Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Иркутская область. «Достойную работу и хорошую зарплату» – бывшие работники БЦБК объявили бессрочную голодовку

Как сообщает агентство «Телеинформ» 2 июля бывшие работники БЦБК выполнили своё обещание, данное на последнем митинге 4 июня 2014 года, и объявили бессрочную голодовку.

Мария Вересова, Алёна Кашпарова, Телеинформ
2014-07-04 08:16

Голодовка началась 1 июля в 12.00, в ней принимают участие пока что около 30 человек.  Часть из них – десять из голодающих – прошедшую ночь провели в палатках недалеко от здания администрации Байкальска. Основное требование активистов – предоставить специалистам комбината достойные рабочие места и приемлемые зарплаты. «Мы трудились на благо страны по два-три десятка лет, а теперь нам говорят идти в горничные или уборщицы. Почему я – квалифицированный специалист с образованием – теперь должна идти и обслуживать других людей?» – недоумевает собеседница Телеинформа.

Люди намерены держать голодовку до последнего, пока власти не выступят с конкретикой, не представят документы, где всё будет прописано от точки до точки. Голодовка – это уже крайний шаг отчаявшихся людей, поскольку среди них бытует мнение, что власти всех уровней отшатнулись от этой проблемы. «Проблему надо было начинать решать ещё в 2008 году, когда комбинат закрыли в первый раз. Она давным-давно зреет. Я лично побывала на всех встречах с властями, вплоть до Москвы. Но мы только говорим-говорим да получаем отписки», – комментирует Анна Грошикова, один из активистов протестного движения,  добавляя, что в первую очередь искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно именно областным властям. К слову, они были проинформированы о готовящейся голодовке, говорит она: «4 июня мы провели митинг, в котором приняли участие около 300 человек. В итоге мы приняли резолюцию, в которой было зафиксировано, что в случае, если нам не будет представлено никаких конкретных решений, мы объявим голодовку». Тем не менее, за это время – практически месяц – с людьми не встретился ни один представитель власти, утверждает активистка.

Остановка завода (напомним, производить целлюлозу на БЦБК прекратили в сентябре прошлого года), сильно ударила по экономике города. В частности, резко снизилась покупательская способность горожан. «У нас сейчас самые богатые люди – это семьи пенсионеров, их доход составляет около 20 тысяч рублей, и предприниматели, которые вовремя подсуетились», – отмечает Анна Грошикова. При этом большинство сокращённых и до сих пор не нашедших своё трудовое место вынуждены жить на пособие по безработице, а это всего 5,8 тысяч рублей в месяц. Некоторым повезло больше, например, тех, кого оправили на пенсию с вредного производства, но деньги они получают тоже небольшие – около 11 тысяч. «Нам нужно семьи содержать, растить детей, учить их, а как на такие средства это сделать?», – не понимает Анна Грошикова. Именно наличием семей и несовершеннолетних детей она объясняет и нежелание многих работать вахтовым методом. 

Специальные программы хоть и приняты, однако реального «выхлопа» от них люди не видят, констатирует председатель комитета по собственности и экономической политике регионального Законодательного собрания, член КПРФ Ольга Носенко. Речь идет об «Основных направлениях модернизации моногорода Байкальска на 2010-2013 годы» и госпрограмме Иркутской области «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности». 

- Много по этим программам запланировано, но ничего толком не сделано, - отмечает Ольга Носенко. – При этом средства (и немалые) затрачены. 

К слову, согласно «Основным направлениям модернизации экономики моногорода Байкальска на 2010-2013 годы», общий объем средств, направленных на модернизацию с 2010 по 2013-й, составляет 1 миллиард 742 миллиона 291 тысячу рублей. В том числе на эти средства планировалось создать за три года 1984 новых постоянных рабочих места и снизить безработицу с 15,6% в 2009 году до 2,6% в 2013-ом. Между тем, в Байкальске регулярно проходят митинги бывших работников БЦБК, которые не могут трудоустроиться. По программе было обещано, что среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий в Байкальске  вырастет с 16 тысяч до 21 тысячи, однако, ни новых предприятий, ни роста зарплат на старых байкальчане не наблюдают. 

- Люди выходят на митинги, и их можно понять: им нужна нормальная работа, чтобы прокормить семьи, - замечает Ольга Носенко. - Когда принималось постановление правительства о закрытии БЦБК,  было обещано развивать альтернативные производства, чтобы трудоустроить уволенных с комбината. Но этого не происходит. Людям предлагают вакансии с зарплатой 3-6 тысяч рублей. Прокормить семью (да даже себя прокормить) на такие деньги невозможно. 

