Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин в газете «Правда»: Обещала власть жизнь достойную, а толкает в яму помойную

Публикация в газете «Правда» В.И. Кашина, заместителя Председателя ЦК КПРФ.  

По страницам газеты «Правда».
2010-12-17 12:27

     В последнее время высшие эшелоны власти, включая президента страны, вдруг заговорили о тяжелой ситуации в ЖКХ, грозящей наступлением коллапса в течение ближайших 4—5 лет. Оценка справедливая, но очень запоздалая. Только коллапс не просто наступит, а уже наступил во многих населённых пунктах и регионах. Износ и прорывы сетей водоснабжения, постоянные сбои в подаче воды или вообще её прекращение, аварийное состояние очистных сооружений или их полное отсутствие, рост доли ветхого и аварийного жилья, дефицит жилого фонда, миллионные очереди на получение квартиры при бешеном росте тарифов — всё это стало повседневностью нашей жизни. Непрерывное «реформирование» жилищно-коммунального хозяйства, введение нового Жилищного кодекса под обещание наведения рыночного порядка в отрасли привело лишь к узаконенному грабежу населения, обогащению кучки людей, приватизировавших эту отрасль, и фактически к ее развалу. Галопирующий рост тарифов отбирает у населения последние копейки.

     

Клубок накопившихся проблем

 

     Жилищно-коммунальное хозяйство России остаётся пока крупнейшим многоотраслевым комплексом, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв. м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и т.д.

     На  долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых  предприятиями и организациями  отрасли услуг составляет 1,2 трлн. рублей.

     Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически всё население  страны и поэтому занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики.

     Начиная с середины 90-х годов в связи с общими процессами реформирования российской экономики, переводом её на рыночные механизмы функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве были также начаты процессы реформирования. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена указом президента РФ от 28 апреля 1997 г. Позднее её положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002—2010 годы), Федеральной целевой программой «Жилище», которая была утверждена постановлением правительства РФ в ноябре 2001 года, приоритетным национальным проектом «Доступное жилье», введенным несколько лет назад. Красивых слов и обещаний в документах предостаточно, но главной целью всех этих шагов на деле являлись выколачивание денег из населения, переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объёме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Этот «переход» длится до сих пор, напоминая движение по бесконечной винтовой лестнице вверх, с постоянным ростом тарифов, без какой-либо надежды на передышку.

     Фракция КПРФ в Государственной думе и  партия в целом почти два десятка  лет пытаются достучаться до власти по проблемам ЖКХ. Все эти годы мы постоянно доказывали, что проводимая пагубная политика игнорирования ЖКХ, его финансирование по остаточному принципу, стремление всё свалить на плечи граждан неизбежно приведут к тяжелейшим последствиям, с устранением которых государству всё равно придётся рано или поздно столкнуться. Жизнь доказала нашу правоту. Здесь, как и во многих других отраслях, «рынок» ничего не отрегулировал и не улучшил, а только обострил проблемы. И это время, кажется, наступило: отступать, как говорится, дальше некуда. Сегодня практически каждый день мы слышим о прорывах труб, взрывах котельных, о переселении жителей из замороженных домов. В Красноярском крае в одном из посёлков взорвалась котельная, оставив жителей один на один с морозом в 50 градусов. Даже в Подмосковье в г. Климовск власти оказались не готовыми к зимнему периоду, не обеспечив жилой фонд теплом. И таких примеров можно приводить сотни.

     Инженерное  хозяйство отрасли не ремонтируется  с советских пор. Мизерных государственных  средств не хватает, а на деньги граждан  эту работу произвести невозможно. Сегодня 70% сетей подлежат полной замене. Почти 20% теплоэнергетического оборудования изношено полностью. Средний износ оборудования отрасли достиг 60%.

     Жильё, располагающее основными удобствами, то есть благоустроенное, составляет 64%. Остальное — неблагоустроенное. В неблагоустроенном фонде проживают более 43 млн. человек — каждая 4-я семья.

