Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Независимый экономист Владислав Жуковский: Правительство снова спасает коррумпированных чиновников и сырьевых олигархов за счёт граждан

Буквально на днях российские власти в очередной раз удивили общественность, заявив, что готовы в экстренном порядке рассмотреть вопрос о предоставлении финансовой помощи оффшорному острову-государству Кипр.

Владислав Жуковский, независимый экономист для KPRF.RU
2012-06-19 13:42 (обновление: 2012-06-19 20:21)

 

По предварительным данным, речь идёт о 5 млрд. евро, которые в ближайшее время требуется изыскать кипрскому правительству для предотвращения коллапса своей финансовой системы, которая за последние 20 лет реформаторских преобразований в России и распродажи отечественных недр превратилась во внутренний карман подавляющей части российских чиновников и олигархов.

 

Кипрский карман российских олигархов и чиновников

 

По сути дела, Кипр стал основным и самым излюбленным местом для незаконного вывоза капитала, легализации преступных доходов и репатриации коррупционных прибылей кремлёвских партократов и приближенных к ним сырьевых олигархов. Надо сказать, что Кипр является одним из наиболее значимых болевых узлов и краеугольных элементов всей современной российской экономики трубы, нацеленной на паразитическую распродажу невосполнимого природного сырья, проедание нефтедолларов и вывоз капитала в оффшоры. Именно Кипр, наряду с такими оффшорно-криминальными юрисдикциями, как Британские Виргинские о-ва, о-ва Мэн, Джерси, Антигуа и Барбуда, Багамы, Бермуды, Гибралтар и Доминикана, является местом, через оффшорные счета и фирмы-однодневки которого осуществляются незаконный вывоз капитала, легализация преступных доходов, «отмывание» коррупционных прибылей, уклонение от уплаты налогов, фиктивные внешнеэкономические и финансовые операции, которые, согласно оценкам Банка России, наносят бюджет российской экономике и бюджету в размере 140-200 млрд. долл. ежегодно.

Согласно данным Росстата и Банка России, Кипр является излюбленным «оффшорным раем» российских олигархов и партократов, который позволяет не только совершать фиктивные внешнеэкономические сделки и минимизировать налоговые платежи в российский бюджет, но также легализовывать и «отмывать» преступные доходы российских чиновников, криминала, сырьевых монополистов и «борцов с коррупцией». Помимо этого оффшоры позволяют российским крупным сырьевым гигантам и транснациональным корпорациям вывозить капитал за пределы юрисдикции России, менять его гражданство и ввозить обратно на территорию России под видом иностранного капитала, получая огромные преференции: налоговые льготы и каникулы, упрощённую процедуру оформления сделок, преференциальный доступ к активам и т.д. Именно за  приток этого капитала уже более 20 лет без устали бьются российские реформаторы и власти.

Согласно данным Банка России и Росстата, именно Кипр является основным иностранным  инвестором в российскую экономику и именно его выбирают в качестве «отмывочного центра» как российские олигархи для повторного ввоза ранее вывезенного капитала, так и международные банки и корпорации. По состоянию на конец марта 2012 г. из 323,2 млрд. долл. накопленных иностранных инвестиций в Россию более 68,9 млрд. (или 21,3%) приходится на Кипр. И лишь затем с существенным отставанием идут Нидерланды (15,8%), Люксембург (11,4%), Китай (8,5%) Германия (7,6%) и Великобритания с её оффшорами (7,5%). При этом из 106,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, накопленных российскими резидентами за рубежом, более 23 млрд. или 21,6% приходится на Кипр.

 

Экономический коллапс на Кипре

 

Что касается самого Кипра, то ситуация в экономике и финансах этой оффшорной дыры крайне тяжёлая, и без внешних вливаний со стороны Еврокомиссии, МВФ, Всемирного Банка или России уже в ближайшее время Кипр будет вынужден объявить себя банкротом. Только за период 2010-2011 г. дефицит государственного бюджета подскочил с 5,3% до 6,3% ВВП, госдолг – с 61,5% до 71,6% ВВП, безработица зашкаливает за 10,1%, а совокупный долг нефинансовых корпораций за период 2000-2011 гг. практически удвоился, подскочив с 105% до 187% ВВП.

