тематика была серьёзной и тревожной, от трёх партий выступали руководители фракций, а вот С.М. Миронова почему-то не было, его заменил рядовой «эсер». Кто-то связал его отсутствие с отмеченным вчера днём рождения. Но иные говорили о том, что планировалось подписание заявления от трёх оппозиционных партий, но «единороссы» уговорили «справороссов» ничего не подписывать. Ну что же, понаблюдаем за развитием этой интриги, оценим оппозиционность Миронова.
После «разминки» — предложения депутатов по порядку текущего заседания.
С предложением вызвать на «правительственный час» министра внутренних дел Нургалиева, который пугал депутатов сообщениями о неких угрозах, якобы исходящих от кого-то в день голосования, выступил депутат от фракции КПРФ В.И. Бессонов.
— Вчера стало понятно, от кого исходит эта угроза, — сказал он. — Вчера был подвергнут бандитскому нападению депутат Законодательного собрания, руководитель фракции, мой брат Евгений Иванович Бессонов. Доверенные лица и уполномоченные представители партии и комсомола в день освобождения города Ростова-на-Дону решили возложить цветы к памятнику. И получили телесные повреждения от не представившихся сотрудников милиции. Незаконно изъято имущество. Я предлагаю пригласить министра внутренних… (в этот момент председательствующий отключил микрофон).
Депутат, конечно, оговорился. Людей избивали не милиционеры, а именно полицаи, и избивали именно за то, что они принесли цветы к памятнику красноармейцам. Всё сегодня, будто 70 лет назад, на оккупированной фашистами русской земле: утверждённый Гитлером трёхцветный «флаг новой России» над городом, полицаи измываются над советскими людьми… Так выглядит их «демократия».
Предложение В.И. Бессонова поддержал депутат-ростовчанин Н.В. Коломейцев. Он также предложил пригласить Нургалиева, но задать ещё некоторые вопросы: «Необходимо спросить, как же так происходила аттестация, если его бывший первый заместитель Суходольский отстраняется от должности, если в Ростовской области создана кумовская малина, когда дядя — начальник ГУВД, племянник — начальник полиции. Посмотрите на сайте…» (на этих словах микрофон был отключён).
И когда это предложение депутатов-коммунистов было поставлено на голосование, его, конечно, провалили. Но всё же разница между проголосовавшими «за» и «против» была только 5,7% — всевластие «медведей» постепенно расшатывается. Но очень уж медленно: неужели депутаты не понимают, что медвежья лапа с полицейской дубинкой может завтра обрушиться и на них?
Как только началось обсуждение «Календаря рассмотрения вопросов Государственной думой с 13 по 23 марта 2012 года», Н.В. Коломейцев снова спросил председательствующего: «По какой причине не включены предложенные фракцией КПРФ законы по внесению изменений в избирательное законодательство?»
Вы, читатели, поняли вопрос? А вот попробуйте понять ответ, данный «единороссом» Плигиным: «Уважаемые коллеги, как мы неоднократно информировали, мы предлагали членам комитета рассмотреть данные законопроекты, но в то же время все члены комитета согласились с тем, что в начальной своей стадии они должны были быть вынесены на рабочую группу, которая очень эффективно работала… В связи с тем, что в настоящее время рабочая группа не собирается, мы считаем, что в течение марта многие инициативы по избирательному законодательству поставим на рассмотрение Государственной думы, если в дальнейшем будет принято согласованное решение всеми фракциями об образовании некоей иной рабочей группы…» Вы что-то поняли? Вот такие бюрократические штучки используют «единороссы», чтобы не дать ясного ответа на простой вопрос и затянуть решение любой проблемы.