Омск: Доложи немедленно!
Новый антикоррупционный приказ позволит омским властям лучше разглядеть простых граждан сквозь…. кристально честных чиновников.
Отныне омским чиновникам мало быть просто честными – они должны быть честными до конца. В том смысле, что честность их должна только начинаться там, где обычно она заканчивается у добропорядочного обывателя. Такой беспредельной честности от них требует приказ, вышедший на днях в Главном организационно-кадровом управлении (ГОКУ) Омской области. В нем расписан «Порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения госслужащего к совершению коррупционных правонарушений».
Сей документ обязывает работников органов власти не утаивать ничего, а главное – никого от вышестоящих начальников и правоохранительных органов. Чиновник, заподозривший, что кто-то пытается «склонить его к коррупционным действиям», обязан «не позднее служебного дня» с момента склонения уведомить об этом начальство на официальном бланке (форма которого утверждена ГОКУ), либо лично его вручив адресату, либо направив ему «заказным почтовым отправлением с описью вложения».
В день поступления уведомление регистрируется в специальном журнале и затем в течение трех рабочих дней передается в соответствующие органы.
Положим, приходит к чиновнику однокашник и просит по старой памяти чем-то помочь, заметив при этом (в шутку или всерьез), что в долгу перед ним не останется. По окончании дружелюбной беседы, проводив приятеля за порог кабинета, чиновник должен взять бланк, указать в нем «точные дату, время, место и обстоятельства коррупционного предложения». После чего его старым знакомым займутся компетентные службы. Он будет представлять для них интерес и в том случае, если просто, от чистого сердца предложит чиновнику помощь, узнав, например, что у него проблемы в семье и срочно требуется лекарство для его родственников. Ни виды «склонения», ни разновидности жизненных ситуаций, при которых оно может происходить, в приказе ГОКУ не оговариваются. Контроль за его исполнением возложен на Александра Великого – начальника отдела правовой работы, государственной службы и кадров.
На вопрос «Красного Пути» насколько эффективен, по его мнению, этот приказ в борьбе с коррупцией, А. Великий ответил уклончиво: «Поживем – увидим. У нас еще подобной практики нет… Но если чест¬но, то мне, как бывшему работнику прокуратуры, не очень понятны некоторые формулировки. К примеру, понятия «склонение» в таком смысле в юриспруденции нет: склонять может, скажем, мужчина женщину, но не к коррупционным действиям».
По словам Александра Петровича, инициатива принятия подобных антикоррупционных мер исходит не от областной власти, а от федеральной.
Успевшие ознакомиться с новшествами считают их профанацией. «Честный чиновник просто откажется от взятки, – сказали нам в комитете по правам человека. – А если он склонен их брать, то этот приказ его не остановит: направлен он не против коррумпированных чиновников, а против обычных граждан, которые дают взятки не потому, что им приятен этот процесс, а потому, что не видят другого способа решения жизненно важных вопросов».