До конца июня для предотвращения коллапса второго по величине банка Cyprus Popular Bank кипрским властям необходимо изыскать более 1,8 млрд. евро, что превышает 10% ВВП страны и является неподъёмной суммой для дефицитного бюджета. При этом сам банк уже успел за последний год списать в убыток финансовые вложения в долговые бумаги  европейской периферии (прежде всего Греции, Испании и Португалии) в размере 2 млрд. евро. Насколько можно судить, совокупный размер активов на балансах кипрских банков, которые находятся в зоне повышенного риска в связи с разрастающимся долговым кризисом в еврозоне, составляет порядка 23 млрд. евро, что превышает размер ВВП Кипра (17,3 млрд. евро) более чем на 33%.

Другими словами, планируемые к выделению 5 млрд. евро в принципе не способны оказать никакого существенного позитивного воздействия на изменение ситуации в финансовом секторе Кипра. Это в чистом виде пустая и бессмысленная трата средств российских граждан. Складывается ощущение, что эти деньги выделяются целенаправленно на спасение отдельно взятых банков, в которых хранятся счета российских чиновников и олигархов.

По информации ряда новостных агентств, от 30 до 40% всех активов кипрских банков приходится на кредиты и займы, предоставленные греческим гражданам, банкам и правительству. Именно по этой причине в разгар долгового кризиса в Старом Свете агентства Standard&Poors и Moodys снизили суверенный кредитный рейтинг «налоговой гавани» до дефолтного уровня.

Тем менее логичным и адекватным выглядит решение российский властей в срочном  порядке выделить 5 млрд. евро на льготных условиях по в разы заниженной процентной ставке стране, которая не в силах обслуживать ранее взятые долговые обязательства и де-факто является банкротом. Судя по всему, речь  в очередной раз идёт о скрытых мотивах – попытке части российских чиновников спасти свои неправедно нажитые активы на счетах в оффшорных банках Кипра и не допустить обесценение капитала российских околовластных олигархов.

 

Спасение оффшорного кармана чиновников и монополистов

 

Нужно прекрасно отдавать себе отчёт в том, что российские власти согласились пойти на жест доброй воли и в спешном порядке готовы выделить совершенно ничего не значащему с точки зрения внешнеторговых интересов России Кипру 5 млрд. долл. не из желания поучаствовать в разрешении долговых проблем Еврозоны. Во-первых, помимо Кипра есть ещё Греция, Португалия, Испания, Италия и Ирландия, на долю которых приходится более 25% ВВП Еврозоны и спасение которых имеет хоть какой-то макроэкономический смысл с точки зрения предотвращения коллапса Еврозоны и падения спроса на российское минеральное сырьё.

Однако по удивительному совпадению российские власти решили предоставить финансовую помощь Кипру, экономика которого не дотягивает до 0,15% ВВП Еврозоны, а банкротство не заметит никто, кроме российских олигархов и коррумпированных чиновников. Именно по этой причине Еврокомиссия и брюссельские чиновники не торопятся с принятием решения по выделению средств Кипру – в условиях, когда Еврозона погружается в рецессию, экономики стран PIIGS падают на 5-9%, безработица зашкаливает за рекордные 24,4% (в Испании), никто и не вспоминает про кипрскую оффшорную гавань.

Не меньше вопросов вызывает тот факт, что в декабре 2011 г. российские власти с беспрецедентной для таких случаев оперативностью открыли кредитную линию излюбленному оффшору российских чиновников и сырьевых монополистов в размере 2,5 млрд. евро (или 14,7% ВВП) под льготный процент в 4,5% на 4,5 года. При этом стоимость заимствований на рынке долгового капитала с учётом бедственного положения  экономики и финансов для Кипра не опускается ниже 14%.

