В.И. Кашин: Недропользованию государственную поддержку
(Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина 3 апреля 2014 года на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию)
Уважаемые коллеги!
От Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии приветствую руководителей отрасли, членов коллегии Роснедр, а также гостей заседания.
Федеральноеагентство по недропользованию, без преувеличения, является одной из важнейших структур в системегосударственной власти.
Комитет неоднократно отмечал неоценимый вклад Агентства в воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение национальной безопасности нашей страны
Думаю, нет необходимости в этой аудитории доказывать, что в течение ближайших десятилетий социально-экономическое развитие страны, ее экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.
В настоящее время эта отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. В 2014 году объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 6,5 трлн. рублей (или 48,1 % от общих доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 65%.
Особенности минерально-сырьевой базы Российской Федерации заключаются в её масштабности и разнообразии. На территории страны выявлены практически все известные виды полезных ископаемых, на государственном балансе учитывается более ста видов минерального сырья.
Особенно перспективен для освоения ресурсный потенциал континентального шельфа Российской Федерации. На сегодняшний день ресурсная база внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России составляет 115,1 млрд. т. условного топлива, при этом запасы равны 15,4 млрд. т. условного топлива.
Согласно аналитическим прогнозам международных агентств, доля шельфа к 30-му году в добыче и нефти и газа будет, достаточно определяющей, достаточно важной для того, чтобы сохранить тот уровень добычи, который считается необходимым для обеспечения национальной энергетической безопасности страны.
К 2030-му году 30 процентов нефти, добываемой на территории страны, будет добываться на шельфе Российской Федерации.
В последние пять лет обеспечивается расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы по важнейшим видам полезных ископаемых, 2013 год также не был исключением: прирост запасов по основным стратегическим видам сырья превысил объём добычи.
Однако если не создавать своевременно поискового задела, то эти разведанные запасы сырья истощатся достаточно быстро, поэтому важность опережающей геологоразведки и рационального использования разведанных запасов трудно переоценить, но здесь есть ряд серьёзных проблем.
Во-первых, низкая инвестиционная привлекательность геологоразведки. Во-вторых, проводимые сегодня геологоразведочные работы объективно ведут к тому, что размеры и качество вновь открываемых месторождений неизбежно снижаются, при этом эксплуатируемые месторождения истощаются. Также следует отметить, что государство уже практически полностью распределило по участникам рынка запасы сырья, разведанные во времена Советского Союза, новые пользователи недр неохотно идут в неосвоенные и удалённые регионы, где нет инфраструктуры. И всё это происходит на фоне объективного старения геологических кадров, технологической отсталости многих отечественных геолого-разведочных предприятий. В-третьих, требуется совершенствование сферы регулирования отрасли, а это и вопросы гарантий первооткрывателям прав на освоение открытого месторождения, и институт участков недр федерального значения, и вопрос доступа к работе на шельфе.
Кроме того существуют иные риски как макроэкономические, связанные с выводом капитала и высокой степени коррупции, так и отраслевые, в том числе: излишние административные барьеры, «негибкий» налоговый режим,высокая доля «нерентабельных» и «трудноизвлекаемых» запасов, а также недофинансирование ГРР со стороны государства.
Истощение накопленного за десятилетия поискового задела – участков недр, готовых для предоставления в пользование инвесторам связано с недофинансированием государством геологоразведочных работ начальных стадий, которое, начиная с 2008 г., составило около 40 млрд. руб.
В соответствии с подпрограммой «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий составляет на 2014 год и 2015 год 41 млрд. руб. ежегодно, на 2016 год 42,2 млрд. руб.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по подпрограмме «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 2,1 млрд. рублей, в 2015 году – на 2 млрд. рублей, в 2016 году – на3,2 млрд. рублей.
Вместе с тем сфера реализации данной подпрограммы охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, упрочить конкурентные возможности России в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире.
Поскольку бюджетные расходы на проведение ГРР меньше, чем предусмотрено данной госпрограммой, уже сейчас в стране ощущается дефицит перспективных участков.
Расходы России в общемировых затратахна геологоразведочные работы (ГРР) по твердым полезным ископаемым, по экспертным данным, составили всего 3% (Канада–16%, Австралия-12%, США– 8%, Мексика - 6%, Чили - 5%, Китай – 4%).
