Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Финансово-экономический блок правительства продолжает гнуть свою ультралиберальную, антисоциальную макроэкономическую политику

Финансово-экономический блок правительства, который сегодня возглавляется лучшими друзьями и сподвижниками Егора Тимуровича Гайдара и Анатолия Борисовича Чубайса - наших двух видных перестройщиков, идеологов "шоковой терапии", организаторов «прихватизации» и псевдо-рыночных преобразований 90-х годов - продолжает гнуть свою ультра-либеральную, антисоциальную макроэкономическую политику. Формальным поводом для написания  13-и советов Путину явилось поручение главы Правительства Дмитрия Медведева еще весной этого года Минфину и Правительству подготовить план действий по оптимизации структуры бюджетных расходов с тем, чтобы сократить расширяющийся дефицит федерального бюджета.

Независимый экономист Владислав Жуковский
2013-09-07 10:14

 Подавалось это под предлогом неотложной необходимости сокращения объёма тех ресурсов, которые используются нецелевым образом, не доходят до населения, до отечественных промышленников. Логика поведения учеников Гайдара не отличается изысками – Минфин ведёт себя как собака на сене, стремясь своим административным ресурсом пролоббировать урезание бюджетных расходов, под любым предлогом затянуть выделение уже предусмотренных в принятом бюджете средств (срывает исполнение расходной ведомости бюджета) и никому не дать денег.

 

Как и положено в условиях доминирования сторонников «рыночного фундаментализма» и «кудриномики» в Правительстве, к решению проблемы по оптимизации бюджетных расходов, которая в условиях российской действительности подразумевает бездумный секвестр, т.е. сокращение расходов на науку, образование, медицину и национальную экономику - к этой задаче были привлечены эксперты из главных российских либеральных цитаделей. Прежде всего, речь идёт о Российской академия народного хозяйства, которая недавно поглотила Академию государственной службы (теперь именуется РАНХиГС), Высшей школе экономики, Российской экономической школе и другие экспертных центрах, которые в научных кругах ассоциируются с именами Кудрина, Гайдара, Чубайса, Мау, Ясина и других «горе-реформаторов», которые в 90-е годы успешно окунули российскую экономику в беспрецедентны по глубине и масштабам кризис и довели до социально-экономической катастрофы.

 

Таблица 1. Совокупные расходы консолидированного бюджета России в 2012г.

 

Виды расходов

Консолидированный бюджет РФ (млрд. руб).

Размер ВВП (млрд. рублей)

Расходы консолидированного бюджета в % ВВП

По всем разделам и подразделам

23174,72

62599,1

37,02%

Общегосударственные вопросы

1437,95

 

2,30%

Национальная оборона

1814,06

 

2,90%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1929,21

 

3,08%

Национальная экономика

3273,61

 

5,23%

Жилищно-коммунальное хозяйство

1075,04

 

1,72%

Охрана окружающей среды

43,16

 

0,07%

Образование

2558,36

 

4,09%

Социальная политика

7730,9

 

12,35%

Источник: расчёты автора по данным Минфина и Росстата

 

Основная мысль этих 13-и пунктов крайне проста и незамысловата - по мнению Минфина и Минэкономики, бюджет тратится якобы не оптимально, неэффективно. И вообще, России пора вернуться в 1990-е годы и наконец-то начать «жить по средствам» и «затянуть пояса». Сложно было ожидать чего-то более вразумительного и адекватного от министра финансов Антона Силуанова (верного ученика и сторонника Алексея Кудрина) и Алексея Улюкаева (лучшего друга Егора Гайдара и проводника идеологии «Вашингтонского консенсуса»).

 

Россия, как они любили говорить в 90-е годы, "живет не по карману» и в ней следует провести сокращение "незащищенных статей" бюджетных расходов. К которым, прежде всего, относятся расходы, не связанные с финансирование коррупциогенных «олимпийских строек» и обслуживанием внешнего и внутреннего государственного и муниципального долгов, то есть тех статей, которые не связаны с обслуживанием интересов транснациональных банков, международных финансовых спекулянтов и присосавшегося к распилу бюджетных ресурсов доморощенного криминального компрадорского олигархического капитала. Под удар в очередной раз попадает и без того недофинансированные в 2,5-3 раза по сравнению с ведущими индустриально развитыми странами национальная экономика, отечественная промышленность, сельское хозяйство, пенсионная и социальная система, защита окружающей среды, образование, наука, инфраструктура и т.д.