Таким образом, российские власти готовы выделить оффшорной гавани, чья экономика валится в пропасть, а состояние государственного бюджета и финансовой системы немногим отличаются от Греции, кредит на изначально нерыночных условиях, при том, что сам Кипр не имеет вообще никакой осмысленной программы и плана действий по преодолению финансово-экономического кризиса.

Принимая во внимание бедственное состояние государственных финансов, хронические бюджетные дефициты и обвал в экономике, выделение такого по размеру кредита по льготной процентной ставке на целых 4,5 года выглядит не просто странно, но имеет все признаки фиктивной сделки, нецелевого использования бюджетных средств и хищения в особо крупном размере.

 

Бездействие контролирующих органов

 

Однако ни Главное контрольное управление Президента, ни Банк России, ни Счётная Палата, ни Федеральная служба по финансовому мониторингу, ни Федеральная служба по финансовым рынкам, ни Контрольно-ревизионное управление Минфина, ни многочисленные «борцы с коррупцией» и правоохранительные органы не заинтересовались причиной столь спешного выделения бюджетных средств иностранному государству с репутацией оффшорной гавани под льготный процент на длительный срок без получения каких-либо гарантий или поручительств относительно их возврата.

Финансовый директор любой коммерческой структуры, пойманный на кредитовании находящегося в откровенно дефолтном состоянии заёмщика по заниженной ставке, как минимум с позором лишился бы своего рабочего места в связи с профессиональной непригодностью. И вполне вероятно был бы привлечён к уголовной ответственности за совершение мошеннических операций в особо крупном размере. Именно под эту статью попадает решение правительства и Минфина выделить кредит Кипру на заведомо невыгодных для России и российского бюджета условиях.

 

Коррумпированные чиновники как агенты влияния

 

Вполне возможно и другое объяснение целеполагания российских чиновников. Неправедно нажитые российскими коррупционерами и сырьевыми олигархами нефтедолларовые сверхдоходы в большинстве своём «отмываются» на Кипре, который уже успел стать основным расчётно-кассовым центром для отечественных ТНК и коррумпированных чиновников. Именно этим можно объяснить тот факт, что по оценкам экспертов более 15% ВВП Кипра генерируется финансовыми трансакциями российских олигархов и партократов.

После громких скандалов с замораживанием активов и оффшорных счетов на сотни миллиардов долларов Каддафи, Мубаррака, Салеха, Асада и других впавших в немилость политических лидеров, можно смело забыть о существовании какой бы то ни было банковской тайны. Все трансакции, даже в оффшорных юрисдикциях и через подставные компании, отслеживаются и контролируются иностранными спецслужбами. И то, что российские коррупционеры и  компрадорская буржуазия воспринимает как свой доход и благо, на Западе воспринимается как компромат и инструмент контроля за национальными элитами и процессом принятия решений в тех или иных государствах.

В этой связи не стоит исключать вероятность того, что инициатор инициативы  предоставления кредита Кипру действовал под внешним давлением. Российским высокопоставленным чиновникам, как правило связанным круговой порукой, гораздо проще поделиться бюджетными 5 млрд. долл. и пустить их на спасение обанкротившегося Кипра, чем отвечать на неприятные вопросы Интерпола, FATF и иностранных спецслужб относительно источников возникновения миллиардов долларов.

 

Финансовая афера российских властей и коррумпированных чиновников

 

Ещё больше вопросов вызывает тот факт, что это откровенно сомнительное решение российских властей, очень сильно напоминающее попытку российских коррумпированных чиновников спасти свои незаконные доходы и активы российских олигархов за счёт кармана налогоплательщиков, не является чем-то уникальным. Ещё в декабре 2011 г. с аналогичной спешкой российские власти умудрились предоставить терпящему финансовую катастрофу Кипру кредит на льготных условиях в размере 2,5 млрд. евро. Вслед за этим уже в июне 2012 г. российские чиновники пообещали в самое ближайшее время открыть новую кредитную линию Кипру в размере 5 млрд. евро в ситуации, когда Россия сама вынуждена занимать средства на долговом рынке для покрытия возникающих бюджетных дефицитов.

