Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Отстоять образование – защитить будущее России». Статья кандидата в губернаторы Московской области от КПРФ К.Н. Черемисова

KPRF.RU публикует статью кандидата в губернаторы Московской области от КПРФ, заместителя Председателя Мособлдумы К.Н. Черемисова.

К.Н. Черемисов, кандидат в губернаторы Московской области от КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы, руководитель фракции Компартии в Московской областной Думе
2013-06-26 17:50

Начало лета для тысяч выпускников школ становится началом взрослой жизни. И рубежом, разделяющим детство и взрослость, выступают школьные выпускные экзамены. В этом году ЕГЭ в Московской области сдают более 36 тысяч человек - это 31 тысяча 352 выпускника общеобразовательных учреждений этого года и выпускники прошлых лет, учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования.

И, как и все последние годы, ЕГЭ сопровождает череда скандалов. Наши дети начинают взрослую жизнь в атмосфере лжи, безответственности, беспринципности. В 2013 г. общий объем экзаменационных работ, заранее выложенных в социальных сетях, вырос в 17 раз. По данным МВД, школа превратилась в один из самых коррумпированных государственных институтов. Коррупционные потоки после введения системы ЕГЭ выросли в полтора раза. По некоторым данным объём коррупции по ЕГЭ в России составляет 42 млрд. рублей в год. Хотя, как мы помним, одним из основных доводов в пользу введения ЕГЭ было как раз необходимость снижения коррупции при поступлении в вузы. Рособрнадзор периодически перепроверяет высокобалльные работы в тех регионах, в которых вызывает сомнение их количество. Так, в этом году в Московской области будут перепроверяться результаты по информатике и биологии.

Но что это может изменить по сути? Складывающуюся в стране систему образования нельзя рассматривать в отрыве от остальных процессов, происходящих в государстве. Образование «образовывает» человека. И все проводимые «реформы» - подушевое финансирование образования, введение ЕГЭ, введение экономических показателей состояния образования - направлены, по образному выражению специалистов, на «макдональдизацию» российского общества. Поэтому-то образование начинает оцениваться чисто количественными показателями - баллами, рейтингами и т.п. Однобокое внедрение тестов, компьютеризации ведет не только к становлению «одномерного человека», внедрению социальной дрессуры, когда человека готовят не ставить и решать вопросы, а выбирать из предлагаемых, но и к возможности установления тотального контроля.

Половина россиян, согласно опросам, выступают против ЕГЭ. В альтернативном законе «О народном образовании» коммунисты предлагали возможность для школьников выбора - сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен. Но, несмотря на доказанную неэффективность, громкие скандалы, ЕГЭ остался единственной формой проверки знаний выпускников на радость многочисленным организациям и ведомствам, обеспечивающих экзамен и получающих за это солидные бюджетные средства. И коррупционные скандалы даже на руку им - можно потребовать еще больше денег, теперь на привлечение полиции, установку «глушилок» и камер наблюдения. Система образования из года в год недофинансируется, а деньги идут на подобные «модернизации».

От результатов ЕГЭ зависит не только судьба отдельного ученика, но и благосостояние каждой школы и даже региона. Средний балл по ЕГЭ становится основой получения школой грантов, важным критерием оценки деятельности главы муниципального образования или губернатора. Перед такими интересами вопросы морали зачастую уходят на второй план и неудивительно, что с самого начала ЕГЭ сопровождают многочисленные скандалы. Но какой при этом получает нравственный урон душа ребенка, что в дальнейшем сулит такое начало взрослой жизни для молодого поколения и для будущего страны?

Но ЕГЭ - это не единственная «головная боль» системы образования. Мы не раз подчеркивали, что в целом «реформирование» образования ведет к его коммерциализации, росту бюрократизма и коррупции, катастрофическому падению его доступности и качества. За последние десять лет число школ в стране сократилось на 16-17%%. Принятый новый закон «Об образовании» закрепляет все эти негативные моменты. После принятия закона были приняты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», согласно которым планируется до 2018 г. сократить число школьных учителей на 87 тыс., при этом нагрузка у оставшихся вырастет на 19%.