 

По сути дела, подготовленные Минфином и Минэкономики являются попыткой саботажа президента Путина – это ничто иное, как провокация и подножка президенту Путину. Это попытка сорвать исполнение «майских указов» президента, дискредитировать своего работодателя и тем самым выставить его на всеобщее посмешище. Ученики Гайдара и Кудрина, сгруппировавшиеся вокруг премьер-министра Дмитрия Медведева, подготовили провокационный документ, который подрывает оба столпа, под которые в 2012г. граждане России избрали Путина – повышение уровня жизни россиян (вкупе с повышением социальной справедливости) и, безусловно, решение задачи по новой, т.е. неоиндустриализации отечественной экономики на базе технотронных технологий и передовых достижений современного и новейшего технологических укладов.

Либералы, как огня, боятся разрушения существующей бандитской системы воспроизводства компрадорско-олигархического капитала, власти, политического влияния и идеологического доминирования. Они выступают против неоиндустриализации, которая неизбежным образом требует отказа от мелкотравного буржуазного дезинтегрированного компрадорско-олигархического капитала в пользу вертикальной интеграции собственности, труда и производительного капитала, а также стратегической национализации ключевых высот в экономике.

 

По большому счёту, кабинет министров должен подать в отставку – Правительство Медведева, по крайней мере, финансово-экономический блок, демонстрируют свою неспособность обеспечить исполнение «майских» указов президента и его распоряжений. Вместо этого они подкладывают ему «дохлую кошку» по-гайдаровски антисоциального и антимодернизационного секвестра бюджетных расходов. Дело дошло до того, что на днях Минфин и МЭР открыто признали, что российская экономика стремительно затухает (рост ВВП на 1,4% в первом полугодии текущего года, что в три раза ниже 4,5% годом ранее), промышленность пребывает в кризисном состоянии (в обрабатывающей промышленности спад на 0,2%, в естественных монополиях – на 0,8%, в инвестициях в основные фонды – на 0,9%, а грузовые перевозки на железнодорожном транспорте валятся на 2,9%), что не позволяет в полном объёме профинансировать предвыборные обещания президента. Либералы предлагают Путину отказаться от своих «майских указов» и расписаться в своей профнепригодности. По большому счёту, это саботаж президентских указов и попытка свалить ответственность с больной головы на здоровую.

 

При этом важно отметить, что российская экономика и социальная сфера пребывают в состоянии хронического недофинансирования: совокупные расходы консолидированного бюджета России (включающего в себя федеральный и региональные бюджеты, а также бюджеты внебюджетных фондов) в 2012г. составили порядка 23,1 трлн. рублей. При размере ВВП России в 62,5 трлн. рублей в том же году получается, что в общей сложности через российскую бюджетную систему перераспределяется порядка 37% ВВП (смотри таблицу 1). При этом суммарные расходы государства с учётом бюджетов всех уровней на национальную экономику составляю менее 5,23% ВВП, тогда как в США, Германии, Франции, Японии, Южной Корее и других экономически развитых странах с развитым научно-техническим и промышленным потенциалом на цели поддержки отечественных производителей выделяется порядка 11-16% ВВП. Т.е. в 2-3 раза больше, чем в России, где на словах объявлена модернизация и построение светлого инновационного будущего.

 

Аналогичная ситуация с остальными направлениями социально-экономической политики, где также размер выделяемых государством ресурсов в 2-5 раз ниже, чем в странах ядра мирового капитализма. Так, суммарные расходы федерального и региональных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов на ЖКХ в России не превышают 1,72% ВВП, на образование – 4,1%, на здравоохранение – 4,3% ВВП, а на социальную политику (т.е. главным образом на пенсионное обеспечение и финансирование дыры в Пенсионном фонде с учётом очистки от расходов на здравоохранение) – не более 7,5% ВВП.

 

Другими словами, апологеты разрушительной концепции «рыночного фундаментализма», которые нацелены на удержание любой ценой России в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии, финансового донора и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций (чистые потери от которой достигают 175-200 млрд. долл. ежегодно), продолжают навязывать России убийственный курс отказа от модернизации, неоиндустриализации и развития человеческого потенциала.

