Второй секретарь Московского обкома КПРФ Константин Черемисов: Политика привлечения неквалифицированных мигрантов – путь к деиндустриализации страны
Последние 20 лет ельцинизма «обогатили» русский язык различными непривычными словами. Среди таких слов, например, «гастарбайтер». Ведь как-то надо определить те процессы, которые протекают в сфере трудовых и «околотрудовых» ресурсов. Попробуем обрисовать некоторые аспекты данной проблемы.
Из уст высокопоставленных чиновников мы слышим, что без привлечения иностранной рабочей силы наша страна не сможет развиваться. Они объясняют это так: во-первых, потому что россияне не согласны работать там, где работают приезжие, а во-вторых, нас ждет такая депопуляция, что в скором будущем трудоспособное население может быть восполнено только мигрантами. Прогнозируемое сокращение трудоспособного населения к 2025 году на 10 млн. человек некоторые особо романтически настроенные чиновники как, например, секретарь Совбеза Н.Патрушев, предлагают решать с помощью опоры на приезжий средний класс.
Хотя непонятно, зачем России вообще средний класс, хоть свой, хоть приезжий? Как отметил на конференции МОТ исполнительный вице-президент РСПП Прокопов, современный производственный сектор в России неуклонно снижается. А увеличивающийся сектор услуг, как правило, не предъявляет высоких требований к качеству и квалификации рабочей силы. Проблема в том, что российская экономика уже сейчас, «благодаря» политике и практике режима и ЕР не может предложить достаточного количества рабочих мест для квалифицированных российских соискателей.
По данным главного управления МВД по Московской области и экспертным оценкам на сегодняшний день в регионе находятся около полумиллиона мигрантов, из которых более 300 тысяч работают нелегально. Задействованы они в качестве низкоквалифицированной рабочей силы в строительном секторе, торговле и т.п. Но не потому, что нет россиян, желающих заниматься «непрестижным» трудом. Просто работать в ТАКИХ условиях и за ТАКУЮ плату будет нарушением трудового законодательства. При этом люди понимают, что условия, недостойные человека, создаются искусственно. Выгоднее ли для работодателя завести сотню бесправных мигрантов, чем купить один бульдозер и платить нормальную зарплату одному бульдозеристу? По всей видимости, да. И это прямой путь к деиндустриализации страны, курс, которым нас ведут ельцинисты уже двадцать лет. С их победой в России наметился переход не к постиндустриальному обществу, а откат в доиндустриальное - с элементами феодализма и рабовладения.
Это понимают все. Как подчеркивает телеведущий В.Соловьев, мы идем по самому тупому пути рабовладельческого государства, и де-факто завозим рабов. А рабы рано или поздно восстанут.
И сразу становится понятным, что все разговоры про инновации, модернизацию и пр. изначально являются только разговорами. Ведь современная конкурентоспособная экономика нуждается не столько в количестве рабочей силы, сколько в ее качестве, в ее профессиональных, интеллектуальных, творческих, нравственных качествах.
Представители режима утверждают, что международная миграция в современном мире - явление естественное, и все развитые страны принимают мигрантов. Во-первых, не все. Во-вторых, не в таком виде. Что-то не слышно, чтобы Япония вводила квоты на иностранную рабочую силу. Хотя старение населения наметилось довольно давно. Однако руководство пошло не по пути экстенсивного развития, а по пути интенсивного. В итоге – это одна из технологически развитых стран мира с очень высокой продолжительностью жизни населения. Но и там, где квоты принимаются, они четко выдерживаются: наибольшие шансы имеют образованные, здоровые, молодые (каждому параметру соответствует определенное число баллов, если у претендента общее число баллов, ниже определенного значения, никаких шансов остаться, например, в Новой Зеландии, он не имеет).
У нас же тенденция прямо противоположная. Рынок иностранной рабочей силы становится все более низкоквалифицированным. Несколько лет назад к нам въезжали, в основном, достаточно квалифицированные украинские и молдавские рабочие. Но порядок трудоустройства, безответственность работодателя и незащищенность мигрантов привели к тому, что сейчас они предпочитают работать в Европе. Сегодня основную массу мигрантов составляют выходцы из Средней Азии. При этом следует учесть, что это, в основном, молодые люди, родившиеся в эпоху развала СССР, а значит, в отличие от их родителей, не получившие, скорее всего, никакого образования, не знающие русского языка, сбежавшие от ужасов возродившегося байства.