В конце марта 2012 г. Минфин занял на внешнем рынке 7 млрд. долл., разместив евробонды тремя траншами: 5-летние на 2 млрд. долл. под 3,25% годовых, 10-летние 2 млрд. с купоном 4,5% годовых и 30-летние в объёме 3 млрд. под 5,625% годовых.

Получается, что российские власти не просто выделяют априори невозвратный кредит на льготных условиях терпящему финансовое бедствие Кипру, в оффшорных банках которого хранятся сотни миллиардов долларов вывезенных из России нефтедолларов и коррупционных доходов. Российский бюджет теряет на разнице между рыночной ставкой заимствований для Кипра и предоставленными льготными условиями кредитования порядка 10% ежегодно - 250 млн. долл. в год или более 1,1 млрд. евро по итогам 4,5 лет.

Что самое удивительное, с этой целью Россия сама влезает во внешние долги на аналогичную величину (7 млрд. долл.) и даже занимает по более высокой процентной ставке (по 30-летним облигациям). При этом если рассчитать средневзвешенную ставку заимствований по мартовскому размещению российских государственных облигаций, то получится, что она не только не ниже льготной ставки в 4,5%, предоставленной российскими властями оффшорной гавани, но даже несколько выше неё и составляет более 4,63%.

 

Российский бюджет – прокладка для транзитного перекачивания денег

 

Другими словами, Россия косвенно, не афишируя, выступила в качестве посредника между Кипром и иностранными кредиторами – заняла на внешнем долговом рынке 7 млрд. долл. под 4,6% и перезаняла их находящемуся на грани дефолта Кипру под 4,5%.

По большому счёту, согласившись стать такого рода «финансовой прокладкой», Россия взяла на себя субсидиарную ответственность перед иностранными кредиторами за терпящую крах экономику Кипра и его разваливающуюся на глазах финансовую систему. При этом умудрилась сделать это с чистым убытком для своих граждан и бюджета, предоставив кредит под более низкий, как минимум в 3 раза искусственно заниженный процент, нежели тот, под который занимает сама.

Под удар оказался поставлен российский бюджет и благосостояние граждан – если Кипр не сможет обслуживать взятые долги (что не вызывает никаких сомнений исходя из дефолтного рейтинга страны и обвала в экономике), то компенсировать убытки вынуждены будут рядовые граждане за счёт своих собственных доходов. В условиях, когда согласно данным Росстата 60% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тыс. рублей, скрытая безработица достигает 18%, а разрыв в уровне доходов 10% богатых и бедных с учётом скрытых доходов зашкаливает за 65-70 раз, иначе как издевательством над народом этот поступок и не назовёшь

Российские власти расширяют долговую нагрузку России, на обслуживание которой уже сегодня из бюджета выделяется более 260 млрд. рублей, не с целью развития наукоёмких производств и возрождения обрабатывающей промышленности высоких переделов, а с целью спасения банковской системы Кипра и хранящихся на счетах оффшорных банков сотен миллиардов долларов  российских сырьевых монополистов и коррумпированных чиновников. В противном случае в принципе непонятно, зачем потребовалось выделять в такой спешке 5 млрд. долл. откровенному банкроту – иначе как финансовым суицидом этот поступок и не назовёшь.

Принимая во внимание масштабы финансовой помощи и тот факт, что Кипр не в силах обслуживать даже ранее взятые кредиты, действия правительства и Минфина очень сильно напоминают спецоперацию по спасению не столько финансовой системы Кипра, сколько счетов отдельно взятых приближенных к власти крупных бизнесменов, сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников. По большому счёту, такого рода изначально фиктивная по своей сути сделка, противоречащая государственным интересам России (если таковыми не считать шкурные интересы российских олигархов и чиновников), должна была вызвать вопросы у целого ряда контролирующих органов и дальше кабинета её инициатора не пойти. Однако она не только получила одобрение на самом верху, но и не получила должной огласки в СМИ, не говоря уже о государственных органах.

