Закс.ру: Ветераны против установки памятного знака Маннергейму в Санкт-Петербурге
В Комитете по культуре правительства Санкт-Петербурга состоялся круглый стол. Как сообщили корреспонденту ЗАКС.Ру в пресс-службе Комитета по культуре, участники встречи обсудили вопрос установки памятного знака маршалу Маннергейму.
"Как героя Первой мировой войны этого человека никто у нас не знал. Кроме того, Маннергейм - личность противоречивая. С одной стороны - генерал-адъютант царя, с другой - командовал корпусом, и в этом качестве особо никак не отличился", - заявил руководитель межрегиональной общественной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы Геннадий Датчиков.
По мнению руководителя организации "Юные участники обороны Ленинграда" Юрия Колосова, утверждение о том, что Маннергейм спасал в блокаду Ленинград, - это миф. Колосов расценил установку такой мемориальной доски кощунством по отношению к блокадникам. "Это не тот человек, имя которого надо увековечивать в нашем городе", - уверен он.
В работе круглого стола также принимали участие представители музейного сообщества Санкт-Петербурга, историки. Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман напомнил о предпринятой Маннергеймом экспедиции на Восток и о привезенной оттуда в Россию этнографической коллекции. На его взгляд, было бы логичнее установить мемориальную доску Густаву Маннергейму либо на здании Географического общества, либо на здании Института востоковедения. Но, в любом случае, по мнению директора РЭМ, говорить об этом пока преждевременно.
Замдиректора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов согласен с вариантом установки памятного знака на здании, где располагается Географическое общество. На его взгляд, акцент в надписи нужно делать не на первую мировую, а на этнографическую миссию Маннергейма. "Так уж мы изучали историю первой мировой, что у нас нет ее героев - ни соответствующих памятников, ни кладбищ", - отметил Вилинбахов.
Директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев согласился с тем, что среди тысяч ветеранов Великой Отечественной установка такого памятного знака в канун 65-летия Победы вызовет неоднозначную реакцию.
"Наша позиция такова: при принятии важных, знаковых решений нужно обязательно советоваться с общественностью. Мы понимаем, что большинство ветеранов Великой Отечественной и сегодня воспринимают Маннергейма как врага. В преддверии празднования 65-летия Победы такой акт может быть воспринят обществом неоднозначно. С моей точки зрения, Санкт-Петербург и Россия в целом к этому не готовы", - считает председатель Комитета по культуре Антон Губанков.
Напомним, Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева обратился к городским властям с инициативой установить мемориальную доску на доме №31 по Захарьевской улице. Предполагается, что на ней будет указано: "В этом доме с 1891 по 1892 год жил герой Первой мировой войны, генерал-лейтенант русской армии, президент Финляндии, барон Густав Карлович Маннергейм".
Комментарий К. Б. Кривлуина, председателя совета ветеранов 123-й Лужской стрелковой дивизии:
Я, председатель совета ветеранов 123-ей ордена Ленина Лужской стрелковой дивизии, полковник-инженер в отставке Кривулин Карл Борисович с возмущением узнал из вашего сообщения о жажде увековечить память матерого врага Советского народа, друга Гитлера барона К.Маннергейма.
Известно, что в Финляндии этот человек почитается как борец за независимость этой страны. Общеизвестна его кровавая роль в Гражданской войне, когда сформированные им отряды белофиннов вырезали в Карелии тысячи граждан молодой Советской России и зверствовали над захваченными в плен красноармейцами. Он активно готовил свою страну к войне вместе с Гитлером против СССР, в силу чего Советское правительство вынуждено было принять меры по принуждению Финляндии отодвинуть свои границы от Ленинграда с 36 до 240 км. Он активно участвовал в разработке и претворении в жизнь плана взаимодействия финской армии с гитлеровскими войсками при нападении на СССР 22 июня 1941 года (плана «Барбаросса»).
