Россияне все больше экономят на еде
Российские потребители стали экономить на продуктах: по данным Nielsen за III и IV кварталы прошлого года, 38% респондентов в России заявляли, что стали покупать более дешевые продовольственные бренды, хотя еще в I и II кварталах прошлого года таких покупателей было 20 и 18% соответственно. В этом году ситуация на российском рынке ритейла будет сложнее, чем в 2013 г., считают аналитики BofA Merrill Lynch: рост доходов покупателей замедлился, конкуренция ужесточилась, а продовольственная инфляция остается низкой. В 2014-2015 гг. инфляция составит около 4,5-5,1% против 6,8% в 2013 г. — она перестанет поддерживать рост сопоставимого чека.
Темпы роста сопоставимых продаж не были впечатляющими у крупных российских сетей уже в прошлом году: сопоставимая выручка X5 Retail выросла за прошлый год лишь на 0,7%, у лидера рынка «Магнита» — на 3,88%, у «Дикси» — на 3,9%. У всех трех игроков трафик по итогам года упал, а рост выручки в сопоставимых магазинах поддерживался лишь ростом среднего чека. Трафик был высоким лишь у специализирующихся на гипермаркетах игроков — «Ленты» и «О’кей» — на 10 и 8% соответственно.
Покупатели становятся не только более экономными, но и более взыскательными — рост среднего класса заставляет магазины улучшать качество услуг. По прогнозу BofAML, доля среднего класса в населении может утроиться в следующие 6-7 лет. Признаки изменения подхода сетей видны уже в последние несколько лет: дискаунтеры и магазины «у дома», как «Магнит», X5 Retail и «Дикси», расширяют ассортимент свежего товара за счет развития прямого импорта овощей и фруктов, отмечают аналитики. «Сегодня уже недостаточно иметь чистый магазин с качественными товарами, чтобы быть конкурентным», — констатирует представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина. Х5 Retail, столкнувшаяся с оттоком покупателей и замедлением роста выручки еще несколько лет назад, в конце прошлого года объявила масштабную программу по обновлению. Гендиректор ритейлера Стефан Дюшарм заявлял, что изменения коснутся всех трех видов магазинов — гипермаркетов «Карусель», дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»: обновятся торговые залы, оборудование, изменится ассортимент, появится больше свежей продукции. Это должно восстановить покупательский трафик, сопоставимые продажи и рост выручки.