Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Социальная стабильность и ответственность рассыпаются на глазах

Последние данные Росстата о динамике прожиточного минимума и численности россиян с доходами ниже прожиточного минимума повергли в шок даже самых заядлых оптимистов. Пресловутые «социальная ответственность государства» и «макроэкономическая стабильность» рассыпаются на глазах по мере деградации российской экономики и дефолта ресурсно-сырьевой модели «экономики трубы». Насколько можно судить, предкризисное состояние российской экономики и коматозные тенденции в реальном, т.е. производственном секторе экономики начинают сказываться на жизни простых россиян. По итогам первого квартала 2013г. по сравнению с последним кварталом 2012г. численность нищего населения, чьи доходы не дотягивают до показателя прожиточного минимума, подскочила на 7,1 млн. человек – с 12,5 до 19,6 млн. россиян. Скачок более чем на 56,8%.

Независимый экономист Владислав Жуковский
2013-07-19 11:43

Однако справедливости ради надо сказать, что ситуация далеко не так критична и безысходна, как может показаться – на динамику численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сильно влияет календарный и сезонный фактор. В первые месяцы каждого календарного года традиционно происходит всплеск численности нищего и малоимущего населения, тогда как ближе к концу года по мере индексации доходов, перевода средств из федерального бюджета и сезонного всплеска занятости ситуация с нищетой несколько улучшается.

Тем не менее, даже с учётом сезонного фактора буквально на глазах происходит ухудшение ситуации с материальным обеспечением малоимущих россиян – по сравнению с первым кварталом 2012г. в январе-марте текущего года численность нищих россиян подскочила на 500 тыс. человек – с 19,1 до 19,6 млн. человек. В результате чего доля граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 13,5 до 13,8% от общей численности населения России. Да, это заметно лучше, чем 22,9 млн. россиян (или 16,1% населения) в первом квартале 2011г., однако сам вектор движения вызывает серьёзные опасения – реальный уровень жизни подавляющей части населения неуклонно снижается.

Таблица 1. Динамика величины прожиточного минимума в России (рублей)

Источник: данные Росстата

Столь заметный скачок нищеты обусловлен повышением на 12,5% величины прожиточного минимума - с 6307 в январе-марте 2012г. до 7095 рублей в первом квартале текущего года. Да, с формальной точки зрения это существенное повышение – по официальным оценкам Росстата по итогам 2012г. потребительские цены выросли на 6,6%, а в январе-марте годовая прибавка составила 7,1%. Возникает иллюзия опережающего роста прожиточного минимума по сравнению с ростом цен, повышение границы между бедностью и кромешной нищетой, а также улучшение материального благосостояния малоимущих россиян. Однако это очередная фикция – в первом квартале 2012г. по сравнению с аналогичным периодом 2011г. не только не проводилась индексация величины прожиточного минимума, но она даже умудрилась упасть на 2,6% - с 6473 до 6307 рублей.

Принимая во внимание, что в 2011г. усилиями статистических органов аккурат накануне парламентских и президентских была зафиксирована рекордно низкая официальная инфляция в 6,1%, а в 2012г. по политкорректным оценкам Росстата потребительские цены выросли на 6,6%, получается, что с учётом сложных процентов цены выросли на 13,1%. Тогда как размер прожиточного минимума был увеличен менее чем на 9,6%. Получается, что даже по официальным и хорошо «причёсанным» данным Росстата реальная величина прожиточного минимума в России не только не выросла за последние 2 года, но даже умудрилась снизиться на 3,5%.

Хуже того, за период 2009-2012г. размер прожиточного минимума вырос на 26,3% - с 5153 до 6510 рублей. Однако за аналогичный промежуток времени накопленный рост потребительских цен составил 33,8%. Другими словами, даже на более продолжительном временном горизонте (в данном случае в 4 года), в реальном выражении ни о какой индексации величины прожиточного минимума не может быть и речь – паёк для малоимущих россиян снизился на 7,5% в стоимостном выражении, несмотря на неутихающие рассуждения чиновников о «социальной ответственности государства перед народом».

Таблица 2. Динамика численности населения России с доходами ниже величины прожиточного минимума

Источник: данные Росстата

Если принять во внимание, что есть инфляция для богатых, а есть инфляция для бедных, а также не забывать, что темпы роста цен для малоимущих категорий граждан в 2-2,5 раза превышают официальные показатели инфляции, то получится, что за последние два года с учётом инфляции размер прожиточного минимума в России снизился не на 3,5%, а как минимум на 13-17%. Это обусловлено тем, в структуре потребительской корзины и бюджетных расходов малоимущих россиян подавляющая часть приходится на приобретение товаров и услуг первой необходимости: продовольственные товары, электроэнергию, воду, отопление, ЖКХ, проезд на транспорте и прочие услуги естественных монополий - которые традиционно растут в цене в 2-2,5 раза быстрее, чем общий индекс потребительских цен.

Важно отдавать себе отчёт в том, что официально рассчитываемый и устанавливаемый Правительством прожиточный минимум в принципе не имеет практически никакого отношения к действительности – он не совместим не то что с нормальной, пускай и крайне аскетической и скромной жизнью. Входящая в расчёт прожиточного минимума потребительская корзина товаров и услуг первой необходимости, а также необходимых платежей, не в силах обеспечить даже самое элементарное биологическое выживание человека. Это прямое нарушение норм Конституции, в которой каждому гражданину гарантируется право на жизнь.