Всем понятно, что олигархические режимы в ряде стран постсоветского пространства, не создав суверенных национальных экономик, не только сбрасывают свои социальные проблемы на Россию, «выбрасывая» определенную часть населения за свои пределы, но и получают колоссальные дивиденды от заработков своих граждан в РФ.
Если, как уверяют лидеры ЕР у нас «сувереннаядемократия», то почему российские народы должны поддерживать за счет своих ресурсов неэффективные, безответственные перед собственным народом, антидемократические режимы? Режимы, устроившие «великое переселение народов», разрушающие их национально-религиозный, социально-культурный и экономический статус-кво.
Однако кажущаяся нерациональность политики лидеров ЕР становится вполне рациональной, если предположить, что в рамках проводимой режимом стратегии мигранты будут играть вполне определенную роль - громоотвода социального недовольства населения нашей страны безответственной антигуманистической политикой властей.
Это что касается стратегических вопросов. Что же касается нашей повседневной жизни, то если еще три года назад 34% опрошенных в целом безразлично относились к присутствию мигрантов, то сейчас комплекс проблем, вызванный наплывом приезжих, находится в ряду основных для наших жителей, наряду с галопирующим ростом цен и социально-экономическим упадком. Это отражают и их обращения к областным и местным депутатам. И, в первую очередь, это вопросы правопорядка, здоровья и социального климата.
Начальник отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры С.Кошелев сообщает, что более 5 тысяч из 40 тысяч преступлений, совершенных в Подмосковье с начала года, совершили иностранцы.
Число преступлений, совершенных иностранцами по особо тяжким статьям выросло на 11,7 процента и тяжким на 6,1 процента. Стало больше и преступлений средней тяжести: краж на 14,4 процента и мошенничеств на 18,7 процента.
Через мигрантов проходит мощнейший наркопоток. Так, в обращениях к своим депутатам жители Красногорского района сообщают, что уроженцы Таджикистана и Кавказа распространяют наркотики практически в открытую в местных клубах и даже в подъездах. Следует отметить, что среди мигрантов ведь не только трудовые мигранты, может и нелегальные. Кто-то изначально не собирается работать, скрывается от правосудия, приезжает с вполне определенными целями. На днях в Красногорском районе в квартире на Ильинском шоссе, 4 были задержаны 22 жителя Нигерии и Камеруна, при этом 12 из них уже нарушали правила пребывания в России и их визы были закрыты для въезда в страну. У восьми она была просрочена, и только у двоих документы оказались в порядке. Это что тот самый «зарубежный средний класс», с которым режим связывает будущее нашей страны, это те самые «афророссияне», которые так нужны для возрождения России?!
В ситуации нечленораздельной и безответственной миграционной политики ЕР, она становится источником коррупционных доходов для нечистоплотных чиновников, разрушая основы государственного и муниципального управления, метастазами распространяясь в обществе, заражает его и делает нежизнеспособным.
Непомерную нагрузку накладывает миграция и на наш медицинский комплекс. Во многих московских и подмосковных больницах до трети всех пациентов - это приезжие. Понятно, что если кто-то из них нуждается в экстренной операции или в любом срочном оказании помощи, она оказывается им в полном объеме. Но проблема в том, что среди приезжающих реально много больных, в том числе хронических, которые резко увеличивают нагрузку, в частности финансовую, на нашу систему здравоохранения. Так, например, по свидетельству врачей, лечение достаточно распространенного в среде мигрантов заболевания панкреонекроза является очень длительным (только в больнице надо лежать полгода, а то и год), к тому же требующим очень дорогих расходных материалов. А механизм функционирования страховой медицины постоянно дает сбой, в итоге оплата за них врачам не приходит месяцами.
Проблема мигрантов способствует и постоянному воспроизводству неблагоприятного инфекционного фона. Сейчас по уровню заболеваемости туберкулезом, сифилисом и др. опасными болезнями ситуация в Подмосковье граничит с пандемией.