 

Проводники интересов глобального бизнеса и транснационального капитала отличаются цинизмом – в условиях, когда подавляющее большинство направлений социально-экономической политики недофинансируются в 2-3 и даже 5 раз по сравнению с основными внешнеторговыми конкурентами, они пытаются убедить руководство страны в необходимости секвестра бюджета и «затягивания поясов». В угоду политики накопления «подушки безопасности» и резервных фондов, финансирующих модернизацию не в России, а за рубежом, и мифической макроэкономической стабильности, ученики Гайдара, Чубайса и Кудрина готовы уничтожить остатки наукоёмкой промышленности и люмпенизации населения, а также продолжить политику депопуляции, деиндустриализации, дезинтеграции, оффшоризации отечественной экономики низких переделов

 

13 пунктов социального геноцида

 

Основной блок из предложенных Минфином 13-и пунктов относится к пенсионной системе. В очередной раз чиновники из правительства вместо того, чтобы открыто признать провал пенсионной реформы, затеянной либералами в 2002 году, наказать виновных, уволить за профнепригодность и некомпетентность чиновников (или даже привлечь у административной и уголовной ответственности за провал стратегического направления социально-экономической политики), они "наводят тень на плетень", не желая отказываться от порочной практики приватизации пенсионной системы. По сути дела, предложено продолжит порочную практику латентного, т.е. скрытого сокращению реальных масштабов поддержки пенсионеров, уровень доходов которых и так мало совместим с физиологическим выживанием.

 

В Правительстве предлагают повысить базу для начисления страховых взносов со 160% от средней заработной платы до 230% к 2020 году. Это попытка повысить объем налогооблагаемой базы, из которой изымаются социальные платежи. Якобы к 2020 году это позволит увеличить доходы на 200 миллиардов рублей. Надо сказать, что основной порок российской пенсионной системы состоит в том, что в России, по большому счёту, бедные платят за богатых - Россия является , пожалуй, единственной крупной страной в мире, где функционирует регрессивная шкала налогообложения. С определенного высокого уровня дохода ставка социальных взносов снижается до 10%, в результате чего ставка для богатой части общества оказывается минимальной, а разрастающийся дефицит пенсионного фонда во многом связан с тем, что богатые не несут той солидарной ответственности перед обществом, которую несут бедные граждане.

 

Предлагается, что пенсия для медработников, педагогов и работников творческих специальностей будет еще сильнее зависеть от стажа. Другими словами, речь идет о том, чтобы провести маневр по скрытому повышению пенсионного возраста. Повышение пенсионного возраста планируется провести по всем категориям населения – это общая канва поведения Минфина. Кроме того, предлагается повысить минимальный страховой стаж с 5 до 15 лет. Если гражданин не проработал 15 лет по какой-то причине (это может быть травма на производстве или заболевание), то никакой пенсии он получать вообще не будет. Это якобы позволит сэкономить Минфину около 1 миллиарда рублей в год.

 

Минфин предлагает изменить порядок индексации страховой части пенсии, ограничить его рост темпами инфляции плюс 2%. Якобы экономия на самых обездоленных категориях граждан – т.е. пенсионерах - позволит сэкономить до 1,5 триллионов рублей. На самом деле это полная глупость. Надо понимать, что в России инфляция не 6-7%, как это указывается в официальных статистических отчётах Росстата, а в реальности достигает 10-12%. Чиновники также хотят ограничить индексацию фиксированного базового размера страховой части по инфляции. Плюс тем гражданам России, которые захотят продолжить трудовую деятельность по достижении пенсионного возраста, не желая умереть с голода и ходить по миру с протянутой рукой, если их совокупный доход будет больше 2,5 МРОТОВ, то им не будут платить пенсию вовсе. Это даст якобы Минфину доход в 2,5 триллиона рублей. Это также полная глупость, так как в России МРОТ ниже прожиточного уровня на 30% и выжить на него просто не возможно. Ставка 2,5 МРОТА оторвана от реальности, и получается, что зарплату в 15 тыс. рублей в России не имеют официально около 55% населения. Т.е. практически половина граждан России может не рассчитывать на поддержку со стороны государства, в случае выхода на пенсию и продолжения работы.

 

Второй блок - это социальная поддержка населения. Здесь предлагается отменить материнский капитал с 2016 года, оптимизировать предоставление технических средств реабилитации, что является откровенно людоедской политикой, т.к. затрагивает интересы, прежде всего, инвалидов и людей с физическими ограничениями. Якобы отмена материнского капитала даст дополнительные 30 миллиардов рублей в бюджет. Говорить об отмене материнского капитала в России, где на протяжении 23 лет продолжается естественная убыль населения, где за последние два десятилетия псевдорыночных преобразований вымерло коренного населения до 30 миллионов россиян (мигрантами замещено порядка 22 млн. человек), просто недопустимо.

