Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Зарплатные курьезы в МГТУ им. Баумана: Ректору - 160 тысяч, преподавателю - девять

В Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана зарплата у подавляющего большинства доцентов с учёной степенью кандидата наук состоит из оклада (это 9600 рублей), доплаты за учёную степень в размере 3000 тысяч рублей, 40-процентной надбавки за должность доцента (3840 рублей) плюс 10% от оклада за наличие почётного звания, если оно имеется. Итого 17400 рублей. За работу на полторы ставки нашему уважаемому доценту с учёной степенью кандидата наук начисляется всего чуть больше 26 тысяч рублей. Зарплата профессора с учёной степенью доктора наук, работающего тоже на полторы ставки, со всеми доплатами и надбавками едва дотягивает до 36 тысяч рублей. Таково материальное положение «коренного населения» Бауманки. Именно оно составляет костяк профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза. Но есть в университете и свои инопланетяне.

Параграф для ректора

В приложении № 8 к коллективному договору имеется «Положение об оплате труда». В его 6-м параграфе со ссылкой на действующее федеральное законодательство излагаются принципы оплаты труда ректора университета. Соответствующий пункт этого параграфа гласит: «Должностной оклад ректора университета составляет до 5 размеров средней заработной платы работников основного персонала. В университете в целях расчёта величины средней заработной платы для определения размера должностного оклада ректору к основному персоналу относится профессорско-преподавательский состав, кроме должностей заведующего кафедрой и декана».

Итак, в соответствии с действующим законодательством в каждом вузе есть свой инопланетянин, официальный оклад которого впятеро выше средней заработной платы его «коренного населения». Он, конечно, главный, но не единственный. В колонию инопланетян также входят президент, проректоры, руководители управлений и т.д. — все, чьи должностные оклады рассчитываются в виде солидного процента от ректорского оклада.

Впрочем, А.А. Александров для бауманцев в определённом смысле инопланетянин не только из-за принципиально иного масштаба заработной платы. Он хоть и выпускник Высшего технического училища, но после окончания вуза держался от альма-матер на дистанции. В начале «подлых 90-х» даже люди со стержнем сходили с преподавательской стези, боясь надвигавшейся нищеты. Сей молодой человек готов был прицеливаться только на доходное место. Многие годы он возглавлял небольшой завод. Поэтому на пост ректора его избирали в значительной степени на основе не дел его, а эффектных обещаний.

В своей предвыборной программе, опубликованной в мартовском номере газеты «Бауманец» за 2010 год, А.А. Александров говорит много правильных слов. Например, об оценке эффективности деятельности профессоров и преподавателей по уровню цитирования их работ в научном мире и использованию в промышленности. В общем, речи были медовые.

Что касается дел, то, с точки зрения вузовского профессора или доцента, они какие-то туманные. Если посмотреть с одного боку, то вроде бы талант, а если с другого, то одолевают сомнения да недоумения.

Вот обнародованные в том же «Бауманце» факты. К защите кандидатской диссертации Анатолий Александрович после окончания МГТУ шёл 29 лет. Середняк в науке? Или человек от науки далёкий и к ней безразличный? Зато через один год восемь месяцев молодой кандидат наук успешно защищает вторую диссертацию — на соискание учёной степени доктора наук. Можно, разинув рот, восхищаться: прорезался невероятный научный талантище! Но при этом тайком задаваться вопросом: получил, как теперь говорят, «диссертацию под ключ»?

Но над восторгами и сомнениями возобладала надежда. Заступающий в должность ректор обещал добиваться существенного увеличения фонда заработной платы. А то при нынешней профессора мечтают об окладе техничек коммерческих банков, а доценты сплошь и рядом завидуют заработной плате дежурных у эскалаторов метро…

Занимательная арифметика

В 2009 году должностной оклад ректора был равен 127174 рублям. Мы не станем рассуждать на тему, много это или мало, а займёмся арифметикой от обратного. Поэтому первым пунктом выясним, чему равна пятая часть должностного оклада ректора. Она составила 25434 рубля 80 копеек. На сайте http://laokon.livejournal.com/ приведены данные по поступлениям финансовых средств на зарплату профессорско-преподавательского персонала в каждом из десяти наиболее крупных структурных подразделений (научно-учебных комплексов) МГТУ имени Н.Э. Баумана. Там можно найти должностные

оклады, обязательные доплаты, стимулирующие надбавки, а также суммарные величины каждой из этих компонент. Есть здесь и численность работников ППС, и реальная средняя заработная плата за 2009—2011 годы.

