Национальные особенности омской милиции: "казахское" окружение Виктора Камерцеля, охотничьи угодья - пенсионный подарок
Власть на местах зачастую самодостаточна и представляет из себя своеобразную пирамиду, во главе которой стоит губернатор. В соответствии со своим мировоззрением и поставленными перед собой задачами, он определяет расстановку сил, роль каждого из субъектов исполнительной, законодательной и судебной власти в регионе.
Губернатор Омской области Леонид Полежаев покинул в 1987 году пост первого заместителя председателя Карагандинского облисполкома и ставший почти родным Казахстан. Его скорый переезд в Омск принято связывать с расследованием в отношении группы высокопоставленных лиц, совершившей крупные хищения в Карагандинском областном автотранспортном объединении. Несмотря на подмоченную репутацию, Леонид Константинович не только продолжил путь по карьерной лестнице вверх, но и возглавил в 1991 году администрацию Омской области.
Неприятный опыт общения с представителями правоохранительных органов не был забыт и уже в 1994 году в УВД Омской области появляется новый начальник Управления ГАИ Виктор Камерцель. Он также приезжает из Казахстана в Омск, карьерный рост обеспечен, он не только сын давнего друга губернатора, но еще и приходится ему свояком. Спешно покинувший Павлодар казахский милиционер уже через четыре года становится начальником УВД Омской области, получает звание генерал-майора. За эти более чем десять лет его руководства, омская милиция не просто заболела всеми «болезнями», присущим правоохранительным органам современной России. Можно сказать, что ее целенаправленно заражали, создавая благоприятную среду для коррупции, превращая закон в средство для достижения поставленной задачи.
Можно даже провести следующую параллель: после назначения начальником ГУВД города Москвы Владимира Пронина начинается массовая миграция и поступление на службу в столичные органы правопорядка сотрудников курской милиции. Так и в УВД Омской области после 1998 года был дан «зеленый свет» для людей, служивших в правоохранительных структурах Казахстана, в первую очередь имеющих отношение к Павлодару. Основным критерием отбора для них была личная преданность Виктору Камерцелю, а профессионализм и порядочность являлись второстепенными факторами.
На данный момент выходцы из Казахстана занимают ключевые руководящие должности в УВД Омской области. Они же стали проводниками традиций, которые характерны для стран с восточным укладом, когда материальное благосостояние может стать залогом быстрого карьерного взлета, получения внеочередного звания или ведомственной награды, да что там говорить, даже получения отпуска в удобное время года. Именно поэтому такой большой процент сотрудников милиции используют служебное положение для получения дополнительных доходов. Равнение в первую очередь задает сам Виктор Камерцель, ведь бизнес-империя его семьи, словно паутина, опутала весь Омск. Подчиненные, с опаской поглядывая наверх, фактически занимаются тем же, только на более мелком уровне, ведь как говорят «каждый сверчок знай свой шесток». Приехав из соседней страны на практически пустое место, за считанные годы обросли шикарными квартирами, дачами, машинами; не забывая каждый год отдыхать от трудов «праведных» на заграничных курортах. Наиболее оборотистые зачастую занимаются разнообразными инвестициями, в том числе создают собственные коммерческие структуры. Естественно, что делают это, используя профессиональной навыки и опыт, оформляя собственность и фирмы на родственников, любовниц, близких друзей.
Опасения «оборотней» не напрасны, Дмитрий Медведев одной из главных задач для себя определил системную борьбу с коррупцией. В прессе уже появилась информация о подготовке тринадцати указов, регламентирующих декларирование доходов государственных служащих самых различных категорий. В число тех, кому придется изложить в письменном виде сведения об имуществе и доходов своих семей, также входят руководители структурных подразделений органов внутренних дел. Без сомнения, после принятия указов начнутся массовые переоформления различных видов собственности. Впрочем, некоторые предусмотрительно стараются не афишировать свое благополучное финансовое положение, либо нашли способ легализовать его. Слово «коррупционер» никоим образом не может охарактеризовать интеллектуальный потенциал человека или его деловые качества, и это лишний раз подтверждается, если смотреть не с теоретической, а с практической точки зрения.
