После 2013 года государство будет тратить деньги на стариков по остаточному принципу. Иначе на Олимпиаду не хватит
Пенсии платят только электорату? Так называется материал, опубликованный в «Новой газете». Самые богатые здания в России - здания Пенсионного фонда. Что будет с нашими пенсиями? – задается вопросом автор газеты. После 2013 года государство будет тратить деньги на стариков по остаточному принципу. Иначе на Олимпиаду не хватит, - высказывается предположение.
Понедельник выдался богатым на пенсионный алармизм. Взбудоражили общественность "Ведомости", которые рассказали, что в Минздравсоцразвития подготовлен план фактической приватизации пенсионных накоплений населения.
Мы связались с помощником министра Софией Малявиной, чтобы узнать, каков статус озвученных предложений и как изменится пенсионная система, если они будут приняты. Госпожа Малявина со ссылкой на прямую речь Татьяны Голиковой уверила нас в том, что это всего лишь одна из многих идей, циркулирующих внутри министерства, и она не имеет поддержки на уровне министра: " В рамках различных предложений, поступавших от экспертов, министерством были оценены самые разные идеи, но к нашим конкретным предложениям это не относится. Речь идет о финансовых оценках того или иного предложения, которое высказывалось экспертами".
Ложная тревога? Да, но как в таком случае быть с высказыванием министра финансов Алексея Кудрина, который в понедельник же сообщил, что не позднее 2013 года у государства закончатся ресурсы для постоянного увеличения пенсий? В условиях высокой российской инфляции любое замораживание социальных выплат означает их фактическое сокращение.
А на прошлой неделе тот же Кудрин заявил о необходимости поэтапного повышения пенсионного возраста в России по "французскому" сценарию: мужчинам до 62 лет, женщинам - до 60.
Погромов, в отличие от Франции, не последовало, и даже внятной реакции, и даже в блогосфере - тоже. Наверное, потому, что большинство людей, в этой блогосфере обитающих, уверены, что пенсий от государства они не дождутся в любом случае, что это данность, к которой надо относиться стоически (см. результаты опроса "Новой").
Однако когда пенсии действительно начнут сокращаться, реакция будет. У нас хоть и не Франция, но и не Туркменистан, где Ниязов в конце правления отменил пенсии, заметив, что государство не обязано кормить "дармоедов".
Наше государство последние десять лет, напротив, демонстрировало стойкую ориентацию на то, чтобы кормить электорат, и в первую очередь профильный - пенсионный. И кастинг непопулярных мер накануне кампании 11/12 означает то, что дела действительно плохи.
Это, собственно, и признал Кудрин. В неполитическом таком, чисто бухгалтерском ключе: что ни делай, а к 13-му году деньги кончатся.
И вот тут оппозиции было бы на чем сыграть. На программу вооружений деньги есть? На содержание госаппарата? На Олимпиаду, "Формулу-1" и чемпионат мира по футболу? На дорогу через Химкинский лес? А на пенсионеров, значит, нету?
Но и это оказалось неважным: даже если признать факт существования у нас оппозиции, нельзя не признать факт отсутствия выборов. А важно фундаментально понять: речь на самом деле идет не просто о приоритетах, распределении долей государственного пирога между едоками: кому-то кусок пожирнее, кому-то - крохи, а о том, что пирога на всех элементарно не хватает. И если в 13-м году придется затянуть пояса пенсионерам, то в 15-м - уже и госкорпорациям. То есть это предпосылки к банкротству если не государства, то существующей экономико-социальной, а значит, и политической модели.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Это признание провала
Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор:
- Я уже много раз говорил о том, что накопительная система была сделана под "проблему 2003" - проблему возврата 17 млрд долларов Парижскому клубу. При этом тогда проблема выплат накопительной чисти пенсий откладывалась примерно на 10 лет вперед: где-то на 2012 год. И на это время государство получало фору. После того как "проблема 2003" была решена, начались шаги сначала в сторону ограничений, а потом и в сторону общей отмены накопительной системы. Были сокращены ставки страховых взносов с 6 до 4%, были вычеркнуты из этой системы мужчины, родившиеся с 1953 по 1966 г. включительно, и женщины, родившиеся с 1957 по 1966 г. включительно. И, наконец, г-н Зурабов в 2008 году вышел с предложением вовсе систему отменить - логическое завершение хитроумной схемы, которая была закручена в начале нулевых. Но в 2008-м это не прошло: Зурабов ушел в отставку. И сегодня, на мой взгляд, его идею продолжает г-н Воронин, замминистра соцразвития.