После изучения всех этих данных бросается в глаза, что в 2009 году ни в одном из научно-учебных комплексов (НУКов) величина средней заработной платы работников категории ППС не достигала пятой части должностного оклада ректора. Исключением было совсем маленькое подразделение — факультет социальных и гуманитарных наук (СГН), на котором трудятся всего 77 человек. Наиболее низкая средняя заработная плата была в НУКах «Специальное машиностроение» и «Инженерный бизнес и менеджмент». Если бы оклад ректора МГТУ рассчитывался, исходя из заработной платы профессорско-преподавательского состава НУКа «Специальное машиностроение», то он оказался бы на 21,5 тысячи рублей меньше. А если бы за исходную точку брали зарплату ППС, занятого инженерным бизнесом и менеджментом, то ректор в 2009 году недосчитывался бы ежемесячно 26,5 тысячи рублей.

С января 2010 года инопланетяне предприняли очередное успешное наступление на университетские финансы. Как следует из официальных данных Бауманки, научно-учебные комплексы при практически той же численности профессорско-преподавательского состава получили на оплату труда этой категории вузовских работников на 77,6 миллиона рублей меньше, чем в предыдущем году. Несмотря на это, должностной оклад ректора в 2010 году составлял уже 162407 рублей (общий ежемесячный получаемый в МГТУ имени Н.Э. Баумана доход А.А. Александрова, без учёта премий, составляет около 332 тысяч рублей). Масштаб загадки существенно возрос. Ведь если смиренно считать, что оклад ректора должен быть в пять раз выше средней зарплаты преподавателей, то, исходя из оплаты труда в НУКе «Информатика и системы управления», ректор Бауманки должен был получать ежемесячно на 55,5 тысячи рублей меньше. А если посчитать базовой зарплату ППС научно-учебного комплекса «Инженерный бизнес и менеджмент», то у ректора в 2010 году должностной оклад должен был составлять не 162,4 тысячи рублей, а менее 88 тысяч рублей.

Но в нашем отечестве действительно не очень-то привыкли считать деньги в чужом кармане. Людей куда больше интересует пусть хоть дырявый карман, но свой. Поэтому в МГТУ имени Н.Э. Баумана куда шире распространена другая арифметика.

Узнав про среднемесячную зарплату ректора в 2010 году, там её поделили на пять с точностью до копеек. Получилось 32421 рубль 40 копеек. Такой должна быть средняя зарплата профессорско-преподавательского состава Бауманки, чтобы ректору можно было начислять по 162,4 тысячи рублей каждый месяц. Нетрудно установить, что в НУКе «Информатика и системы управления» по сравнению со среднемифической средняя зарплата на 11100 рублей меньше. В научно-учебном комплексе «Специальное машиностроение», судя по всему, ежемесячно недоплачивают в среднем по 14 тысяч рублей, профессорско-преподавательский состав НУКа «Инженерный бизнес и менеджмент» наверняка начнёт поиски ежемесячно пропадающих среднестатистических 15 тысяч рублей. Не только для ассистентов, но и для доцентов и профессоров потерянные величины выглядят очень солидными.

Сравнительные суммы фондов заработной платы профессорско-преподавательского состава, его численность, а также реальной средней зарплаты по научно-учебным комплексам в 2009 и 2010 годах приведены в таблице.

В первом полугодии 2011 года фонды оплаты труда работников научно-учебных комплексов МГТУ имени Н.Э. Баумана, в том числе профессорско-преподавательского состава, а также его численность остались без серьёзных изменений. Заработная плата ассистентов, доцентов и профессоров в университете выросла на величину, которая не способна компенсировать даже инфляционные потери. Не случилось кардинальных изменений и в той разнице, которая более всего смущает преподавателей, — между 20% оклада ректора и 100% зарплаты профессорско-преподавательского состава. Снова, если исходить из средней заработной платы ППС научно-учебных комплексов, ректор должен получать ежемесячно на 50—70 тысяч рублей меньше, чем ему начисляется.

Алгебра обмана

Сам собой напрашивается простенький вопрос: как в Министерстве образования и науки РФ могли не заметить, что пятикратное увеличение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава, зафиксированное в официальной заявке МГТУ имени Н.Э. Баумана, завизированной ректором А.А. Александровым, никаким способом не позволяет получить те самые 162407 рублей должностного оклада ректора МГТУ? А дело в том, что для вышестоящих структур, интересующихся финансами вуза, существует другая арифметика, которую правомерно приравнять к алгебре обмана.

