Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Был флот – остались одни воспоминания

История убедительно свидетельствует: развитие флота обеспечивалось лишь тогда, когда перед ним ставились четкие и реальные задачи, когда высшее политическое руководство страны имело определенный взгляд на стратегию России в Мировом океане и демонстрировало политическую волю в борьбе за ее реализацию. Об этом публикация в газете «Правда».ПРЕДСТАВЬТЕ ТОЛЬКО: до окончания Великой Отечественной войны оставалось еще несколько месяцев, а под руководством наркома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова уже была разработана первая 10-летняя кораблестроительная программа. Она принималась и выполнялась под непосредственным личным контролем И.В. Сталина. 

Kprf.ru.
2010-10-15 14:35

С учетом требований нового времени в период 1953—1954 гг. под руководством Н.Г. Кузнецова был разработан 2-й десятилетний план кораблестроения на период 1956—1965 гг. Продолжателем его дела стал адмирал С.Г. Горшков, назначенный 6 января 1956 года Главнокомандующим ВМФ. В ноябре 1957 года он представил в ЦК КПСС справку о выполнении первого 10-летнего плана кораблестроения. В документе отмечалось, что за десять послевоенных лет Военно-Морской Флот получил от промышленности 282 боевых корабля 1—2 ранга, в том числе 19 крейсеров, 86 эсминцев, 8 больших и 168 средних подводных лодок. С учетом ранее построенных кораблей суммарное водоизмещение кораблей и судов ВМФ СССР превысило 1 млн. тонн. По этому показателю он впервые вышел на второе место в мире.
Такой корабельный состав Военно-Морского Флота позволял Советскому Союзу сдерживать агрессоров, надежно и эффективно защищать свои морские границы от возможного нападения. Вторая 10-летняя кораблестроительная программа была утверждена только в конце декабря 1957 года. Ее выполнение дало возможность советскому ВМФ выйти в океанскую зону и обеспечить защиту наших интересов и морских коммуникаций в удаленных районах Мирового океана.
Всего в послевоенный период было принято и выполнено четыре десятилетних плана кораблестроения. С приходом к власти М.С. Горбачёва практика разработки и принятия 10-летних программ кораблестроения была прекращена, и с 1986 года до сего дня мы не только десятилетних, но и пятилетних планов кораблестроения не имеем.
Последние две 10-летние программы позволили создать в СССР к 1990 году современный океанский ракетно-ядерный флот. В итоге наш ВМФ достиг паритета с США и НАТО по морским стратегическим силам.
Постсоветской России от СССР достался мощный Военно-Морской Флот: атомных подводных лодок (ПЛ) с баллистическими ракетами — 58; атомных многоцелевых ПЛ — 113; дизельных ПЛ — 114; авианосцев — 5; крейсеров — 33; эсминцев, больших противолодочных и сторожевых кораблей — 221; тральщиков, торпедных катеров, ракетных кораблей и катеров — свыше 1000; вспомогательных судов и плавсредств — более 1500; боевых самолетов авиации ВМФ — 870.
Сейчас, спустя 20 лет, в составе Военно-Морского Флота России — менее 300 кораблей, катеров и ПЛ. Если их расписать по классам, то будут горькие слёзы. Морская авиация ужалась в 5 раз. Вспомогательных судов и плавсредств осталось немногим более 300.
За последние два десятилетия наш ВМФ получил от промышленности чуть более 20 кораблей, подводных лодок и катеров. Как это ни парадоксально, но до сих пор на стапелях судостроительных заводов еще достраиваются, модернизируются и ремонтируются корабли и ПЛ, созданные по 4-й кораблестроительной программе. Возникает вопрос: а чем защищать наши водные рубежи? Морские границы государства уменьшились ненамного, территориальные претензии сопредельных государств не исчезли. Расхитителей наших морских биоресурсов стало во много раз больше.
Повышение роли ВМФ и авиации — носителей высокоточного оружия и других суперсовременных средств вооруженной борьбы — предъявляет новые требования к строительству Вооруженных Сил по видам и родам войск. К сожалению, здесь трудно обнаружить сбалансированный подход. Несмотря на то, что на содержание ВМФ в последнее десятилетие выделялось 12—14% бюджета Министерства обороны РФ и флот находится «под армейскими структурами», дела в области его строительства и развития продолжают непоправимо ухудшаться.
Исторический опыт свидетельствует: главное богатство флота — кадры. Перетряске их не видно конца. В ходе проводимой военной реформы как раз разрушаются научные школы флота, увольняются из рядов ВМФ опытные специалисты, разрывается преемственность поколений, угасают традиции. Впервые нет набора на 1-й курс военно-морских училищ.
За последние годы создана определенная нормативная база развития морской составляющей государства и её силовой основы — ВМФ: «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года».
К сожалению, поддерживаемые государственной властью лишь на словах задачи воссоздания ВМФ на деле оборачиваются продолжающимся разрушением существующей системы управления, военно-морского образования, безвозвратным старением и сокращением корабельного состава, деградацией потенциала военного кораблестроения, трагедией для офицеров и адмиралов, реально ощутивших на себе крушение дела, которому они посвятили жизнь.
Военный моряк и знаменитый композитор Н.А. Римский-Корсаков в начале ХХ века писал: «Необходимо хорошо почувствовать выводы истории, что в государстве, которое начинает разлагаться, прежде всего гибнет флот». Правоту этих слов, увы, подтверждает происходящее ныне в России.

 

Юрий МИХАЙЛОВ. Вице-адмирал запаса, кандидат экономических наук, заслуженный военный специалист РФ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.