За 8 лет, что действует накопительная система - не благодаря, а вопреки, она достаточно активно развернулась и является источником длинных денег для экономики. Люди поверили, что они действительно могут с помощью пенсионных накоплений иметь дополнительный доход в старости. Львиная доля средств, которые будут переведены из федерального и регионального бюджетов в Пенсионный фонд в случае отмены накопительной части, предназначена не для финансирования дефицита трудовых пенсий, а для выполнения социальных обязательств государства.
Сказать, насколько уменьшится сумма, которую будут получать люди, которые начнут выходить на пенсию (первые выплаты по накопительным пенсиям начнутся с 22-го года), сегодня нельзя. Но ясно, что в добровольном порядке финансировать пенсионные накопления никто не будет: ни работники, ни работодатели. Это значит, что те суммы, которые накопили будущие пенсионеры, просто повиснут в пенсионных фондах, и через 12 лет, когда пойдут первые выплаты, они банально обесценятся. Как минимум - в два раза, потому что инфляция у нас все-таки на грани двузначных чисел. Убьется механизм, который набирает обороты во всех развитых странах. Вместо того чтобы эту систему развивать, решать проблемы коэффициента замещения, все идет к ликвидации накопительной компоненты.
Наталья ОРЛОВА, главный экономист Альфа-банка:
- Предложение Минздравсоцразвития связано с несколько проблемами, которые необходимо решить: во-первых, повышение социальных отчислений в следующем году до 34% является достаточно значительным бременем для российских компаний, и государство ищет возможности смягчения этой меры. Во-вторых, государство должно выбрать: либо продолжать создавать культуру частных пенсионных сбережений, либо направить доходы, которые сейчас попадают на личные счета, в общие доходы Пенсионного фонда с тем, чтобы он мог покрывать свои текущие расходы.
Общее мое ощущение таково, что реформа, которую начали в двухтысячных, до сих пор не дала ощутимых результатов, а ситуация в экономике к сегодняшнему дню уже поменялась, и необходимость покрывать Пенсионный фонд стала более актуальной.
Я считаю, что в конечном счете возможен и компромисс: объем накопительных отчислений будет снижен и, например, ставка отчислений будет поделена на две части: на добровольные и на обязательные отчисления. С одной стороны, такой сценарий позволит снизить бремя компаний, с другой - сохранит систему частных пенсионных накоплений как вид. Кроме того, в этом случае не возникнет никакой угрозы для тех средств, которые на сегодня уже собраны в счет накопительной части пенсии. В любом случае это важный, но не самый важный вопрос сейчас.
Конечно, доклад Минздравсоцразвития отражает больные вопросы и тот факт, что действительное состояние пенсионной системы не может больше оставаться без внимания.
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы, фракция "Справедливая Россия":
- Накопительная система провалилась. Я считаю, от нее нужно отказываться как можно быстрее. Деньги, которые сейчас в ВЭБе, необходимо пускать на покрытие дефицита Пенсионного фонда, а гражданам предоставить выбор: те, кто хочет сохранить сбережения как накопительные, пусть переводят их в частные управляющие компании, НПФ. А большая часть будущих пенсионеров - "молчуны", должны иметь право на переиндексацию своих сбережений так, как если бы они делали взносы на страховую часть пенсии. Для примера: средневзвешенная доходность в ВЭБе за 6 лет составляет 6,3%, а индексация страховой части пенсии составляет 18,8%. Необходимо сделать так, чтобы люди не страдали от государственных затей и от того, что они, будучи молодыми, делали отчисления на страховую часть пенсии.
Сергей ОБУХОВ, депутат Госдумы, фракция КПРФ:
- Отказ государства от своих обязательств - это повторение ситуации с ликвидацией вкладов и дефолтом. А нам уже говорили, что не собираются делать ни дефолта, ни девальвации - прямо перед очередной 40%-ной девальвацией. Такие инициативы практически уничтожают доверие к правительству. Тогда надо признавать, что ваша пенсионная реформа провалилась. Несмотря на все возражения, вы пенсионную реформу протащили. Кто несет ответственность? Назовите виновных! Уходите в отставку, кайтесь, рвите волосы, принимайте меры.