Технология, кстати, несложная. Берутся деньги, выделенные на оплату труда профессорско-преподавательского состава по утверждённой на новый год смете, и делятся на уменьшенную по сравнению с реальной численность работников. В результате получается искомая сумма, которая вполне пригодна для того, чтобы её выдать как пятую часть должностного оклада ректора.

После такой операции для университетских официальных инстанций появляется возможность откорректировать цифры (и реальные вознаграждения «своим» людям) в нужном направлении. Анализ показывает, что в первом полугодии 2011 года администрация МГТУ осуществляла в отношении профессоров и преподавателей ту же политику, что и в 2010-м. Урезались прежде всего стимулирующие надбавки. На каком основании? В чём провинились преподаватели? Они стали работать хуже, чем в 2009 году? Подобные вопросы без адреса задавали друг другу бауманцы, занятые основной для вуза деятельностью. Между тем принципиальные ответы на них дал ещё в XIX столетии великий баснописец И.А. Крылов: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Более того, если посмотреть, какой была реальная средняя зарплата профессоров и преподавателей в НУКах, исходя из средств, реально дошедших до научно-учебных комплексов, то картина будет ещё хуже. Наибольшая средняя зарплата ППС в первом полугодии 2011 года была в научно-учебном комплексе «Информатика и системы управления». Она составила 22963 рубля 4 копейки. Это почти на 10 тысяч рублей меньше той базы, из которой рассчитывался должностной оклад ректора А.А. Александрова. В других НУКах ситуация со средней зарплатой профессорско-преподавательского состава была ещё хуже. Кстати, это — неприкрытое нарушение коллективного договора между сотрудниками университета и его администрацией.

И мы снова упираемся в прежний вопрос: как могли проверяющие из Минобрнауки РФ и Счётной палаты Российской Федерации не заметить, что реальных сумм на оплату труда профессорско-преподавательского состава стало в 2010 году меньше, чем дошло до НУКов в 2009 году? Например, «потерянные» научно-учебным комплексом «Машиностроительные технологии» 8 миллионов рублей — это не иголка в стоге сена. А от 88 миллионов рублей «пропавшие» 8 миллионов рублей составляют ни много ни мало 9,1%. На столько уменьшились поступления на оплату труда только в один научно-исследовательский комплекс Бауманки. Похожая ситуация и в большинстве других структур МГТУ, ведущих преподавательскую работу.

А может быть, всё дело в том, что ректор А.А. Александров, урезая фонды на оплату ППС, был совершенно уверен, что поддержка министерства ему обеспечена? Похоже, в том же была уверена и начальник управления экономики и финансов Н.Б. Озерова: ведь она в министерстве «своя». В МГТУ имени Н.Э. Баумана она пришла с должности начальника отдела Минобрнауки РФ. Но ведь те министерские покровители, которые позволяют безнаказанно осуществляться этому жуликоватому процессу, — не хозяева страны, а временщики, использующие своё служебное положение для пополнения финансовых счетов своих друзей-приятелей.

На кого равняться наставникам

Мне думается, что пришла пора добиваться, чтобы во главе вуза стояли не дельцы, а деятели, причём выдающиеся деятели науки и техники, которые могли бы сказать молодым людям: «Делайте, как я». А будущим специалистам хотелось бы следовать примеру своих наставников, потому что яркие дела этих людей убеждали бы лучше всяких слов.

Таким человеком, на моей памяти, был ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана Георгий Александрович Николаев, крупнейший учёный в области расчёта и проектирования сварных конструкций, академик АН СССР (1979 г.), Герой Социалистического Труда (1969 г.), впервые установивший основные характеристики вибрационной прочности сварных конструкций и разработавший технические условия их проектирования.

По проектам Георгия Александровича были изготовлены первые в стране сварные железнодорожные мосты. Он — участник проектирования сварных конструкций вагонов метро, электровозов, доменных печей, Останкинской телебашни, выставочного комплекса в США, высотных зданий, некоторых скульптурных памятников и сооружений. Под его непосредственным руководством и при его участии были достигнуты выдающиеся результаты в создании принципиально новых дуговых сварочных процессов в вакууме, сварки и резки неметаллических материалов с помощью ультразвука. Георгий Александрович — автор многих фундаментальных учебников, учебных пособий и монографий, изданных у нас в стране и за рубежом. Авторитет этого ректора был непререкаем.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.