Складывается устойчивое впечатление, что имеет место один  из трёх сценариев развития событий. Либо уровень профессиональной пригодности российских чиновников и Минфина упал до такого низкого показателя, что инициаторы выделения льготного кредита терпящей крах финансовой системе Кипра не смогли оценить откровенную пагубность данной затеи, а контролирующие органы её просто не заметили в силу ограниченности своих способностей. Либо имеет место работа на имидж и откровенная благотворительность со стороны российских финансовых властей, которые душат свою собственную экономику, промышленность и финансовый сектор постоянным изъятием денег и держат ставку по кредитам в 1,5-2 раза выше рентабельности в обрабатывающей промышленности.

Либо имеет место совершение изначально притворной и противоречащей государственным интересам России и её граждан финансовой аферы, которая направлена на спасение отмываемых на Кипре преступных доходов российских чиновников и приближенных к власти сырьевых монополистов. И совершенно неважно, действуют российские власти по своей доброй воле и из корыстных интересов своего кармана, или же они находятся под контролем иностранных спецслужб и спасают Кипр деньгами российских налогоплательщиков с тем, чтобы не спасать его за свой счёт.

 

Повторение ситуации с Исландией

 

Надо сказать, что подобного рода тяга российских чиновников к спасению мало что значащих с макроэкономической точки зрения государств  с откровенно оффшорно-криминальной репутацией в последнее время становятся нормой их поведения. Напомним, что в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. у российских чиновников также проснулась необъяснимая с точки зрения здравого смысла тяга к благотворительности и широким жестам - без объяснения причин Минфин решил в спешном порядке предоставить 4 млрд. евро Исландии, у которой размер задолженности банковского сектора в 3,5-5 раз превышал размер ВВП.

В тот момент также появилась информация о том, что непреодолимое желание финансовых властей предоставить совершенно ничего не значащий по своим размерам в рамках долговых проблем финансовой системы Исландии кредит (требовалось более 110 млрд. евро, а планировали предоставить 4 млрд. евро), было обусловлено попыткой чиновников вывести из под удара активы и оффшорные счета российских коррумпированных чиновников и компрадорских сырьевых олигархов, хранящиеся в исландских банках.

В тот момент от этого безумия властей удержал 5-кратный обвал цен на нефть, ввергнувший широко разрекламированную российскую «тихую гавань» в масштабный кризис – ВВП падал на 11%, обрабатывающие производства сжимались на 22-25%, машиностроение падало на 35-70%, капитальные вложения рухнули на 23%, а рубль обесценился на 50%. Деиндустриализированная «экономика трубы» с разрушенной обрабатывающей промышленностью, задыхающаяся от коррупции, беспредела монополий, наплыва дешёвого импорта, неподъёмных ставок по кредитам и безудержно дорожающих тарифов и ГСМ, рухнула сильнее всех в группе G-8, G-20, БРИКС и странах нефтеэкспортёрах.

Это и есть закономерный результат 11-летнего периода паразитического проедания «нефтедолларов» - объёмы выпуска в машиностроении, станкостроении, приборостроении, электронной  и лёгкой промышленности на 15-20% ниже отметок докризисного 2007 г. и в 3-5 раз ниже уровней 20-летней давности. И это на фоне снижения уровня жизни большей части населения на 7-10% (официальный рост на 0,8% в 2011 г. и на 2,2% в январе-мае 2012 г. компенсируется скачком цен на продовольствие, ЖКХ,  транспорт и рост платности услуг), 15-20% роста импорта, 40% скачка кредитования населения и упадка в собственной промышленности.

Политика «проедания нефтедолларов» раздувает дисбалансы, уничтожает отечественные наукоёмкие производства, увеличивает разрыв между добывающими и обрабатывающими производствами и закрепляет за Россией статус сырьевой колонии Запада и рынка сбыта для продукции глобальных ТНК.

В ходе затянувшихся до начала 2009 г. переговоров сначала была снижена величина финансовой поддержки с 4 млрд. до 400 млн. евро, а потом от этой откровенно коррупционной затеи и вовсе отказались – крайне сложно было бы объяснить миллионам безработных и оказавшихся на улице в момент упадка российской деиндустриализированной экономики, почему миллиарды долларов направляются на спасение Исландии, где уровень жизни населения в 3,5 раз выше российского.