Стоит напомнить, что в апреле этого года профком БЦБК от лица трудового коллектива комбината обратился в Государственную Думу, к Президенту и премьер-министру РФ с Открытым письмом, в котором еще раз напомнил о  проблеме трудоустройства высвобождаемых работников. Дело в том, что до 6 июня 2014 года без работы останутся порядка 1350 человек. При этом службой занятости по Слюдянскому району предоставлено всего 142 вакансии, и какие… 90% из них не соответствуют квалификации сотрудников БЦБК. 

- Если человек имеет квалификацию и опыт работы на производстве, почему он должен идти в уборщицы или прислужницы? – задается вопросом   председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко. – Самозанятость в малом бизнесе, открытие своего дела  – это тоже в Байкальске проблематично. Для этого нужно, чтобы были элементарные условия. А, между тем, в микрорайоне Восточный нет даже электричества. А чтобы обеспечить свое предприятие электроэнергией, сколько средств необходимо затратить! Под вопросом, есть ли там горячая вода. ТЭЦ БЦБК пока работает, но что будет дальше? Региональное правительство предлагает людям строить теплицы и выращивать помидоры, собирать дикоросы и растить клубнику, обещает построить рынок, чтобы всем этим торговать. Но это же не решение вопроса! На этом невозможно развивать город. Нужны новые производства, с квалифицированными рабочими местами. Но их нет.

Уволенные сотрудники БЦБК подчеркивают: «Мы хотим жить и работать в Байкальске!». Они не хотят уезжать из своего родного города. Кто им в других регионах и городах предоставит жилье? Комната в общежитии вместо своего дома – кому это нужно?  

По Программе развития моногорода Байкальска, наряду с прочим, планировалось построить ряд производств. В частности, завод по розливу бутилированной байкальской воды ООО «Байкал Сан» мощностью 500 млн. литров в год в поселке Култук Слюдянского района (что дало бы 150 рабочих мест). А еще – организовать производство лекарственных препаратов из лиственницы ООО «Химия древесины» и производство препарата «Кедровое молочко» с общим объемом внебюджетных средств 10 млн. рублей (15 рабочих мест). Ни того, ни другого на берегах Байкала так и не произошло. Программы есть, но они по каким-то причинам не работают, констатирует Ольга Носенко.

При этом, по разным оценкам, в трудоустройстве нуждаются от 450 до 1 тысячи человек. 

- Рассчитывать, что в ОЭЗ на Байкале придет инвестор и все в Слюдянском районе «зацветет и разовьется», а проблемы байкальчан будут решены – наивно, - замечает Ольга Николаевна. -  Мы живем при капитализме. Инвестора интересует, прежде всего, возможность заработать на вложенных инвестициях. И если он такой перспективы не видит, то и вкладываться не будет. 

Депутат областного парламента уверена: если не вкладывается частный инвестор, это должно взять на себя государство, как это было при советской власти. Ольга Носенко напоминает: в тот исторический период в экономику Иркутской области государство вкладывало огромные деньги, благодаря чему в Иркутской области самая дешевая электроэнергия, однако, нынешние власти по какой-то причине не в состоянии воспользоваться этим конкурентным преимуществом. 

- И давайте уже честно признаемся: на сегодня правила жизни диктует рынок. И если бы не рыночная конъюнктура, не падение спроса на целлюлозу на мировом рынке, БЦБК не стали бы закрывать, невзирая на все разговоры об экологическом вреде этого производства, - замечает Ольга Носенко. - Рыночные отношения требуют, чтобы предприятие приносило прибыль. Если не приносит – владелец его закрывает, что и произошло с БЦБК. То же сейчас происходит и в алюминиевой промышленности – объемы производства сокращаются, а значит, и работники высвобождаются. 

Ольга Носенко подчеркивает: власти должны, наконец, всерьез заняться решением  экономических проблем Байкальска и переходить от «декларации добрых намерений» к реальным делам: «Открытием приемной губернатора в Байкальске эти проблемы не решит. Ну, соберете вы жалобы жителей, и что с ними делать дальше? Для того, чтобы разрубить гордиев узел проблем Байкальска, нужны другие механизмы. Необходимо привлекать бюджетные средства для развития производств». Впрочем, Ольга Носенко замечает, что при той инвестиционной составляющей, которая заложена в региональном бюджете, говорить о развитии производств – хоть в Байкальске, хоть в других территориях – невозможно. 

- Была на митинге в Байкальске: у людей в глазах отчаяние. Им помощь нужна. Им детей не на что в школу собрать, для них купить комплект учебников, канцелярии и школьную форму – огромные затраты. Ну, это же невозможно, не должно так быть в 21 веке! Конечно, будем им помогать, соберем помощь для самых нуждающихся. Но что-то с ситуацией в Байкальску нужно делать. Это наши люди и наше будущее. О чем еще заботиться, как не о детях?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.