Газета «Правда». Кому он нужен, этот абитуриент?
«Реформированное» российское высшее образование становится всё менее привлекательным для нынешних выпускников.
НА ДНЯХ мне пришлось выступить в непривычной для себя роли эксперта в области высшего образования. Ко мне обратилась дальняя знакомая из Вологодской области, которая многие годы трудится анестезиологом в одной из районных больничек. Усталая, замордованная жизнью женщина вырастила замечательного сына, который в этом году оканчивает школу. Учился он блестяще, так что, скорее всего, может претендовать на золотую медаль. Одна забота у мамы — сын хочет пойти по её стопам, в медицину. Мед-института, понятное дело, в райцентре нет, нет его даже в Вологде. Так что в любом случае на учёбу придётся куда-то ехать. Ко мне обратились как к опытной маме студента-медика. Однако сама постановка вопроса меня ошарашила. Нина Владимировна стоит перед неожиданной ещё пять лет назад альтернативой: куда ехать сыну за медицинскими знаниями — в Архангельск, Иваново, Питер, Москву или... Чехию?
Вначале такая постановка вопроса меня даже возмутила. Но стали прикидывать в бытовом плане. В отличие от нашей молодости отношение сегодняшнего государства к подрастающей интеллектуальной элите в лучшем случае равнодушное. Ехать далеко от дома в любом случае парнишке придётся. Наша российская железная дорога со студентами особенно не церемонится: в самое горячее для молодёжи время на российской железной дороге студенты лишены каких-либо льгот. Европа же завлекает молодое поколение до 26 лет «юниорскими» тарифами.
Московские вузы, похоже, совершенно не заинтересованы в иногородних студентах, получить общежитие нынче практически невозможно. Поэтому если не квартиру, то комнату, может быть даже совместно с другими студентами, придётся снимать. Это удовольствие, если очень повезёт, будет стоить в районе 10 тысяч рублей. Плюс питание. Студенческие столовые не то что раньше, никаких скидок для своих тощих едоков не делают, даже привычная во времена нашей молодости бесплатная горчица с хлебом канули в Лету. Скудный комплексный обед обойдётся не меньше, чем в 150 рублей. Так что под два метра ростом молодой человек в полуголодном режиме проест ну никак не меньше шести тысяч в месяц. То есть траты вполне сопоставимые с заморским студенческим житьём. Про смехотворную стипендию даже наших отличников умолчим.
Предположим, образование и там, и здесь бесплатное. Конечно, придётся заплатить за языковую подготовку, и вообще русскому парню хотелось бы учиться на своём родном языке в окружении соотечественников. Но этот большой плюс побивается самым примитивным образом — рублём.
На поверку наше «бесплатное образование» в реальности оказывается не таким уж дешёвым. Так, первое, чем огорошивают счастливого студента-медика, — необходимость приобрести четыре тома анатомического атласа, минимум за десять тысяч рублей. Дальше — больше. Учебников не будет хватать все шесть лет учёбы. В лучшем случае из библиотеки ему выдадут книги, изданные в середине — конце прошлого века. Так что новые современные учебники, весом по 2—3 килограмма, придётся покупать самим. Стоимость медицинской литературы в нашей стране вполне может соперничать с европейской — готовьтесь отдать за одну книгу от 3 до 5 тысяч.
Но это цветочки. Увы, ни для кого не секрет, что в большинстве медицинских вузов царит жёсткая коррупция. Она бывает двоякого рода. В более приличных вузах взятки платят откровенные двоечники за возможность не вылететь из учебного заведения и вместо двойки получить свой «уд.». Но в других (кстати, упорные слухи ходят именно о наших ведущих медвузах) платить приходится как раз за положительные оценки. Для умного студента-трудяги такое положение не только накладно в материальном плане, но глубоко унизительно и оскорбительно.
И министерство образования и науки, и ректораты, при всех своих широковещательных заявлениях, на такое положение дел закрывают глаза. Понятно почему: при всех заявленных повышениях оплаты труда преподавателям настоящую прибавку, по нынешней системе «стимулирования», могут получить, по большому счёту, лишь приближённые к начальству. Так что выживают в такой обстановке или пенсионеры, которым уже некуда деваться, или откровенные хапуги.
