По итогам президентских выборов. Нарушения на избирательных участках фиксируются, но получить доступ к видеозаписям невозможно
Центризбирком отказал жителю подмосковного Долгопрудного Александру Подчерняеву в доступе к видеоматериалам, полученным на участках города во время голосования на выборах президента. В отказе (подписан членом ЦИК Антоном Лопатиным) он ссылается на утвержденный комиссией порядок применения средств видеонаблюдения, из которого следует: заявки на доступ к видеоматериалам следует направлять в Минкомсвязи, лучше всего — через портал госуслуг.
Подчерняев оспаривает в суде результаты выборов на семи участках города. Основное доказательство — записи видеокамер, на которых видно: бюллетени в урну опускали меньше людей, чем значится в итоговом протоколе о результатах голосования. По его данным, на семи избирательных участках оказалось в общей сложности 809 «лишних» избирателей: от 20 до 331 на каждом. Это данные только по семи участкам, видео с которых удалось получить через портал госуслуг. Запрошены были данные по 40 участкам, но на большую часть запросов ответы так и не пришли, говорит Подчерняев: либо ссылки на видео оказались испорченными, либо запись была укороченной.
Истец отмечает, что доступ к материалам через портал госуслуг изначально был сильно затруднен: заказывать можно только 30-минутные отрезки видео, при этом один зарегистрированный пользователь имеет право работать в системе не более двух часов. Для того чтобы восстановить весь период голосования на городских участках, потребовалось сделать более тысячи запросов, воспользовавшись помощью нескольких добровольцев. И тем не менее большая часть запросов осталась неисполненной.
Ранее председатель ЦИК Владимир Чуров заявил, что наиболее простым способом получить доступ к видео с участков является именно обращение в ЦИК: комиссия рассматривает такие запросы быстрее и может запросить в Минкомсвязи не 30-минутные отрезки, а весь массив данных.
Действительно, утвержденный ЦИК порядок применения средств видеонаблюдения предусматривает как прямое обращение в Минкомсвязи, так и письмо в избирательную комиссию, которая вправе сама переадресовать заявку в Минкомсвязи (такие запросы должны быть исполнены в течение пяти дней). Но избиркомы рассматривают не все запросы, а только жалобы на конкретные нарушения прав участников избирательного процесса, объясняет неудачу Подчерняева Лопатин. Если бы истец в своем запросе уточнил, какие права, по его мнению, были нарушены, запрос удовлетворили бы.
В «Ростелекоме» (отвечает за техническую поддержку портала госуслуг) утверждают, что никаких проблем с доступом к видеоматериалам не должно быть: каждая ссылка, предоставленная заявителям, проходит проверку у специалистов технической поддержки компании, как следствие, предоставляются только качественные ссылки, говорится в ответе на запрос «Ведомостей». В числе возможных причин, почему трудно просматривать эти видеоматериалы, специалисты «Ростелекома» называют использование веб-браузеров устаревших версий, отсутствие подключения к интернету или даже отсутствие света в помещении для голосования: «Пользователь думает, что запись не велась».
Подчерняев говорит, что основные проблемы с доступом к видео начались после того, как он подал первое заявление в суд. На организацию видеонаблюдения были потрачены огромные деньги, напоминает он. Зачем было это делать, если никто не желает расследовать нарушения?
В новом президентском законопроекте о выборах депутатов Госдумы говорится только, что камеры могут устанавливаться на участках.