Начало работы созданного в Белгороде общественного совета по кино не внушает оптимизма
Создание общественных советов по всевозможным вопросам вошло в моду. Дабы продемонстрировать «толерантность» власти в эти советы приглашают и представителей оппозиции. В совет, который, по идее, должен контролировать репертуар белгородских кинотеатров, чтобы включённые в него фильмы соответствовали хоть каким-то моральным критериям, включили от КПРФ и меня.
Честно скажу, я отнёсся к этому очень серьёзно. К первому заседанию подготовил предложения о том, как, на мой взгляд, лучше организовать работу совета, чтобы он приносил реальную пользу. Вот эти предложения, с которыми я готовился выступить:
«Надо, прежде всего, чётко определить цели нашего совета. Очевидно, что разрешительные функции он взять на себя не может. Кинотеатры заключают контракты с прокатными фирмами задолго до того, как фильмы приходят в Белгород. На этом этапе наш совет никак не может отслеживать нравственный уровень фильмов. А после того, как контракт заключён, отказ от показа фильма повлечёт за собой неустойку. Кто её будет платить: бюджет области? Вряд ли. Не рекомендовать фильм к выпуску на экраны области после заключения контракта можно только в особо исключительных случаях. Так какая же может быть наша задача?
Если серьёзно отнестись к идее губернатора бороться за оздоровление духовной атмосферы области, то, возможно, стоило бы разработать какие-то общие принципы отбора фильмов и рекомендовать кинотеатрам руководствоваться ими. Весь вопрос в том, захотят ли кинотеатры следовать этим рекомендациям?
Если есть возможность у нашего совета как-то воздействовать на репертуарную политику кинотеатров, то совету необходимо отслеживать репертуар кинотеатров, определять, в случае необходимости, какие коррективы кинотеатру стоит внести в репертуарную политику на будущее и рекомендовать кинотеатрам это сделать. Но для этого все члены совета должны иметь возможность смотреть фильмы бесплатно. Иначе это при нынешних ценах на билеты будет чрезвычайно накладно.
На мой взгляд, стоило бы отслеживать план выпуска фильмов прокатными компаниями, если это возможно, и какие-то фильмы, которые по своему содержанию или художественным достоинствам заметно возвышаются над общим уровнем репертуара, рекомендовать к показу в наших кинотеатрах. Но чтобы это вошло в практику, надо «обеспечить» и какой-то минимум зрителей. Потому что кинотеатры ныне – это коммерческие предприятия, и брать заведомо провальные в кассовом отношении фильмы они не станут.
Ну и, безусловно, надо в областных СМИ делать какие-то оценочные программы о фильмах текущего репертуара. Раньше, насколько я знаю, была только одна такая программа, которая выходила систематически – «Пойдём в кино» на радио ГТРК «Белгород», но в последнее время и её не стало. Я не переоцениваю воздействия таких программ на формирования эстетических критериев у публики. Но всё же это хоть что-то, а пока нет ничего. Вернее, есть рекламные материалы в газетах и на центральном телевидении, которые заманивают публику на любой фильм, прокатчики которого заплатили деньги. При этом нередко акцентируют внимание на таких моментах, которые никак не способствуют нравственному оздоровлению общества».
Оказалось, однако, что принципы работы нашего совета никто и не собирался обсуждать. Нам раздали репертуар белгородских кинотеатров на ближайший квартал и предложили его одобрить. Если учесть, что большинство членов совета эти фильмы не могли видеть, а о многих фильмах мы даже не слышали, то, понятно, что свой «одобрямс» совет высказал без проблем.
Такое начало работы нашего совета вызвало у меня недоумение: зачем понадобилось его создавать? Ведь очевидно, что его коэффициент полезного действия будет равен нулю. В то же время не менее очевидно, что репертуар кинотеатров действительно нуждается в контроле (вспомним, хотя бы, как белгородские кинотеатры провозгласили «наступление времени ведьм» как раз в Сочельник), если, повторю, не раз заявленное губернатором стремление бороться за оздоровление духовной жизни Белгородчины – это не просто предвыборный пиар.