Как отражаются реформаторство на деятельности конкретных школ можно судить по ситуации в Озерском муниципальном районе Московской области. Заработная плата учителей должна быть доведена до средней по области. 2/3 расходов на это выделяет Министерство образования, треть необходимо изыскать за счёт сокращения «неэффективных» расходов. Показателем эффективности является, например, соотношение педагогических и непедагогических работников, оно должно быть 70% к 30%. В результате «оптимизации», проведенной в районе два года назад, было сокращено более 100 ставок младшего обслуживающего персонала. С 1 апреля 2013 г. предусмотрено сокращение еще 34 ставок обслуживающего персонала в 11 школах. Происходит слияние учебных заведений. В результате всех мероприятий в районе «неэффективность» сократится на 4,7 млн. рублей. Но министерством образования поставлена задача сократить расходы в сфере образования на 6,2 млн. рублей. Это значит, что процесс «оптимизации» будет продолжен. Одновременно для того чтобы в конце 2013 г. была возможность выплачивать заработную плату педагогам в полном объеме в районе вынуждены с 01 января 2013 г. снизить компенсационные выплаты всем работникам. И это не уникальный случай, а повсеместная реальность. За трескучими фразами о достижениях и успехах скрываются порочная практика интенсификации труда учителей, сокращение школ, рост поборов с родителей.

Система образования Подмосковья включает 1511 общеобразовательных школ, где учатся 640,9 тыс. школьников. Из них 84,2% учатся в городских муниципальных школах, 15,8% - в сельских. Кроме того, в области также действуют 88 частных, 75 специальных коррекционных, 47 вечерних школ, 8 общеобразовательных школ-интернатов и одно кадетское образовательное учреждение. Официальные отчеты рисуют вполне благополучную картину. Растут областные субсидии школам. К новому учебному году в нескольких десятках школ пройдет капитальный ремонт, во многих - текущий. 144 школы должны получить новое технологическое оборудование для пищеблоков, 42 школы-победители конкурса инновационных школ получат новое оборудование для проведения уроков. На закупку оборудования по программе модернизации образования Московская область получила 1,2 млрд. рублей из федерального бюджета. Деньги пойдут на новые компьютеры, интерактивные доски, оборудование для 3D-лабораторий и музыкальные установки. Еще одно достижение - в 2012 г. количество школ в области, использующих электронный дневник, увеличилось с 19% до 88,92%. И обычно делается вывод, что в целом, в области обеспечивается высокое качество образовательных результатов. Но все показатели, которыми оценивается качество образования сугубо формальные, не имеющие к собственно качеству никакого отношения.

Зато напрямую на качестве скажется то, чему, сколько и как будут учить, согласно новым стандартам. Мы можем сравнивать. Например, на изучение произведения «Тарас Бульба» сейчас отводится два урока, а еще в 70-х годах - не менее 8 уроков, а в конце школьники писали сочинение. По новым стандартам в 1,5 раза сокращается количество часов преподавания литературы в двух старших классах школы. Сокращая время на изучение творчества русских классиков, программа вводит в обязательный перечень малоизвестные, иногда сомнительные, с точки зрения художественной и нравственной, произведения. Более того, по новым стандартам с этого года в старших классах в качестве эксперимента русский язык и литературу объединят в один предмет под названием «словесность», несмотря на протесты и вполне предсказуемые последствия снижения уровня грамотности и культурного развития школьников.

Вопросы образования - это вопросы национальной безопасности. В близорукой стратегии доморощенных «реформаторов» образования, направленной на консервацию и усиление социальной поляризации и зависимого развития страны, лежат основания возможной национально-государственной катастрофы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.