     Ветхий  и аварийный жилой фонд составляет почти 100 млн. кв. м, или 3,2% общей площади  жилого фонда. С 1990 года ветхий фонд увеличился в 3 раза, аварийный — в 6 раз. На этой площади проживают более 5 млн. человек. Ликвидация непригодного для проживания жилья ведётся черепашьими темпами. За 2002—2010 годы переселено из ветхого жилья 43 тысячи семей из более чем 2 миллионов, стоящих в очереди. Для того чтобы переселить людей из трущоб в нормальные условия, при существующем подходе потребуется почти два столетия.

     Свыше 300 млн. кв. м жилой площади нуждаются  в неотложном капитальном ремонте. В среднем ежегодно ремонтируется  лишь 1% жилья при норме не ниже 5%.

     При этом обеспеченность жильём на 1 человека сегодня едва составляет 20 кв. м общей площади. Мы уступаем по этому показателю не только странам Европы, но и нашим ближайшим соседям: Украине, Белоруссии и Молдавии. В очереди на получение квартиры стоят 4,5 млн. семей (8,9% от общего числа семей). Чтобы удовлетворить очередников, необходимо построить 1,57 млрд. кв. м, то есть увеличить общий жилой фонд на 46%. По действующим расценкам для этого необходима огромная сумма в 94 трлн. рублей, что составляет примерно все расходы государства за 10 лет. Даже если ежегодно вводить по 100 млн. кв. м, жилищная проблема будет решаться в течение не менее 20 лет. Однако для таких объемов в стране нет ни строителей, ни стройматериалов.

     В 2010 году, например, запланировано построить 60 млн.кв. м жилья. Но за 9 месяцев  было построено только 33 млн. кв. м. За полугодие построено 26 млн. кв. м, из которых только 13,8 млн. кв. м — новое, остальное — реставрированное. При этом из нового жилья около 12 млн.кв. м построено на средства граждан. Это говорит о том, что при существующем подходе жилищная проблема не будет решена никогда, ибо ввод нового жилья не успевает за его износом.

    

 Миражи ипотеки

 

     Правительство сделало ставку в жилищном строительстве  на ипотеку. Однако надежды правительства  не оправдались по многим причинам, и прежде всего — из-за чрезвычайно высоких цен. Рынок жилья находится в руках перекупщиков, которые присваивают половину выручки от его продажи. Вторая причина — высокие процентные ставки по кредитам и грабительская система страхования. За 9 месяцев 2010 года банки выдали ипотечных кредитов на сумму около 223 млрд. рублей, на которые можно построить сегодня примерно 40 тысяч квартир, или около 3 млн. кв. м общей жилой площади. Этого явно недостаточно. При этом надо помнить, что стоимость ипотечного жилья при существующих ставках фактиче-ски удваивается. Ипотечный кредит нельзя получить, если доход семьи на человека ниже 20 тысяч рублей в месяц. Около 70% населения имеют доходы, которые не дотягивают до этого уровня, а треть из них — вообще живёт за чертой бедности. Эта часть населения не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему без поддержки государства.

     Ситуация  усугубляется постоянным ростом тарифов. За последние 9 лет жилищные тарифы повысились в 5 раз, коммунальные платежи  — в 4,5 раза. В этот же период зарплата и пенсии повысились примерно в 3 раза, что явно неадекватно росту тарифов. На 2011 год уже запланировано повысить тарифы на электроэнергию на 10%, газ — на 17%, тарифы на услуги ЖКХ — на 13%. При этом рост зарплаты не планируется. Стремление власти повысить тарифы до уровня Евросоюза для России неприемлемо. Необходимо первоначально поднять доходы до уровня Евросоюза. Сегодня в России минимальная зарплата — 97 евро, а в Евросоюзе — от 400 до 800.