 

Третий блок предложений – образование: сокращение вузов на 20% к 2016 году, снижение численности молодежи студенческого возраста. Четвертый блок - это наука, сокращение расходов на НИОКР из федерального бюджета, привлечение в НИОКР частного бизнеса, компаний. Напомню, что в России и так научно-конструкторские разработки хронически недофинансируются. Расходы на НИОКР в России меньше 1% ВВП, а, например, в Германии на эти нужды тратится около 2-3% ВВП, а в Финляндии - больше 4% ВВП. Это предложение Минфина подрывает основы для структурно-технологической модернизации и технического перевооружения производств, а также планы Президента по построению «экономики знаний» и жизненно необходимой для России новой индустриализации.

 

Пятый блок - это культура. Здесь предлагается перевести работников на контрактную систему, т.е. продолжить политику коммерциализации сферы культуры и ввести непрозрачный коэффициент оценки эффективности деятельности работников культуры, что приведет к сокращению их заработка. В здравоохранении хотят перевести финансовое обеспечение всех организаций в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Якобы за 4 года это даст экономию в 170 миллиардов рублей. Напомню, что в фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) в настоящий момент денег нет, он дефицитный, и если перекинут на него расходы медицинских организаций с федерального центра, то реальное финансирование их прекратится вовсе. В Минфине просто забыли уточнить, есть ли деньги в ФОМС и других внебюджетных фондах.

 

Капля мёда в цистерне дёгтя

 

Единственное, с чем можно согласиться в предложениях Минфина - это необходимость обуздания аппетитов наших естественных монополистов, установление долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки. Но, прежде всего, необходимо эти долгосрочные тарифы пересмотреть, разобраться в структуре себестоимости оказываемых услуг, посмотреть на то, из чего складывается тариф на электроэнергию, газ, воду, ЖКХ, грузовые и пассажирские перевозки. Требуется привлечь Счетную палату и прочие контролирующие органы (в том числе и силовые ведомства: МВД, ФСБ и т.д.) к оценке структуры этих тарифов. При проведении комплексной ревизии деятельности РЖД, как и остальных естественных монополий, вполне возможно заморозить их тарифы на 3-4 года без последствий для инвестиционной программы этих компаний.

 

Восьмой блок - это госуправление. Здравая идея Минфина в том, чтобы оптимизировать общую структуру состава федеральных органов исполнительной власти. Предлагается сократить численность сотрудников на 10% в федеральных органах власти. Это правильно, но не понятно, почему лишь на 10%, а не на 20%. Или 25%. И начинать, конечно, нужно с себя, то есть с аппарата Правительства и Администрации Президента, в которых происходил самый быстрый рост зарплаты за последние годы. Россия погрязла в коррупции, бюрократии и административных барьерах – в стране свыше 2,5 млн. чиновников. Эту армию надо кормить и содержать. По удельной нагрузке чиновников на одного гражданина Россия лидирует не только в группе G-20 и БРИКС, но даже в мире. Административная реформа начала 2000-х годов откровенно провалилась – вместо снижения численности чиновников произошло их увеличение на 350-500 тыс. человек.

 

Девятый блок - бюджетная политика на региональном и муниципальном уровне. Здесь Минфин собирается сократить размер межбюджетного трансферта (т.е. поддержки регионов и внебюджетных фондов), перекрыть финансирование регионов, при том, что бюджеты на 2014-2015 годы сверстываются с той идеей, что на федеральном уровне расходы на науку, образование, коммунальную сферу будут сокращаться, но будут перекладываться на региональный уровень. А теперь мы видим, что Минфин хочет урезать размер поддержки регионов, взвалив на них ответственность за финансирование предвыборных обещаний Путина и оставив их без необходимого финансового ресурса.

 

Десятый блок - это госзакупки. Федеральный бюджет на госзакупки будет сокращен на 5% от общего объема расходов на эти цели. Якобы это позволит сэкономить 120 миллиардов рублей в 2014 году. Да, экономия заметная, но непонятно почему сокращения госзакупок только на 5%, а не на 10-15%? Если мы учтем, что доля откатов, распилов и нецелевого использования ресурсов в системе госзакупок достигает 25-40%, то целесообразно сократить эти нецелевые расходы гораздо больше, а лучше ужесточить контроль со стороны правоохранительных органов.