В этом году министерство нанесло болезненный удар по всему высшему образованию: прикрываясь «демографической ямой», в большинстве вузов было существенно урезано количество бюджетных мест. Лечебников, впрочем, это пока не коснулось. Однако по окончании мединститута, после шести лет тяжкой учёбы, студентов ждёт ещё один «сюрприз»: с каждым годом всё больше сокращается количество бюджетных мест в ординатуру и интернатуру, без чего, как известно, врачом не стать, а диплом свой просто можно выбросить в унитаз. Если раньше шанс бесплатно отработать два года врачом-ординатором (зарплата-стипендия около 7 тысяч рублей) имели хотя бы краснодипломники, то сегодня даже у отличников надежда на это угасает. Осилит ли провинциальный врач-анестезиолог плату в среднем ещё по 100 тысяч рублей в год за постдипломное образование сына, тогда как в Европе юноша сможет продолжать своё медицинское образование, получая сам зарплату около трёх тысяч евро в месяц? И это не говоря об уровне знаний и дальнейших перспективах.
Я отнюдь не хочу превозносить западное образование. Но становится горько за нашу некогда одну из самых лучших в мире систему образования и подготовки высококлассных специалистов. Нетрудно заметить, как кровно западные вузы заинтересованы в наших абитуриентах. Ведь не секрет, что русские студенты сегодня в иностранных вузах — одни из самых интеллектуально развитых и мотивированных на учёбу. В то время, когда отечественное минобрнауки ставит всё новые препоны на пути молодёжи к качественному высшему образованию, к тому же сокращает бюджетные места, всё новые западные страны завлекают наших молодых интеллектуалов к себе. Речь идёт вовсе не о детках «богатеньких пап Карло». Бесплатным образованием, множеством льгот и перспектив завлекают к себе наших ребят вузы Чехии, Германии, Финляндии и даже Швеции.
В нынешнем году случился настоящий ажиотаж российских абитуриентов, поступающих в университеты Финляндии. В этой стране приём документов для наших претендентов проходит с конца апреля. И не только в самой Финляндии: приёмные пункты работали в Петербурге и Петрозаводске! Те, кто был там, говорят о необычайном наплыве наших выпускников.
Ещё больше желающих учиться в бесплатной магистратуре. Выпускников-отличников нашего бакалавриата западные вузы расхватывают, как горячие пирожки. Так, теперь в одном из финских университетов в магистратуре по биотехнологии будет учиться Валерий, блестяще окончивший нашу Тимирязевку. И вряд ли стоит надеяться, что все эти «утёкшие мозги» поспешат вернуться домой в Россию.
Так что же крики наших властей о «патриотизме»? Нет, не о патриотизме российских родителей, которые хотят дать своим детям всё самое лучшее, в том числе и образование, должна идти речь. Но об этой самой власти, которая довела наше образование до критической черты. Сегодня не только большинство иностранных абитуриентов, даже из стран СНГ, отказываются учиться в российских вузах, но и наша собственная молодёжь всё чаще предпочитает получать образование за рубежами Родины.
Российское высшее образование опущено ниже плинтуса. Даже в самых элитных учебных заведениях, по моим личным наблюдениям, всё чаще остаются одни «понты» при выхолощенном, устаревшем содержании учебного процесса. Отношение к «утекающим мозгам» равнодушное: уезжаете? — ну и уезжайте, нам умники не нужны!
Можно ли назвать патриотичной власть, которая способствует интеллектуальному оскудению своей страны? И это в то время, когда наши ракеты падают, когда даже примитивную новую бытовую технику разрабатывают не у нас, когда мировые научные открытия — не наш удел, когда производственные технологии приходят к нам с Запада, а не наоборот, когда наши врачи лечат нас методами прошлого века, а закупленное за огромные средства современное медицинское оборудование простаивает из-за отсутствия подготовленных специалистов.