Омск: Это называется «заботой» о «государевых людях»?
Директива Министра обороны РФ от 19 января 2009 года №Д-4 и указания начальника Главного военно-медицинского управления МО РФ от 19 января 2009 года №161/2/2/1407 требуют расформировать в городе Омске с 01 декабря 2009 года:
- 335-й военный госпиталь;
- 639-ю поликлинику СибВО МО РФ;
- 200-ю стоматологическую поликлинику.
Военная медицина в городе Омске существует с 1776 года и за эти 232 года своей деятельности внесла и вносит сегодня неоценимый вклад в здоровье военнослужащих Омского гарнизона, военнослужащих запаса и отставки, членов их семей, участников Великой Отечественной войны и других войн, а также граждан РФ.
По состоянию на 10 февраля 2009 года только в ФГУ «639 поликлиника СибВО» МО РФ состоит на учёте и получает медицинское обеспечение 41032 человека, из которых 273 ветерана Великой Отечественной войны, 698 участников войны в Афганистане и других войн, 28439 человек – военнослужащие запаса, отставки и члены их семей, около 10000 военнослужащих кадра и другие категории граждан.
За январь 2009 года поликлинику посетили 17710 человек (для сравнения: январь 2008 года – 11598 человек).
639 поликлиника лицензирована на осуществление медицинской деятельности в октябре 2006 года вторично Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Приказ №2301-Пр/06 от 12.10.2006 года) и выдана лицензия №55-01-000256 сроком на 5 лет. Первая лицензия на осуществление медицинской деятельности сроком на пять лет была выдана в 2001 году.
Поликлиника прошла государственную регистрацию в Министерстве по налогам и сборам 17.01.2003 года. В ноябре-декабре 2008 года в поликлинике проведена аттестация рабочих мест в полном объёме, затрачено 200 тысяч рублей государственных средств. Работа поликлиники проверялась комиссиями ГВМУ МО РФ в июне 2003 года и марте 2007 года, вывод:
Укомплектованность поликлиники личным составом, его подготовка, оснащение аппаратурой и медикаментозными средствами, уровень лечебно-диагностической работы обеспечивает выполнение стоящих перед поликлиникой задач.
С 1 апреля 2008 года поликлиника увеличена по штатной численности персонала на 1/3, а сейчас вдруг – ликвидация.
639-я поликлиника согласно штатной мощности рассчитана на 200 посещений в смену, работает в две смены. В среднем фактическая посещаемость в 2006-2008 годах составила 204 посещения в смену, 112363 посещения в год, из них 61918 – в лечебные кабинеты и 504456 – в лечебно-диагностические. Количество обращений на одного врача в день составляет 24-25 человек.
В поликлинике работает внештатная военно-врачебная комиссия (ВВК), ближайшая штатная 24 ВВК в г. Новосибирске, на расстоянии 700 км. В течение 2006 года проведено 1522 ВВК военнослужащим по контракту, в 2007 году – 1200, в 2008 году – 1776. Работает также санаторно-отборочная комиссия – одна на весь Омский гарнизон. Проведено СОК соответственно в 2006 году – 853, в 2007 году – 1050, в 2008 году – 1525.
Поликлиника также обслуживает вызова пациентов на дому.
Вопросы военно-врачебной экспертизы особенные, существенно отличаются от вопросов медико-социальной экспертизы. Это к вопросу о передаче обслуживаемого контингента в гражданское здравоохранение. Дело в том, что врачи, участвующие в военно-врачебной комиссии, работают по отдельному Приказу МО РФ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года №123. Чтобы организовать работу военно-врачебной экспертизы, нужно обучить медицинский персонал, для этого нужно время.
В 639-й поликлинике только за 2008 год проведено 1776 ВВК и 1525 СОК. Если ликвидировать поликлинику, то ВВВК в Омском гарнизоне проводить будет негде. Тогда военнослужащим кадра придётся выезжать в город Новосибирск, а это проезд на железнодорожном транспорте, до 21 дня обследование и занятие койко-дней. Государство в этой ситуации только потеряет, понесёт ещё большие затраты и потери. Кому нужна эта непродуманная, необоснованная, античеловеческая и даже антигосударственная ликвидация военно-медицинских учреждений в городе Омске?
А ведь многотысячный контингент, состоящий на обслуживании в 639-й поликлинике, имеет законодательное право на бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских лечебно-профилактических учреждениях. Эти люди (а это ветераны Великой Отечественной войны и Афганистана, других войн, ветераны военной службы с выслугой от 20 до 36 календарных лет службы и др.) уже заработали свои законные права на бесплатное обслуживание, отслужив Отечеству определённый срок и потеряв здоровье. Теперь, когда человек исполнил свой долг перед Родиной, стал немощен, его можно лишить и этой заслуги? А ведь не менее половины из военных пенсионеров уходят из жизни ранее 60 лет. Отобрать законные права у человека нетрудно. Но вот вопрос – правильно ли это, хорошо ли? А кого это волнует? Волнует данный вопрос, прежде всего контингент, состоящий на обслуживании в 639 поликлинике. Люди ежедневно, неоднократно, а после выхода в свет указаний на ликвидацию военной поликлиники в городе Омске ещё более озлобленные идут к нам в подавленном, угнетённом настроении, боясь последствий свершения планов на ликвидацию поликлиники.
Власть не может так опрометчиво поступить с такой армией военнослужащих кадра, запаса и отставки, членов их семей – чтобы в одночасье лишить их заслуженных прав. А медицинские работники, которые работают в ВМУ города Омска, – это более 600 человек безработных, выброшенных на улицу. Это называется «заботой» государства о «государевых людях»? В данном вопросе возможен компромисс. Нельзя у заслуженных людей законное право на медицинское обеспечение отбирать и лишать его сразу. Чтобы не лишить душевного равновесия огромное количество льготников, тем более людей в погонах, пусть даже снявших их, нужен определённый переходный, подготовительный период. Ориентировочно на 3-5-7 лет. Заранее должны быть продуманы, подготовлены, изменены и введены в действие новые законодательные акты. Нельзя допускать социального взрыва в обществе, несмотря даже на экономический и финансовый кризис. Нельзя отбирать, лишать прав людей в одночасье, так как эти права они зарабатывали, заслуживали десятками лет. Без амбулаторно-поликлинической помощи, тем более, когда проводится большая работа по организационно-штатным мероприятиям, нам не обойтись.
Одно дело, заменить должности военнослужащих в ВЛУ на гражданский персонал, уменьшить штаты, другое, совсем непонятное – ликвидировать под ноль работающие, нужные и на сегодняшний день незаменимые для обслуживаемого контингента, МО РФ и Государства в целом лечебно-профилактические учреждения.
Автор – Л.П. Борисова, врач-терапевт, председатель профкома ФГУ 639 поликлиники СибВО МО РФ.