 

Одиннадцатый блок - это бюджетные расходы. Минфин предлагает ввести т.н. "потолки федерального бюджета", то есть ограничить размер межбюджетного трансферта в регионах и сократить размер финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития (промышленность, сельское хозяйство, инновации и т.п.). И в то же время увеличить финансирование со стороны частного сектора и региональных бюджетов. А в региональных бюджетах, как известно, денег нет. У нас 85% регионов дотационные, у них постоянно разрастающиеся дефициты бюджетов – они сами сидят на игле подачек из федерального центра. Совокупный долг региональных бюджетов - 1,7 триллионов рублей, он вырос в 3 раза за 5 лет. И к 2016г. вырастет ещё в 2 раза даже по самым скромным оценкам. Частный сектор сворачивает инвестиции – спад капитальных вложений в основные фонды на 0,9% в январе-июле 2013г., чего не наблюдалось аж с кризисного 2009г. В России идет затухание экономического роста, темпы роста экономики упали в 3 раза и едва отличимы от статистической погрешности (рост на 1,6% в первом квартале и на 1,2% во втором квартале 2013г.). В действительности в реальном, т.е. производственном секторе спад выпуска товаров достигает 1-1,5%. А в наукоёмкой промышленности высоких переделов, создающей готовую продукцию потребительского и инвестиционного назначения с высокой долей добавленной стоимости, в действительности спад достигает 3-5%.

 

Двенадцатый пункт - это управление госимуществом. Минфин предлагает обязать все госкомпании выплачивать дивиденды в размере 25% чистой прибыли. В принципе, идея здравая. Если госкомпании зарабатывают сверхдоходы, эксплуатируя ренту (природно-сырьевую, инфраструктурную, монополистическую, судную и т.д.), то пусть выплачивают их в бюджет, чтобы деньги не разворовывались руководством кампаний, а перераспределялись в пользу всего общества и шли на финансирование капитального ремонта ветхого и аварийного жилья, строительство дорог, поддержку сельского хозяйства, подъём обрабатывающей промышленности и повышение уровня жизни россиян.

 

Только через увеличение дивидендных выплат госкомпаний в 2014 году российский бюджет получил бы дополнительный доход в 202 миллиарда рублей, а в 2016 году - 250 миллиардов. Это эквивалентно тем доходам, которые минфин планировал получить от приватизации госимущества, то есть мы видим, что гораздо выгоднее и целесообразнее в российских реалиях не проводить тотальную приватизацию, а наоборот, ужесточить контроль за ними, изымая сверхдоходы в пользу всего общества.

 

Тринадцатый пункт - налоговая политика, отмена ряда налоговых льгот, что убьет малый и средний бизнес. На днях Игорь Шувалов, вице-премьер правительства Медведева объявил, что он считает целесообразным отказаться от идеи предоставления налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей. Речь шла о двухлетних налоговых каникулах, которые предлагало ввести министерство экономического развития по указу Путина. Мы видим, что ультралиберальные экономисты в правительстве по-прежнему заинтересованы не в обеспечении экономического роста, а в сохранении своего статуса-кво, неприкосновенности денег, пополнение резервных фондов. Им гораздо важнее не развитие страны, им важнее сидеть как собака на сене на российских нефтедолларах, вывозить их за рубеж, финансировать экономический рост США, но не отдавать их ни России, ни ее народу.

 

Услышав требование руководства страны оптимизировать структуру расходов бюджета, российские либералы по старинке предложили реакционную альтернативу - вместо того, чтобы обуздать аппетиты монополистов, наступить на карман сырьевым гигантам, сократить масштабы воровства в бюджетной системе, бороться незаконным вывозом капитала и теневым сектором экономики, они решили пойти по более простому и понятному для них пути: урезанию расходов на экономику и социальную сферу. Вместо неоиндустриализации и развития они предлагают деиндустриализацию и упадок, вместо вертикальной интеграции производительного капитала, труда и собственности – дезинтеграцию и господство оффшорного олигархического капитала, вместо наращивания поддержки отечественных производителей и населения – ещё большее урезание расходов и «затягивание поясов». Иначе как саботажем президентских указов, срывом его обещаний и подножкой Путину эту инициативу либералов охарактеризовать не получается. 13 советов Путину (за исключением отдельных плохо проработанных и неструктурированных тезисов) – это путь в пропасть, к упадку 1990-х годов и в общесистемный кризис.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.