     

На голодном пайке

 

     Критическая ситуация в ЖКХ сложилась во многом из-за практически полного ухода государства из этой сферы. Прежде всего это выразилось в резком снижении финансирования отрасли. По сравнению с советским временем финансирование из федерального бюджета сократилось на два порядка. Фракция КПРФ в Государственной думе, сознавая важность коммунального хозяйства, постоянно давала свои предложения по финансовой поддержке ЖКХ. Однако наши предложения парламентское большинство «Единой России» вкупе с Минфином регулярно отвергали, ссылаясь на отсутствие средств. С 2008 года под нашим нажимом финансовая поддержка несколько выросла, но не настолько, чтобы можно было успокоиться. В бюджете на 2011 год правительство выделило на нужды коммунального хозяйства около 197 млрд. рублей. Сумма как будто бы внушительная, но в сложившейся ситуации этих денег явно недостаточно. Наши предложения добавить ещё хотя бы 50 млрд. рублей в очередной раз были отвергнуты и парламентским большинством, и правительством.

     

Народный гнев нарастает

 

     С 1997 года КПРФ ведет упорную борьбу против жилищно-коммунальной реформы. Все эти годы мы последовательно отстаиваем позицию государственного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и на всех уровнях власти противодействуем введению стопроцентной оплаты услуг ЖКХ. В этой борьбе мы используем все методы — от внесения законодательных инициатив, поправок в действующие законы, проведения парламентских слушаний и «круглых столов» до массовых акций протеста.

     Один  из первых «круглых столов», посвящённых  исключительно теме ЖКХ, был проведён по инициативе фракции КПРФ ещё в апреле 2006 года. На нем ученые, специалисты в этой области, хозяйственные руководители, депутаты и представители исполнительных органов всех уровней детально проанализировали положение в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Был обсужден ряд законодательных инициатив по внесению поправок в Жилищный, Налоговый кодексы, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», выработаны конкретные рекомендации и направлены во все государственные органы. Реакция власти практически всегда оставалась невнятной.

     Выборы  в Государственную думу в 2003 году и изменившийся порядок формирования Совета Федерации сместили расстановку  политических сил в Федеральном  собрании в пользу правых. Коммунистам  стало гораздо сложнее противодействовать реформе ЖКХ на законодательном уровне. В 2004 году фракцией «Единой России» был принят Жилищный кодекс, который отменил все социальные гарантии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе бесплатное обеспечение жильем, государственное управление жилыми домами, государственное финансирование этой сферы.

     В этой ситуации нами было принято единственно  правильное решение — обратиться к народу, чтобы он выразил свою волю по важнейшему вопросу. Это можно  было сделать посредством Всероссийского референдума. Была выполнена вся подготовительная работа. Но власть, испугавшись возможных положительных результатов референдума, которые автоматически приобретали силу закона, запретила его проведение, приняв в срочном порядке поправки в закон о референдуме. Несмотря на это, нам удалось провести Народный референдум, одним из вопросов которого был вопрос об оплате гражданами услуг ЖКХ в размере, не превышающем 10% совокупного дохода семьи. Миллионы граждан приняли в нем участие и поставили свои подписи в поддержку вопросов референдума.

     Принятие  антинародного Жилищного кодекса, рост тарифов на услуги ЖКХ и запрет референдума вызвали бурю возмущения среди народа. Волна народного  протеста прокатилась по всей стране. На многотысячных митингах — от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до южных окраин России — в течение последних 5—6 лет тема ЖКХ звучала постоянно. Будет она звучать и на митингах протеста, которые пройдут по всей стране 18—22 декабря.

     Благодаря массовым протестам, координацию которых осуществляли ЦК КПРФ и Общероссийский штаб протестных действий, удалось отстоять несколько важных рубежей в интересах наших граждан. Например, была возвращена льгота детям — воспитанникам интернатов и детских домов по обеспечению их жильём при выходе из воспитательного учреждения. На определённый срок отнесено исполнение нормы Жилищного кодекса об организации управления жилыми домами. Во многих регионах увеличена социальная норма жилой площади до 34 кв. м, учитываемая при получении жилищных субсидий. Принят закон, по которому можно изменять энерготарифы только один раз в год перед принятием бюджета.

