Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Отчего вдруг Госсовет озаботился развитием профтехобразования?

Отгремели сентябрьские фанфары по случаю начала учебного года в школах и вузах России. Телеящики с размахом показали, как первые лица государства, а вслед за ними и губернские чиновники ринулись в школы, сладкоречиво пели хвалу в честь достижений и инноваций в области образования народа России. Об этом публикация в газете «Советская Россия».

Kprf.ru.
2010-10-14 11:24

 

Смотрел эти наигранные картинки, а на душе, как говорят, кошки скребли. Хотелось воскликнуть: «Доколе вы будете заниматься словесной трескотней? Спуститесь ли когда-нибудь на грешную землю, увидите ли результаты того, что натворили и продолжаете творить? За потемкинскими деревнями увидите ли разруху и разграбление того, что создавалось до вас в области народного образования?»
Поймите эту боль души, ведь за моими плечами 40 лет труда на благо Отечества, из этих лет 23 года отданы работе в системе профессионального и народного образования – руководил четырьмя ПТУ, два из них сам строил; участвовал в строительстве и оснащении пяти комплексов средних школ, на 1000 учащихся каждая; создавал и организовывал работу двух межшкольных учебно-производственных комбинатов, на 800 учащихся каждая.
И вот сенсация! Не кто-нибудь, а сам Госсовет РФ вдруг озаботился развитием профессионального образования. И президент, и губернаторы – нынешние и бывшие, и олигархи – все воспылали любовью к проф­техучилищам. А президент не удержался и рассказал байку о том, как он однажды посещал профтехучилище. Его, видите ли, удивило, что в училище пришел человек с высшим образованием, который на вопрос президента ответил: «У меня есть высшее образование, но оно мне не нужно. Окончу это училище и буду деньги хорошие получать». Ответ многозначительный, есть, над чем задуматься.
Не мешало бы взглянуть попристальней на то, что власть сотворила с системой профессионального образования, которую в основном уничтожила и продолжает добивать с легкой руки болонца Фурсенко. Позволю себе приоткрыть завесу в этом деле.
Несколько десятилетий назад мне пришлось лично встречаться с министром Ф.Б.Якубовским, возглавлявшим тогда «Минмонтажспецстрой» СССР. Я из далекой оренбургской глубинки приехал просить денег на строительство комплекса профтехучилища. Чтобы попасть к министру на прием, я затратил всего 30 минут. Вот это был человек государственного масштаба! Не то что нынешние продавцы мебели, кардиологи и бухгалтеры в правительственных кабинетах.
Якубовский был хозяйственником большого масштаба, постоянно заботящимся о подготовке кадров для своих подразделений. Не случайно на базе трестов и других подразделений министерства работало 170 профтехучилищ во всех уголках СССР. Министерство и тресты укрепляли учебно-материальную базу училищ, обеспечивали их материалами для учебных целей, помогали финансами на организацию воспитательной работы. Лично министр регулярно встречался в Москве с директорами профтехучилищ, выслушивал их прось­бы и оперативно принимал по ним решения. На двух таких приемах посчастливилось и мне побывать. И вот уже с 1 сентября 1968 года в г. Новотроицке открылось среднее профтехучилище №34, объединившее коллективы двух профтехучилищ, готовивших кадры монтажников для трестов «Стальмонтаж», «Востокметаллургмонтаж», «Уралэлектромонтаж» и «Башсантехмонтаж». Обучались монтажному делу в ГПТУ 750 юношей и девушек.
За короткий срок с помощью базовых предприятий в училище была создана крепкая база. Все кабинеты были полностью укомплектованы учебно-наглядными пособиями, оснащены аппаратурой для демонстрации учебных кинофильмов, слайдов. В учебных целях использовалась купленная и смонтированная своими силами телевизионная установка с 12 камерами. В одном из холлов учебного корпуса была развернута «малая Третьяковка», где проводились уроки эстетического воспитания. Учебные мастерские были укомплектованы новым оборудованием и станками. Нашей гордостью была мастерская сварщиков. В ней было оборудовано рабочее место мастера с использованием телекамер, двухсторонней громкоговорящей связи. Для испытания качества швов имелись рентгенустановка, станки для испытания сварочных швов на изгиб и разрыв.
Учебно-материальная база позволяла давать прочные профессиональные знания и навыки. На выпускных экзаменах учащиеся получали высокие разряды и законченное среднее образование. В период обучения наши воспитанники успешно трудились на объектах Орско-Халиловского меткомбината, Гайского ГОКа, Ириклинской ГРЭС, на промышленных объектах в Самаре, Уфе, Ульяновске. С 1973 г. училище выполняло заказ министерства по подготовке кадров для «Загранстроймонтажа» с обязательным знанием иностранного языка. Особенно гордились мы тем, что наши воспитанники в составе венгерской фирмы «Феммукаш» трудились на возведении в Москве здания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
В училище были созданы очень хорошие условия для духовного роста учащихся. Гордостью училища был ансамбль песни и танца, в котором выступали 120 учащихся из 750. Много лет подряд наш ансамбль занимал первое место в областных смотрах. Он ежегодно выезжал в Оренбург с отчетными концертами, выступая на сценах Дворцов культуры и театров. С достижениями ансамбля училища имели возможность познакомиться и в Свердловской области. Кроме этого ансамбля в училище работали ансамбль баянистов (15 чел.), любительская киностудия, спортивные секции.
Я подробно рассказал о ГПТУ №34 для того, чтобы показать, что сотворили с этим коллективом вандалы из минобрнауки РФ. Ведь на базе этого училища (повторяю: в далекой глубинке от Москвы) республиканский комитет по профтехобразованию проводил семинары начальников областных управлений всей России, технических инспекторов областных управлений. Значит, было что показать и посмотреть.