Нас беспокоит, что на сегодняшний день резко, до минимума по отдельным позициям сократилось количество открытых месторождений в нераспределённом фонде недр страны. За последние годы результатом геологоразведочных работ в основном является прирост прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также прослеживается естественное уменьшение размеров открываемых месторождений.
Относительно лицензионных соглашений. В основе всех лицензионных соглашений лежат конкретные объёмы добычи полезных ископаемых — собственно говоря, здесь логика прослеживается: государство стремится к прогнозируемой налоговой доходности. Однако на сегодняшний день практически повсеместно объёмы добычи недропользователями не выполняются. Не очень жёсткую позицию занимает в этом случае Федеральное агентство по недропользованию: хотя оно имеет возможность в подобном случае наказывать недропользователя вплоть до отзыва лицензии, такие санкции применяются крайне редко. Как результат, сегодня трудно найти структуру, выполняющую свои обязательства по объёмам добычи, которая ведётся только в зависимости от конъюнктуры рынка, и ежегодно государство недополучает в виде налогов миллиарды рублей. Лицензионное соглашение является правовым документом, определяющим права недропользователя, но, кроме того, содержит и определённое обременение его правообладателя.
Существенным достижением законодательства мы считаем получение права пользования участками недр через систему проведения аукционов. В результате это право получает лицо, предложившее государству лучшие условия, но законодательство допускает послеаукционные изменения в пользу недропользователя путём подписания дополнительного соглашения с Роснедрами. Наверное, в каких-то форс-мажорных ситуациях так необходимо поступать, но мы уверены, что нельзя ставить это на поток.
По сведениям Счетной палаты Российской Федерации были случаи, когда проверяемые компании, получая акты Счётной палаты, в общем-то, с лёгкостью, буквально за пару дней, не дожидаясь конца проверки, меняли лицензионное соглашение в соответствии с обозначенными нарушениями.
Истощенный поисковый задел минерально-сырьевой базы, неудовлетворительное техническое состояние геологоразведочных предприятий, недостаточный объем финансирования, в том числе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, «кадровый голод» – вот только часть проблем, который нам предстоит решать в ближайшее время.
За последние годы в ходе реформирования системы управления государственным фондом недр были достигнуты определенные результаты, позволившие увеличить привлекательность российского минерально-сырьевого комплекса.
Большой блок вопросов решился путем изменений в Закон РФ «О недрах», в частности:
- установлен режим «одного окна» при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых;
- отменена необходимость получения отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр для собственных нужд на своих лицензионных участках;
- законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр;
- законодательно закреплена упрощенная процедура предоставления земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования;
- увеличен срок геологического изучения с 5 до 7 лет на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;
- урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.
- отменена плата за пользование геологической информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр.
В конце 2013 года принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», которым урегулированы вопросы подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, а также касающиеся безопасности горных выработок, буровых скважин расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.
Параллельно проводилась работа, направленная на повышение ответственности пользователей недр, поддержанию безопасности работ и соблюдению экологических требований и минимизации экологических рисков, в том числе:
- определен порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах;
- установлены обязанности и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, а также необходимость установления в лицензии о мер, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при разработке минеральных ресурсов в ледовых условиях.
Для повышения рентабельности добычи минерального сырья была проведена комплексная налоговая реформа, внесены были изменения в Налоговый кодекс РФ, а также в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которыми урегулирован порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе, во внутренних морскихводах и в территориальном море, в частности:
- были введены понижающие коэффициенты НДПИ на добычу трудноизвлекаемых запасов;
-увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр;
-добыча кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, облагается НДПИ по нулевой ставке;
-метан угольных пластов не признается объектом обложения НДПИ;
-приняты меры направленные на стимулирование развития добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации.
В настоящее время в «портфеле» Комитета находятся 13 законопроектов, связанных с пользованием недрами, воспроизводством минерально-сырьевой базы, отмечу наиболее важные из них:
- о геологической информации о недрах;
- о праве на государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых;
- в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. Этот законопроект исключает проявления алмазов и металлов платиновой группы, а также их россыпные месторождения из числа участков недр федерального значения. Это позволит быстрее вводить в эксплуатацию небольшие по размерам месторождения, не оказывающие существенного влияния на отрасль в целом, но интересные небольшим компаниям;
- о совершенствовании правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья;
- в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод
Так что, нами сделано и делается не мало.