     Большая работа проделана коммунистами по анализу  переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), одним из условий которого является приведение коммунальных тарифов до уровня европейских стран. Сегодня ясно, что граждане РФ оплатить тарифы европейских размеров не смогут. Работа продолжается. Внесение поправок к законам, способствующих снижению затрат граждан на жилищно-коммунальные услуги, изменение соответствующего регионального законодательства обязательно дадут положительные результаты при широкой и активной поддержке народными массами инициатив КПРФ в этой сфере.

     

Частник нам поможет?

 

     Обращение внимания президента Российской Федерации на тяжелейшую ситуацию в ЖКХ, обсуждение этой темы во время его встречи с лидерами фракций в Государственной думе в конце ноября этого года породило надежду на возможность принятия со стороны власти каких-то кардинальных решений. Ожидалось, что эта тема займет важное место в послании президента Федеральному собранию. Но ожидания оказались напрасными. Тема ЖКХ в часовом выступлении президента заняла несколько секунд и вместилась в три фразы: «Совсем недавно мы эту тему обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии, в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный сектор. Необходимые поручения на эту тему я уже дал».

     Любопытно, кому это дал президент поручения? Может быть, Прохорову, или Абрамовичу, или Дерипаске, Фридману… Стало совершенно понятным, что положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь олигарх или просто капиталист за свои деньги занялся заменой труб, ремонтом прохудившихся крыш, провалившихся полов, сгнивших водопроводов, не работающих бойлерных, изношенных до предела очистных сооружений и т.д.

     С такой перспективой становится бессмысленным многое из того, о чём пространно высказался глава государства: об улучшении демографии, укреплении семьи, поддержке молодых и многодетных семей, воспитании детей и т.д. Без крыши над головой, удобного, доступного жилья, обеспеченного всеми услугами коммунального хозяйства, надеяться на рост рождаемости и воспитание достойных граждан будущих поколений похоже на маниловщину… Интересно, на что рассчитывает президент? Заглядывал ли он в федеральный бюджет на 2011 год и на период до 2013 года, который недавно принят фракцией «Единой России»? Обратил ли он внимание на то, как собирается правительство финансировать ЖКХ? В принятом бюджете не только нет роста выделяемых средств, а наоборот — объёмы снижаются. Если на 2011 год выделяется 197 млрд. рублей, то на 2012-й — 94, а на 2013 год — только 79 млрд. рублей… Нет, всё-таки петух пока ещё не клюнул. Похоже, наши руководители не читали или, может быть, забыли сказку А. Пушкина о золотом петушке… А жаль!

     

Позиция коммунистов остается неизменной

 

     Мы, коммунисты, продолжим работу по реализации нашей программы возрождения ЖКХ как важнейшей отрасли, призванной создавать комфортные условия жизнеобеспечения человека путем внесения соответствующих поправок в законодательные акты, включая и федеральный бюджет. При этом не исключаются и другие формы влияния на принятие властью решений, в том числе и массовые протестные выступления.

     Мы  считаем, что в нашей холодной стране жилищно-коммунальное хозяйство  необходимо оставить в основном в  качестве государственной структуры. Его финансовая государственная поддержка должна отвечать решению тех острейших проблем, которые накопились в отрасли. И государство обязано восстановить финансирование ЖКХ в полном объёме. А плата населения за услуги ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.

     Сегодня перед правительством стоят две  важнейшие и первоочередные задачи — восстановление инженерных и коммуникационных систем и реальное обеспечение доступности  жилья. Управляющие компании должны быть государственными или муниципальными. Сейчас управляющие компании зачастую создаются авантюристами, которые просто грабят жителей и исчезают.

     Надо  отменить Жилищный кодекс, противоречащий Конституции Российской Федерации, в соответствии с 51-й статьей которой  не должны издаваться законы, умаляющие  права граждан, в данном случае право на жилище.

     Дальнейшее  пренебрежительное отношение власти ко всем этим проблемам реально угрожает нашему обществу перспективой оказаться  в помойной яме. Мы не можем согласиться  с этим.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.