Судьба сложилась так, что после долгих лет отсутствия я в середине августа 2010 г. вновь побывал в Новотроицке. Естественно, меня потянуло в первую очередь в родное ГПТУ №34, которому отдал в свое время душу и 10 лет труда. И что  увидел? Училище исчезло – нет его! Собственно, здания пока сохранились, а вот то, что в них было и о чем я рассказал выше, пропало, растворилось как дым. Все растащено, разграблено. Изуверы-реформаторы сгубили его.
Та же участь постигла ГПТУ №15, готовившее кадры для металлургического комбината. Его руководителям – а за годы реформаторства они поменялись не раз – кадры не нужны. У них одна забота: за счет эксплуатации еще сохранившихся работников как можно больше набить свои карманы. Исчезло и городское ГПТУ №27, готовившее кадры строителей для треста «Новотроицкметаллургстрой». Стерли с лица земли ГПТУ №28, поставлявшее специалистов для системы бытового обслуживания. Так поработали варвары-реформаторы только в одном, отдельно взятом городе. А по стране?
После Оренбуржья судьба забросила меня в Курганскую область, где отдал профтехобразованию 8 лет. Как и в Новотроицке, в Кургане пришлось начинать со строительства комплекса ГПТУ №2, затем несколько лет возглавлять его. Затем в силу сложившихся обстоятельств областным управлением профтехобразования был переведен на должность директора среднего ГПТУ №14, в котором наряду с нашими учащимися обучались еще и граждане Монголии.
И тут меня ждала та же драматическая картина, что и в Оренбуржье. Первым попало под нож «реформаторов» ГПТУ №14, имевшее лучшие по оснащенности оборудованием мастерские в г. Кургане. Причина гибели училища весьма банальна: понадобились дополнительные площади для Курганского университета. А на то, что остались без базы для пополнения рабочими кадрами находящиеся буквально через дорогу заводы «Химмаш», «Арматурный» (базовые предприятия училища) и «Корвет», на это властям было наплевать.
Подобная судьба постигла и ГПТУ№30, готовившее кадры для «Курганмашзавода», где собирались лучшие в мире БМП-3. Приказало долго жить ГПТУ №34, поставлявшее кадры для автобусного завода. Захирело и ГПУ №2 – поставщик кадров для завода колесных тягачей. Не нужны России собственные мощные тягачи. Лучше купим их за бугром. Громадные цехи завода молчат. Многие зияют пустыми окнами, в других открыты торговые центры. В общем, все, как и повсюду в многострадальной России.
И вот на фоне такого дикого варварства по уничтожению системы подготовки квалифицированных рабочих вдруг рождается мысль о развитии профессионального образования в России. А что развивать-то, ведь почти все порушено и разграблено?!
Сегодня надо говорить не о развитии, а о возрождении системы трудовых резервов. Причем делаться это должно в тесной увязке с возрождением промышленных предприятий. Если ее не будет на деле, то разговоры о развитии системы окажутся в очередной раз пустой болтовней.
Странными кажутся и пути развития системы, предлагаемые президентом. На Госсовете он заявил: «…Эта работа не должна быть тупой. Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но – умные средства». Одним из таких средств он считает региональные программы развития профтехобразования. Ох, уж эти программы, сколько их есть и сколько еще будет! Власти на местах у нас даже очень послушные. Раз сказал президент, то и айда вперед, не думая ни о чем. Вот только один пример такой свежей умной программы.
В интервью газете «МК-Урал» (01.09.2010 г.) начальник Главного управления народного образования Курганской области Б.Куган сказал следующее: «За по­-
след­ние 10 лет впервые происходят серьезные структурные изменения в системе профобразования. Уже в сентябре 2010 г. будет принят новый закон «Об образовании», который, вступив в силу, принесет кардинальные изменения».
«Во-первых, из профессионального обучения будут исключены общеобразовательные дисциплины».
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Долой гуманитарную подготовку! Прощайте, средние профтехучилища! Да здравствует возврат к системе ФЗО! Вот это «по-умному»! Только как же можно совместить труд рабочего без среднего образования с неуемно рекламируемыми инновационными системами в производстве? Нестыковочка, господа горе-реформаторы, не ту арию поете.
«Во-вторых, государство гарантирует бесплатное профессиональное обучение в рамках школьной программы».
Ну чушь, бред какой-то! На какой же базе будет осуществляться это бесплатное профессиональное обучение? В кабинетах домоводства и примитивных слесарных мастерских? Не смешите!
В связи с этой глупостью хочу остановиться еще на одном моменте из деяний разрушителей системы образования.