Тарасов Алексей Владимирович, 1961 года рождения, первый заместитель начальника УВД, начальник криминальной милиции. Место рождения Карагандинская область, Казахстан. Жена является «успешным» индивидуальным предпринимателем и формально может защитить от любых обвинений в получении нетрудовых доходов.
Чупик Александр Степанович, 1958 года рождения, заместитель начальника УВД, начальник управления кадров. Место рождения город Усть-Каменогорск, Казахстан. Оформил на брата автомобиль Mercedes C200, помог племяннице открыть собственный бизнес.
Ортман Евгений Августович, 1955 года рождения, начальник управления ГИБДД. Место рождения Павлодарская область, Казахстан. Снял с учета все принадлежащие ему ранее автотранспортные средства, хотя члены семьи регулярно меняют автомобили, которыми управляют по доверенности.
Виноградов Юрий Васильевич, 1961 года рождения, начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних. Место рождения город Семипалатинск, Казахстан. Формально не имеет жилья, хотя проживает в роскошном коттедже в престижном районе, называемом в шутку «долина нищих».
Что же касается подчиненных Виктора Камерцеля, которые занимаются самой «грязной» работой, так называемых «заплечных дел мастеров», то они не столь озабочены сокрытием своей собственности. Ведь даже то, что принадлежит им официально, стоит значительно больше, чем они заработали за последние десять лет пребывания в городе Омске.
Косетов Бахытжан Аманович, 1970 года рождения, заместитель начальника УВД по экономической безопасности. Место рождения город Джамбул, Казахстан. Семейная собственность: три квартиры по ул. 4 Заречная, 2 Совхозная, Комарова.
Коваленко Виктор Иванович, 1951 года рождения, заместитель начальника криминальной милиции. Место рождения город Павлодар, Казахстан. Семейная Собственность: дом в поселке Ростовка, квартира по ул. Краснопресненской. Автомобили: Daewoo Matiz, Daewoo Kalos, Toyota Duet, Toyota Camry, Toyota RAV4. Жена является учредителем и руководителем ООО «Троя».
Калганов Валерий Иванович, 1955 года рождения, начальник управления уголовного розыска. Место рождения Павлодарская область, Казахстан. Семейная собственность: дом в поселке Ростовка, две квартиры по ул. Нейбута, квартира по ул. Омская. Автомобили: Audi A4, Toyota Avensis, Шевроле Нива. Жена является учредителем ООО «Троя» и ООО «Аверс». Родной брат является учредителем и директором ООО «Аверс».
Бодяко Аркадий Юрьевич, 1966 года рождения, начальник управления собственной безопасности. Место рождения город Павлодар, Казахстан. Семейная собственность: квартира по ул. проспект Комарова, квартира по ул. проcпект Маркса, квартира по ул. 16 военный городок, комната в общежитии по ул. Полосухина. Автомобиль Audi A4.
Даже после значительного снижения цен на недвижимость, стоимость семейных активов, официально принадлежащих этим милицейским начальникам, значительно превышает весь доход, полученный за эти десять лет. И это без учета того, что спрятано подальше от чужих глаз, ведь реальный доход в виде больших сумм наличности не положишь в банк на свое имя, приходится ездить на автомобилях по доверенности, жить в «чужих» квартирах и домах. Жены милиционеров перепрофилировались в бизнес-вумен, только чтобы легализовать доход мужей. Один из вышеупомянутых руководителей курирует деятельность речного порта, и до кризиса ежемесячно получал суммы, эквивалентные десяткам тысяч долларов, нет сомнений - часть этих денег шла «наверх», но и его доля превышала зарплату рядового милиционера за год. Не меньшими суммами оперируют и другие выходцы из Казахстана, докладывающие лично Виктору Камерцелю.
К сожалению, сложившая ситуация в УВД Омской области полностью устраивает губернатора, который не раз уже спасал Виктора Яковлевича от неминуемой отставки. Именно его усилия удерживают седьмой год на своем месте «непринципиального» начальника УФСБ Омской области Расима Гирфанова, вопреки внутриведомственному порядку, регламентирующему ротацию кадров. Немалую лепту внес Леонид Константинович в дело смещения бывшего прокурора области Сергея Казакова, который регулярно вмешивался в планы главного омского милиционера. Хотя все попытки скомпрометировать Сергея Петровича провалились, имеющиеся рычаги воздействия на Генпрокуратуру помогли отправить его на пенсию, в связи с достижением пенсионного возраста.
