Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Правда»: «Сошьем» себе экономику

В России более 8 тысяч швейных предприятий, но в силу разрозненности, отсутствия кредитов, дороговизны материала они постепенно погибают вместо того, чтобы развиваться.

«Правда» - Николай Хохряков
2009-05-08 12:45

В хозяйстве любой страны, когда её терзает кризис, лучший способ переломить ситуацию — это развивать производство и, соответственно, внутреннее потребление. Легкая промышленность может послужить той самой “скорой помощью”, которая способна быстро запустить в экономическом организме страны эффективный механизм оздоровления. И ключевая роль здесь, пожалуй,— у швейных предприятий.

Сегодня примерно 30 миллиардов долларов в год вполне законно уходят из страны на закупку одежды. Например, вы заплатили за товар, магазин конвертировал рубли в валюту и отправил их за границу. То есть деньги эти не прошли в стране по производственным цепочкам и своё не отработали. А значит, кроме немногочисленных работников торговых точек, не обеспечили заработком никого. 

В стране существует более 8 тысяч разрозненных швейных предприятий. Они производят товары, которые зачастую по качеству превосходят импортные. Но они не выдерживают соперничества с ними в цене. И на это есть несколько причин. 

Первая — отсутствие доступа к сырью. Сейчас разница в таможенной пошлине между ввозом готовой одежды и тканей составляет всего 5—10 процентов. Потому гораздо выгоднее заказать готовую продукцию где-нибудь в Азии, нежели развивать своё производство. Вторая причина — недоступность для предприятий малого бизнеса кредитов на длительные сроки, например, на 3—4 года. В таких условиях отечественное производство, естественно, будет сокращаться. 

Здесь хочется вспомнить о Китае. Пять-шесть лет назад доля в экспорте текстиля и одежды там доходила до 30 процентов. В 2008 году Китай экспортировал одежды и текстиля более чем на 130 миллиардов долларов. Эти результаты достигнуты лишь благодаря государственной поддержке легкой промышленности в Поднебесной. 

В России же ситуация обратная. Даже на отечественных выставках у нас нет коллективных стендов предприятий. На примере недавней выставки модной одежды, белья и аксессуаров Collection Premiere Moscow, двенадцатый раз проходившей в Москве, видно, как распределяется сегодня рынок: 95 процентов — это западные компании, размещающие свои производства в том же Китае и поставляющие продукцию в Россию. А почему российских производителей на таких выставках мало? Потому что у нас нет государственной поддержки. 

Зато вот швейные предприятия есть почти в каждом городе, в каждом районе. Они производят сейчас всего один процент ВВП, а могут производить в пять—десять раз больше. 

Швейные предприятия мало зависимы от бюджетных денег, так как в основном ориентированы не на госзаказ, а на потребителя. Если дать им нормально работать, то деньги, которые улетают сегодня за границу, с той же скоростью будут возвращаться в отечественную экономику и, значит, развивать её. За два года швейники смогли бы заменить до 30 процентов импорта, а в пятилетней перспективе довести на рынке долю одежды, произведенной в России, до 50 процентов. А привезти продукцию из Европы и Азии мы всегда успеем. 

В правительстве могут сколько угодно говорить о доступно-сти кредитов для предприятий, но они так и остаются недоступными. 

Я как руководитель крупной швейной компании занимаюсь получением кредита с октября 2008 года, и всё безрезультатно, хотя имею хорошую кредитную историю. Из трех десятков предприятий, с руководителями которых я общаюсь, ни одно не получило кредита. В марте я вынужден был отправить людей в вынужденный отпуск. Понятно, что немногие предприятия швейной промышленности, а на них работают более 600 тысяч человек, доживут до августа, когда банки, продав евро и доллары, смогут выдать им кредиты. Да и выдадут ли вообще?

Чтобы попытаться выжить в условиях такой вот недальновидной политики государства, мы организовали Союз швейных предприятий, где выработали комплексную программу по развитию швейной промышленности, которая затормозит отток денег из страны, снизит социальную напряженность, а главное — обеспечит промышленную безопасность России. 

Поэтому мы предлагаем в первую очередь отменить ввозные пошлины на ткани для легкой промышленности, одновременно увеличив проходные цены при ввозе готовой одежды на 5 процентов. Это создаст экономически оправданную разницу в стоимости производства и закупки. 

Следует также перенести акцент с продажи на производство. В стране долгие годы под развитием малого бизнеса подразумевалось развитие торговых предприятий. По крайней мере, схема налогообложения однозначно способствует этому: любое производственное предприятие несет б`ольшую налоговую нагрузку, чем торговое. Для большинства магазинов определён вмененный налог, который рассчитывается с торговой площади, и на этом все платежи, кроме отчислений с фонда заработной платы, заканчиваются. Именно такое налогообложение привело к расцвету сферы торговли и буму торговых комплексов. А что если сделать похожую схему для производителей? 

Другой вариант стимулирования малого и среднего бизнеса — это уменьшение налога с оборота при увеличении числа работающих на предприятии и увеличении отчислений с фонда заработной платы. Такая мера позволит предприятиям не уходить в тень, и любой предприниматель будет заинтересован в укрупнении своего бизнеса. А главное — это даст возможность развивать производственные предприятия в любой отрасли. 

Безусловно, необходимо обеспечить производственные предприятия кредитами на длительные сроки. 

И, наконец, наладить про-изводство тканей в стране, для чего построить и реконструировать предприятия по производству химических волокон, что, собственно, и замкнет оборот товаров и услуг в рамках страны.

Предлагаемые меры не служат конкретным предприятиям, а запускают деньги в стране по большому производственному кругу, снижают импорт, создают рабочие места и снимают социальную напряженность. 

Николай Хохряков

Президент Союза швейных предприятий.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.