В свое время школьная жизнь привела к необходимости создания новых форм трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Одной из таких форм стали межшкольные учебно-производственные комбинаты. В их составе формировались 10–15 профилей обучения, за каждым из них закреплялось базовое предприятие. Они помогали создавать и укреплять учебно-материальную базу, помогали материалами, выделяли специалистов для обучения школьников. После двух лет обучения школьники получали соответствующий документ, а желающие сдать экзамен по изучаемой профессии получали еще документ о присвоении квалификационного разряда.
Начавшиеся губительные реформы в образовании угробили и эту форму профподготовки и профориентации учащихся. А теперь пытаются убедить нас в том, что школа в рамках учебной программы способна так же, как МУПК, бесплатно обучить профессии. В какое время? Во время уроков труда по расписанию.
Все это не что иное как маниловщина, и ничего более, – результат перестроечного зуда новоявленных реформаторов.
Еще один весьма привлекательный момент заседания Госсовета. Президент с какой-то робостью заговорил о необходимости участия бизнеса в развитии системы профобразования, просил их подключиться к этому делу. А чего тут деликатничать-то? Ведь в квалифицированных рабочих нуждаются в первую очередь владельцы заводов, газет, пароходов. Надо твердо сказать им: раскошеливайтесь! Но раскошеливаться могут только патриоты России.
Хочу привести один весьма показательный пример из истории. Выше я уже говорил о ГПТУ №2 Кургана. Оно является наследником и продолжателем доброй инициативы, родившейся в далеком 1911 году. Именно тогда в Кургане супруги купцы Березины на свои деньги открыли и содержали вплоть до 1917 г. «низшую ремесленную школу». В ней обучались 72 человека – дети из низших слоев общества, которые получали профессию токаря и слесаря. Вот это пример истинного патриотизма! Есть ли такие среди наших олигархов, обладающих куда большими деньгами, чем были у Березиных? Не видно таких. У абрамовичей, прохоровых, дерипасок, лисиных и других совершенно иные запросы и стремления: яхты, самолеты, куршавели, фабержевские яйца и т.п.
Удивляют также слова главного разрушителя системы образования болонца Фурсенко: «ПТУ не должны превращаться в камеры хранения для трудных подростков». А как вы думаете поступать с 2 миллионами детей (эту цифру называет пресса), которые не посещают школу, бродяжничают? А ведь к их нынешнему положению и вы приложили свои руки. Одно исчезновение более 20 тысяч школ говорит само за себя.
Убедительно прозвучали на Госсовете следующие слова президента: «Без радикального улучшения проф­образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе». Что ж, слова сказаны, теперь пора браться за дело, и незамедлительно. Тем более что для этого есть хороший повод.
Только что, в октябре, мы отметили 70-летие со дня образования в СССР системы трудовых резервов. Так приурочьте к этому указ о восстановлении в России системы подготовки кадров для промышленности и строительства! Как вы его назовете – не суть важно.  Главное, чтобы это образование было самостоятельным государственным объектом, подчиненным правительству. Ни в коем случае к этому нельзя допускать разрушителя Фурсенко – он все загубит.
Надо восстановить систему базовых предприятий профтехучилищ, установить их роль в создании учебно-материальной базы училищ. Училище должно на деле стать своего рода структурным подразделением предприятия. Тогда сам по себе решится вопрос, каких специалистов надо готовить в училищах.
Твердо, законодательно установить участие олигархов в финансировании профобразования. Ведь все выпускники в конечном счете идут на принадлежащие им предприятия. Хватит преклоняться перед ними, как перед священной коровой! Ведь они живут в России, живут за счет эксплуатации россиян. Поэтому должны раскошелиться на обустройство России.
Восстановить в школьном образовании систему межшкольных учебно-производственных комбинатов как важное звено трудового воспитания и профориентации учащихся.
Сделать все это можно только при условии наличия воли президента и действительной заботы власти о российском народе. Но вот вопрос: есть ли эта воля и забота?
П.К.КУЗНЕЦОВ,
ветеран труда.
г. Асбест,
Свердловская область.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.