На сегодняшний день очередной целью Леонида Полежаева и Виктора Камерцеля выбран начальник УФСКН Омской области Николай Литвинов, слишком много внимания уделяющий разработке наркоторговца, известного в городе под именем «Яша». Один из заместителей начальника УВД в кругу близких друзей уже намекал на возможность своего карьерного роста в качестве главного борца с наркотиками. Рядовые же омские милиционеры, равно как и чиновники администраций, министерств и мэрии, получили негласное указание: не оказывать содействия сотрудникам органов наркоконтроля.
Карьера Леонида Полежаева как губернатора уже закончена и скорая отставка повлечет за собой масштабные кадровые изменения. Такое масштабное событие обязательно коснется Виктора Камерцеля и многих его подчиненных, осознавая близкий конец карьеры, они спешат. Нет сомнения, что проданные 26 мая 2009 года охотничьи угодья УВД, расположенные в Тюкалинском районе, были реализованы фирме ООО «Ямайка» не случайно.
Семьдесят тысяч квадратных метров земли, озеро, спальный корпус, две бани, летняя кухня, конюшня, гаражи, водонапорная башня, ограждение длиной в полтора километра и хозяйственные постройки обошлись всего в два миллиона рублей. Примерно сопоставимая сумма со стоимостью средней квартиры или хорошей дачи в Омске, но уж никак не соответствующая реальной стоимости объекта. Ведь еще лет семь-восемь назад практически всем начальникам подразделений милиции было направлено негласное указание обеспечить строительство охотничьей базы и подсобного хозяйства стройматериалами. Чуть позже пришлось попотеть, обеспечивая подсобное хозяйство живностью, убеждая предпринимателей помочь, каждый из сотрудников милиции в глубине души надеялся, что сможет побывать там, отдохнуть, поохотится, порыбачить.
Однако удалось там побывать только приближенным Виктора Камерцеля, который давно уже считал хозяйство своим личным. Чтобы так и оставалось в будущем, необходимо было выполнить некоторые формальные процедуры, и уже в 2007 году имущество было включено в прогнозный план приватизации собственности Омской области на 2008 год. Впрочем, тогда только балансовая стоимость построек на территории базы составляла два миллиона рублей, без учета стоимости земли. Каким образом за два года стоимость упала практически на пятьсот тысяч рублей? Об этом можно только догадываться. Как и о том, что будет с подсобным хозяйством, которое также планировалось приватизировать. Правда его балансовая стоимость намного выше и составляла тогда более одиннадцати миллионов рублей, ведь речь шла об огромной столовой, телятнике, четырех фермах, здания конторы, двух складов, насосной станции, силосной траншеи. Намеченным планам приватизации удалось сбыться только в этом году, когда без всякого лишнего шума имущество было приобретено по начальной стоимости. Вероятно, это не последняя сделка с госимуществом и хотелось бы только напомнить «случайным» покупателям известную историю о покупке дачи Михаилом Касьяновым, когда после большого скандала и суда пришлось ее вернуть государству.
Ведомая таким генералом, омская милиция все меньше напоминает правоохранительную структуру. Конечно же, в ее рядах есть честные профессионалы и только благодаря качествам таких рядовых сотрудников, тянущих на себе весь пласт работы, удается сдерживать рост преступности. Вместо заслуженного повышения, наиболее талантливые сотрудники вынуждены заниматься делами, заказанными «сверху», например, в отношении Омского аэропорта.
Степень доверия общества к милиции является низкой как никогда, неудивительно, ведь помимо невыполнения своих обязанностей и наплевательского отношения к закону, с огорчением вынужден отметить, что получаемые «оборотнями» в виде взяток доходы, по сути являются еще одним скрытым налогом для рядовых граждан. Ведь бизнес закладывает «зарплату» коррупционеров в свои затраты и пропорционально увеличивает цены предоставляемых товаров и услуг. Получается замкнутый круг, в котором против своей воли опосредованно участвуют рядовые граждане.