Хуже того, в конце 2012г. Правительством были внесены поправки в методологию расчёта и индексации величины прожиточного минимума – начиная с января 2013г. чиновники ушли от нормативного подхода к формированию потребительской корзины в зависимости от минимальной потребности граждан в продовольственных и непродовольственных товарах, а также услугах. С текущего года за продуктами питания закрепляется 50% всей стоимостной оценки продовольственной корзины, а ещё по 25% выделяются на непродовольственные товары и услуги первой необходимости. При этом при определении размера индексации величины прожиточного минимума во внимание будет приниматься рост цен исключительно на продукты питания – по мнению чиновников услуги и непродовольственные товары либо вообще не растут в цене, либо их удорожание не сказывается на уровне жизни малоимущих россиян.

В условиях, когда услуги и обязательные платежи растут в цене как минимум в 1,5, а то и в 2 раза быстрее, чем продовольственные товары, это позволит правительству с одной стороны, искусственно занижать размеры индексации прожиточного минимума и численность населения за чертой бедности. А с другой стороны, существенно экономить бюджетные средства – размер подавляющего большинства показателей социальной поддержки населения так или иначе привязан к величине прожиточного минимума.

Весьма показательно, что, несмотря на правильные предвыборные обещания президента и неутихающие рассуждения чиновников о «социальной ответственности государства», в России на протяжении последних 20 лет «рыночных преобразований» минимальный размер оплаты труда (МРОТ) находится ниже величины прожиточного минимума. Для сравнения, в первом квартале 2013г. МРОТ едва дотянул до 5205 рублей, что оказалось на 31,8% ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения (7633 рублей).

Другими словами, российские чиновники продолжают экономить на собственном населении, воспринимая социальные расходы как лишнее бремя дл бюджета и едва ли не нецелевое использование бюджетных ресурсов. Складывается такое ощущение, что в Правительстве Медведева, в котором практически на всех ключевых постах в финансово-экономическом блоке находятся верные ученики и идейные сторонники Егора Гайдара, не хотят обеспечить экономические наполнение нормы Конституции о праве граждан на жизнь. Это завуалированное и латентное продолжение политики «социального дарвинизма», которая в полном объёме реализовывалась во времена ультралиберальных реформ в 1990-е годы, которые обернулись социально-экономической катастрофой, разрушением отечественной наукоёмкой промышленности, деградацией народного хозяйства, а также дезинтеграцией и примитивизацией экономики.

Подобное откровенно наплевательское отношение к россиянам можно было бы хотя бы частично понять и простить в том случае, если бы у государства не было денег. Однако по состоянию на начало июля текущего года у Минфина на счетах в Центральном Банке и на депозитах в коммерческих банках без дела лежало свыше 6,6 трлн. рублей – 2,77 трлн. рублей Резервного фонда и 2,82 трлн. рублей ФНБ вывезены за пределы России и финансируют модернизацию, бюджетные дефициты и экономический рост на территории стратегических конкурентов России (США, Еврозона, Великобритания, Япония и т.д.). И ещё 1,1 трлн. рублей временно свободных финансовых ресурсов размещены Федеральным казначейством на счетах в российских банках.

На этом фоне в глаза бросается цена вопроса – для того чтобы поднять размер МРОТ до и без того неадекватно заниженной величины прожиточного минимума требуется менее 376,6 млрд. рублей. Именно в такую цифру был оценён Росстатом так называемый дефицит денежного дохода в 2012г. Тем не менее, правительство не в силах изыскать 380 млрд. рублей на поддержку малоимущих россиян. Однако оно находит средства, чтобы вывезти за рубеж 6,6 трлн. рублей или профинансировать погрязшие в коррупции и крайне непрозрачные с финансовой точки зрения «олимпийские стройки» и «имиджевые проекты» - начиная от Олимпиады в Сочи и Саммита АТЭС и заканчивая подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018г.

Важно отдавать себе отчёт в том, что реальные масштабы нищеты и имущественной катастрофы в разы превышают те оценки, которые предоставляет Росстат. Если принять во внимание тот факт, что по своей калорийности и пищевой ценности прожиточный минимум уступает пайку немецкого военнопленного, а для элементарного биологического выживания в современной России требуется доход в 12 тыс. рублей, то окажется, что за чертой бедности в России находится как минимум 30-32% россиян, а не 13,8% населения, как показывают государственные органы статистики. Согласно всё тем же официальным данным Росстата, руководство которого трудно обвинить в желании «сгустить краски» и испортить настроение руководству страны, в России 25% россиян имеют душевые доходы ниже отметки в 10 тыс. рублей, а у 43,8% граждан России душевые доходы не дотягивают до 15 тыс. рублей.

Реальные масштабы нищеты и бедности в разы отличаются от официальных политкорректных оценок Росстата – согласно исследованиям Института Социологии РАН, 60% россиян по величине своих доходов и качественной структуре расходов относятся к бедным, нищим и полунищим категориям граждан. А 80% граждан России не могут позволить себе приобрести крупную бытовую технику без потребительского кредита. По стандартам экономически развитых стран это является индикатором бедности – россияне могут относить себя к среднему классу, однако по факту они застряли в предбаннике общества потребления. И при всём при этом практически у 70% россиян душевые доходы не дотягивают до среднего показателя по России, который по итогам 2012г. составил 22,8 тыс. рублей.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.