А теперь еще озаботились необходимостью строительства центров для мигрантов, в которых можно провести время до депортации. Так, в ближайшее время в Подмосковье намечено строительство спецприемника на 200 человек стоимостью в 300 млн. рублей (!). И это будет не единственный спецприемник. Как мы видим, современная миграционная практика обходится чрезвычайно дорого для народа.
Все это, безусловно, оказывает влияние на тот социальный климат, который складывается в обществе. Характер взаимоотношений не может не быть потенциально конфликтогенным. И дело не в мифических националистических настроениях. Как отмечает ведущий специалист социологического фонда «Общественное мнение» Ирина Шмерлина, наиболее распространенным среди россиян мнением является представление о мигрантах как о несчастных, обездоленных людях, вынужденных тяжелым, грязным, непрестижным трудом зарабатывать деньги, чтобы не умереть с голоду, которые живут в нечеловеческих условиях, страдают от враждебной, не принимающей их социальной среды, вынуждены терпеть унижения и открыто агрессивное к себе отношение. Так что проблема не в якобы присущей изначально враждебности и агрессивности коренного населения, а в том, что реальная политика властей создает и постоянно воспроизводит ситуации, чреватые конфликтом.
Всем памятны прошлогодние события в Хотьково, в которых как в зеркале отразилась преступная практика миграционной политики. Здесь и ложь властей о числе мигрантов, и коррупция, интересы дикого бизнеса в сверхэксплуатации работников, криминальные последствия. В городе с населением 22,5 тыс. человек официально должны были трудиться 280 мигрантов. Однако в Хотькове, ставшем перевалочной базой завозимых из Средней Азии мигрантов, они реально занимали два здания общежития, здания детского сада и школы. И это, несмотря на острую нехватку площадей для детских дошкольных учреждений. В крупном хотьковском гипермаркете до 90% работников были мигранты. Такая же ситуация сложилась в строительстве. На фоне острых социальных проблем, роста безработицы трагедия не замедлила случиться – произошла драка, погиб человек. Под натиском народного схода, испугавшись социального взрыва, власти за одну ночь вывезли всех мигрантов, глава города Р.Тихомирова официально заявила, что число мигра нтов в городе не превысит установленную квоту. В течение некоторого времени так и было. И, как выяснилось, приезжие и не были нужны ни для коммунального хозяйства, ни для торговли. Нашлись желающие работать дворниками, строителями, продавцами.
Но действительно изменить ситуацию с миграцией в Подмосковье, да и в России в целом может только ответственная федеральная и региональная власть. Только действующая власть виновата в том, что именно к нам, а, например, не в Финляндию или Австралию, течет неуправляемый поток мигрантов, среди которых и больные, и преступники. Именно она несет ответственность за рост социальной напряженности.
Конфликтность связана не только с ростом социальных проблем, но и сохранением культурной самобытности нашего родного Подмосковья. К нам всегда приезжали, и мы всегда находили общий язык. Но все, кто приезжал – не пытались установить свои, пусть очень правильные у них, но совершенно чуждые для нас, порядки. Они усваивали наши нормы и ценности. Сейчас же этого не происходит. Более того, свои собственные традиции мигранты не чтят, а в этом случае стократ сложнее найти общий язык. Почему мы это утверждаем? Православные и мусульмане накопили богатый опыт бесконфликтного общения. Основой этого взаимодействия служила четкая позитивная моноэтническая идентификация, каждый чтил собственные ценности и традиции и с уважением относился к чужим. Но сейчас многих мигрантов нельзя назвать верующими или людьми, соблюдающими свои традиции, несмотря на их претензии быть таковыми. Отмеченный выше диагноз панкреонекроз возникает не столько от нарушений в диете, сколько от активного злоупотребления алкоголем. И это только один из примеров.
Внушаемые нам лукавые мнения о необходимости трудовой миграции на самом деле прикрывают неспособность властей решать вопросы индустриального и сельскохозяйственного развития страны, не говоря уж о технологическом прорыве, сохраняют коррупционные кормушки, создают громоотвод для социального протеста.
Народное ополчение и коммунисты Подмосковья, депутаты местных советов, гражданские и религиозные лидеры выступают за немедленное прекращение политики разрушения уже не только экономики, производительных сил, образования и культуры, здравоохранения и социальной защиты, но и социально-культурных и религиозно-нравственных основ существования нашего родного Подмосковья.