О.Н. Смолин: «Школа должна опираться на классику»
29 января в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция на тему «Об удалении с уроков русской литературы ведущих русских классиков».
Олег Николаевич привел в пример мнение известного французского поэта, прозаика, мыслителя и критика Поля Валери. По мнению француза, в мировой истории было три культурных вершины: это античное искусство, европейское искусство эпохи Возрождения и русская литература 19-го века.
О.Н. Смолин отметил, что литература в школе выполняет две важнейшие функции. Первое, это воспитание души. В наши дни, по данным социологических опросов, половина молодежи ради жизненного успеха готова пренебречь элементарными нормами нравственности и справедливости. По данным замминистра МВД, в современной России насчитывается от 150 до 400 тысяч несовершеннолетних проституток.
Вторая задача школьной литературы – формирование национальной идентичности. По мнению О.Н. Смолина, современные школьники плохо знают народные пословицы и поговорки, нарушено единство культурного языка и культурных кодов между поколениями дедов, отцов и детей.
«В 2007 году Государственной Думой при нашем противодействии был принят закон, который исключил полностью содержание из образовательных стандартов. У нас стандарты есть, а содержания в них нет, - рассказал О.Н. Смолин. - Поэтому образовательное сообщество, интеллигенция не могут повлиять на формирование нашего образования».
Депутат-коммунист назвал и другие недостатки современной образовательной системы. «Школьные программы имеют примерный характер. Школы могут их учитывать, а могут и не учитывать».
«Количество часов литературы сократили, - рассказал О.Н. Смолин. - Значительную часть произведений классической литературы теперь изучают в 5-9-х классах. В этом возрасте такие произведения, как «Война и мир», детям понять очень сложно».
«С 90-х годов стали вычищать духовно-нравственное содержание русской литературы. Потому что русская литература всегда была близка идеям справедливости, а для того, чтобы формировать бандитский капитализм, эти идеи ни к чему», - отметил Олег Николаевич.
«Сюда накладываются проблемы, связанные с ЕГЭ, - продолжил депутат-коммунист. - Еще недавно на экзаменах ученикам задавали вопросы типа: как звали лошадь Вронского или какого цвета были глаза у Татьяны Лариной. Теперь стали спрашивать: какие художественные приемы применили Сергей Есенин или Александр Пушкин в таких-то строках. Пушкин про такое преподавание сказал бы словами Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»».
«Школа должна опираться на классику. Надо увеличить в школе число часов на изучение литературы. Надо вернуть школе духовно-нравственное содержание. Надо вернуть содержание в образовательные стандарты. Все это предусматривалось в законопроекте КПРФ о народном образовании, но думское большинство в лице «Единой России» его отклонило», - сказал в завершении О.Н. Смолин.
Теги: Русский язык, Образование, Русский вопрос, Политика, Министерство, Вуз, Реформа, Идея, Русская литература, Национальность, Ливанов, Нация, КПРФ, Культура