Давайте посмотрим дальше — посмотрим более серьёзно на топливно-энергетический комплекс и ситуацию в нём. Мы рассматривали предметно эти вопросы, в том числе и на заседании комиссии при президенте — топливно-энергетической комиссии, вместе с министром природных ресурсов и экологии обозначали вопросы, для того чтобы решать эти серьёзнейшие проблемы.
Мы говорим о балансе углеводородов, но хочу сказать, что за двадцать лет не открыто ни одного месторождения, не разработано ни одного месторождения, чтобы можно было начать его использовать. Ситуация с приростами запасов нефти на первый взгляд, вполне благополучная: в последние пять лет мы приращиваем больше, чем добываем. Но это лукавство. За счет запасов новых месторождений и залежей компенсируется не более 15–20 процентов текущей добычи, все остальные приросты – это либо доразведка разрабатываемых месторождений, либо переоценка запасов с увеличением коэффициента извлечения нефти. Но это же беда! Коэффициент извлечения нефти у нас совсем низкий — 37—38 процентов, тогда как в некоторых странах он составляет и 50 процентов, как мы знаем, и стремится к 70 процентам, и даже там, где структура нефти хуже, чем у нас, коэффициент извлечения нефти сегодня — 0,42, или 42 процента. Только за счёт, допустим, решения о внедрении новых технологий мы можем 30 миллионов тонн нефти получать ежегодно дополнительно.
Зачастую компании просто снимают сливки с месторождений и забрасывают вполне рентабельные скважины. В результате разница между фактической добычей жидких углеводородов в стране и проектной добычей увеличивается. На заседании комиссии были обнародованы данные о недоиспользованных возможностях наших скважин — 65 миллионов тонн. Это 1,5 триллиона дополнительных средств в бюджет. А когда мы более глубоко анализируем все эти проблемы, например проблему амортизации, то видим, что, скажем, старение оборудования зашкаливает везде — и в энергетике, и в химии, и на НПЗ — от 50 до 75 процентов, а есть структуры, которые вообще ничего не выделяют на амортизацию.
И это при высоком уровне рентабельности отрасли.К примеру, рентабельность при добыче топливно-энергетических ресурсов около 33%, при добыче иных полезных ископаемых - 54%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 5-7%.
Анализ финансовых показателей нефтяных компаний за период с 2007 по 2011 год показал, что при чистой прибыли 4,9 триллиона рублей, инвестиции в модернизацию НПЗ составили 0,3 триллиона, т.е. всего 6 процентов. А 1,3 триллиона или 27% пошло на дивиденды.
За небольшой период времени "ТНК-ВР" 625 миллиардов долларов в свое время положила в карман и всего 10,5 миллиарда направила на модернизацию — подумайте, куда мы движемся? А ведь это всё принадлежит народу. Извините меня, почему сегодня мы даём различные права, преференции, плодим миллиардеров и не решаем элементарные вопросы в плане регулирования государством, почему мы перекладываем всё это на плечи нашего населения?!
Нам необходимо совершенствовать государственную политику в недропользовании.
Это и программно-целевое планирование, это повышение инвестиционной привлекательности начальных этапов геологоразведки, устранение административных барьеров, то, о чем уже говорилось, обеспечение рационального и комплексного использования недр. И немаловажная задача - повышение контроля над выполнением обязательств недропользователями.
Причиной целого ряда проблем в геологоразведочной и горнодобывающей промышленности России является непроработанность, и несбалансированность норм законодательства о недрах. В связи с этим, главной задачей государственного регулирования недропользования сегодня является проведение целенаправленного совершенствования законодательства о недрах по вышеназванным направлениям.
Только так можно обеспечить опережающее воспроизводство минерально-сырьевой базы нашей страны, рациональное и эффективное использование разведанных ресурсов и запасов.
В заключение, воспользуюсь случаем, чтобы поздравить вас с нашим общим профессиональным праздником, Днем геологаи с 10-летием Федерального агентства по недропользованию. Позвольте пожелать вам успехов, крепкого здоровья, семейного благополучия и, конечно же, удачи.