 

Россия на краю кризиса и обвала

 

Судя по всему, российские власти способны приходить в чувства и возвращаться в дееспособное состояние только в кризисной ситуации. И в ближайшее время эта кризисная ситуация будет им гарантирована. Мировая экономика под грузом накопленных структурных дисбалансов и проблем валится в новую фазу рецессии, а  паразитическая международная валютно-финансовая система «долларового империализма», основанная на пирамиде долгов США и неконтролируемой эмиссии долларов, трещит по швам. Это уже спровоцировало 25% обвал цен на товарно-сырьевых биржах, масштабное бегство капитала с развивающихся рынков и сильнейшее за последние 3 года охлаждение экономик развивающихся стран.

Однако российская экономика трубы, в рамках которой 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% прибылей оседает в карманах сырьевых и естественных монополий, металлургов, химических производств и торговых сетей, умудрялась продемонстрировать спад деловой и инвестиционной активности даже в условиях стабильно высоких и постоянно растущих цен на нефть. За период с середины 2010 по апрель 2012 г. цены на нефть выросли более чем на 40%, что никак не отразилось на темпах роста российской экономики – они оставались неизменными на отметке в 4,3% всё это время. Более того, темы роста промышленного производства обвалились более чем в 6 раз за 1,5 года (с 8,2% в 2010 г. до 1,3% в мае 2012 г.), а в марте-апреле текущего года и вовсе впервые с 2008 г. было зафиксировано помесячное снижение ВВП и промышленного производства, что сигнализирует о начале рецессии.

Принимая во внимание тот факт, что уже более 8 месяцев Россия живёт в условиях перманентного кризиса банковской ликвидности (ставки на межбанковском рынке подскочи в 2 раза до максимальных отметок с 2009 г.), который удаётся купировать лишь благодаря вливанию порядка 2 трлн. рублей со стороны Банка России, это лишь усугубляет ситуацию. Если российские власти не могли обеспечить ускорение роста  и отраслевую диверсификацию экономики даже в условиях растущих цен на нефть, то страшно представить, что ждёт «экономику трубы» в случае обвала цен на нефть ниже 100 долл. за баррель. Уже сегодня выпуск наукоёмкой продукции по данным Росстата в 3-5 раз (а по ряду наукоёмких товаров в 15-20 раз) ниже отметок 1990 г., загрузка мощностей не поднимается выше 40%, вклад в ВВП менее 2,5%, а износ фондов и инфраструктуры зашкаливает за 65 и 85% соответственно.

В такой ситуации российским властям стоило бы воздержаться от того, чтобы тратить и без того неэффективно расходуемые бюджетные средства на поддержку оффшорных юрисдикций типа Кипра и прекратить спасать оффшорные счета коррумпированных чиновников и вывезенные нефтедолларовые сверхприбыли российских сырьевых олигархов. Совершенно очевидно, что свёрстанный при прогнозной цене на нефть смеси Brent в 115 долл. за баррель российский бюджет будет сведён с дефицитом в 1,5-2% ВВП, тогда как дальнейшая девальвация рубля, которая уже позволила властям компенсировать выпадающие доходы бюджета за счёт обесценения сбережений на 15%, становится невозможной по политическим причинам.

Мало того, что обесценение рубля без структурной перестройки экономики, ограничения вывоза капитала и активной промышленной политики провоцирует падение уровня жизни и без того нищего в своём большинстве населения (60% граждан по данным Института социологии РАН относятся к бедным слоям), так ещё делает нереализуемой громко заявленную политику модернизации в силу удорожания импортных станков, оборудования и технологий. Кроме того, обесценение рубля усиливает степень долларизации экономики, подрывает доверие к рублю, провоцирует бегство в иностранную валюту, переток капитала из производственной сферы в спекулятивные операции (как в 2008 г.) и разрушает производственно-технологические цепочки, в которых доля импортных комплектующих варьируется от 25 до 70%.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.