Сейчас финны придумали мифы о том, что мы спровоцировали их нападение совместно с Гитлером на СССР, что Маннергейм, подойдя к старой границе, остановился и спас Ленинград от уничтожения. Эту чудовищную историческую ложь опровергают не только гитлеровские планы и документы войны, не только наши документы. Ее опровергают тысячи могил наших воинов на линии обороны, материалы воспоминаний уже ушедших от нас и еще живых свидетелей тех дней. К ним относятся материалы , находящиеся в музеях нашей дивизии. Как воин и председатель совета ветеранов 123-ей ордена Ленина Лужской стрелковой дивизии, воевавшей с армией Маннергейма во время Финской и Великой Отечественной войн, я имею право заявить, что Маннергейм был матерым врагом Советского Союза и советского народа, внесшим существенный вклад в его страдания и гибель сотен тысяч советских бойцов и мирных граждан.
Наша дивизия была сформирована 29 октября 1939 года и направлена на Карельский перешеек, где, во время Финской войны в феврале - марте 1940 года первой прорвала линию Маннергейма и участвовала во взятии города Выборг. За отвагу, умение воевать и храбрость 23 воина дивизии были удостоены тогда звания Героя Советского Союза, а сама дивизия (первая в СССР) была награждена орденом Ленина. В начале Отечественной войны дивизия до августа месяца 1941 года, ни на шаг не отступив, удерживала в тяжелых боях оборону западнее Выборга. Этот район обороны оставила только по приказу Верховного главнокомандования Советской армии в связи с угрозой окружения прорвавшимися на участке обороны в районе Сортавалы финскими войсками. С боями дивизия вышла на назначенный ей новый участок обороны по старой границе: Лемболово - Медный завод. Вновь занятый участок, несмотря на непрекращающиеся ни на один день атаки противника, дивизия защищала до октября 1942 года, не отдав врагу ни пяди нашей земли. О характере боев в этот период, зверствах финнов написано в книгах: "123-я шла вперед" (группа авторов под редакцией А. Донского), "В первом эшелоне" (генерал-майора М.Ф.Лощица), а также в сохранившейся подшивке дивизионной газеты "На боевом посту" и в воспоминаниях ветеранов дивизии, многих из которых уже не стало. Дивизия участвовала в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, во многих операциях по освобождению Ленинграда и области от фашистов, в том числе и в полном освобождении Ленинградской земли в 1944 году (за взятие Луги ей было присвоено звание Лужской). Дальнейший ее боевой путь проходил по Эстонии, Латвии, она участвовала в окружении Курляндской группировки.
Я рассказываю здесь об этом не только для ликбеза "неграмотным" руководителям нашего нынешнего государства, которые почему-то жаждут поставить на пьедестал чуть ли не "освободителя" Ленинграда матерого и беспощадного врага-палача нашей Родины барона Маннергейма, а для того, чтобы попросить всех советских людей и их потомков встать на защиту тех, кто отдал свои жизни в борьбе с коварным врагом и спас наш город и Родину от уничтожения. Среди этих людей тысячи воинов нашей дивизии, не пустившей Маннергейма и его головорезов в Ленинград. Те, кто под прикрытием сочиненных ими или нашими врагами МИФОВ внушают нынешнему поколению, что спасителями города и СССР были его враги, такие как Маннергейм и подобные ему деятели, якобы остановившие наступление и "прикрывшие" город с северо-запада, должны быть разоблачены и остановлены. Я призываю не допустить кощунства увековечивания памяти палача на нашей земле и тем более в нашем городе. Вполне очевидно, что эту операцию реабилитации палача затеяли наши враги, чтобы обелить преступления своих предков-пособников фашистов в закончившейся почти 65 лет назад войне. Предлагаю тем, кто готов противостоять этому, создать и объединиться в общество защиты исторической правды о Великой Отечественной Войне и ее героях. Народ, который позволяет фальсифицировать свою историю, обречен на исчезновение. Не допустим этого.