Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В.И. Кашин: Русский лес в год охраны окружающей среды

Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И. Кашина на Всероссийском совещании «Основные итоги работы лесного хозяйства в 2013 году и задачи на 2014 год» 6 марта 2014 г. в Минприроды Российской Федерации.

Пресс-служба депутата Государственной Думы В.И. Кашина
2014-03-11 12:39
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Кашин
Владимир
Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
Персональная страница

 

 

Уважаемые коллеги, я рад приветствовать Вас от лица Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Сегодня мы подводим итоги прошедшего 2013 года, Года охраны окружающей среды, применительно к лесной отрасли.

На долю нашей страны приходится более 20% общей площади всех мировых лесов, а по запасам древесины мы занимаем второе место в мире после Бразилии. Таким образом, российские леса оказывают весомое влияние, как на планетарную экологическую безопасность, так и на международный рынок лесопромышленной продукции. Земли лесного фонда России охватывают всё множество лесорастительных зон от арктической тундры до лесостепи.

Лесами покрыто в общей сложности (с учетом особо охраняемых природных территорий, городских лесов) более половины площади нашей страны. Земли под ними, несомненно, являются очень ценным имуществом, но имуществом особого рода. Потому что блага, приносимые лесами, зачастую не подлежат материальной оценке. В этой связи лесные отношения должны быть урегулированы исходя из презумпции экологических приоритетов в использовании лесов.

 

Лицом к проблемам русского леса

 

Нельзя не отметить, что 2013 год был насыщен, без преувеличений, судьбоносными для лесного сектора событиями и мероприятиями. Это и Всероссийский Форум работников лесного комплекса, прошедший в Москве в феврале, и заседание Президиума Государственного Совета РФ, посвященного развитию лесного комплекса, в Улан-Удэ в апреле, и организованные нашим Комитетом парламентские слушания на тему Лесной политики в мае, и, наконец, IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды в декабре 2013 года.

Все они продемонстрировали, что и у высшего руководства страны, и у отраслевого руководства появилось понимание, что назрела необходимость перемен в управлении лесным хозяйством, и, что самое главное, появилось понимание, как необходимо трансформировать лесные отношения, чтобы переломить негативные тенденции и кризис последних лет. В этой связи вышел целый ряд поручений Президента по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Часть из них уже реализована, часть – близка к этому, часть – требуют более длительного осмысления и проработки, но все они комплексно направлены на повышение эффективности работы всего лесного комплекса в целом.

Одним из первых реализованных поручений является утверждение Распоряжением Правительства Российской Федерации «Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года». Этот документ является, безусловно, важнейшим для лесной отрасли и задает вектор развития и лесному хозяйству, и лесной промышленности, и работе соответствующих федеральных и региональных органов власти на ближайшие десятилетия. Что касается Государственной Думы РФ и, в частности, нашего Комитета, для которого лесное законодательство является одним из приоритетных вопросов ведения, то мы, законодатели, получили четкие ориентиры совершенствования отраслевого и смежного законодательства.

Считаю чрезвычайно важным наличие в Лесной политике тезиса о том, что нормативные акты в области лесных отношений, а также в смежных областях не должны противоречить ее положениям. Это дает основания всем участникам лесных отношений рассчитывать на обеспечение последовательности и прозрачности в принятии управленческих решений в области лесных отношений.

 

Нерешенные проблемы и первые победы

 

Сегодня в лесной отрасли накопилось достаточное количество сложных проблем, многие из них носят институциональный и межсекторальный характер.

Среди них необходимо отметить отсутствие эффективности в  управлении лесами, самовольные и необоснованные рубки, часто при попустительстве местных властей, самовольный захват и изменение целевого назначения лесных земель. Случаев, когда в угоду сиюминутной выгоде уничтожаются уникальные дубовые, можжевелевые рощи, кедровники и другие защитные лесонасаждения, тысячи. Идет наступление на наши особо охраняемые природные территории. В Подмосковье эта ситуация особенно острая: это и безобразия, которые творятся сегодня в музее-заповеднике «Архангельское», и многочисленные попытки незаконного строительства в «Лосином острове», и незаконный перевод земель лесного фонда в пришвинских местах, в Звенигородском лесничестве Одинцовского района.

Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

Согласно общей тенденции около 60 % площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров.

По официальным данным, площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, погибших от лесных пожаров в 2013 году, составила более 86 тысяч гектаров.

Всего с начала пожароопасного сезона 2013 года на землях лесного фонда в Российской Федерации возникло 9 991 лесных пожара (в 2012 году - 19 329 пожаров). Пройденная огнем площадь с начала пожароопасного сезона 2013 года составила 1,158 млн. гектаров (в 2012 году – 2,038 млн. гектаров), то есть в 2013 году наблюдается снижение количества лесных пожаров и площади лесов, пройденных огнем по сравнению с 2012 годом.

Одной из важных побед прошлого года стало то, что совместными с министерством и Рослесхозом усилиями мы смогли уберечь наши леса от непродуманного решения, связанного с включением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений в так называемую «единую субвенцию». Такое решение было поспешным, необдуманным и крайне рискованным с точки зрения возможных негативных последствий. В условиях отсутствия «окрашенности» этих средств мы могли бы столкнуться с ситуацией, когда финансирование необходимых мероприятий в рамках соответствующих полномочий осуществлялось бы регионами по остаточному принципу. И тогда уже катастрофические лесные пожары, нашествие вредителей леса и окончательная деградация лесных экосистем стали бы нормой нашей жизни.

В данном контексте хотелось бы обратить внимание на еще один вопрос. Тушение лесных пожаров – совершенно особая задача, решение которой требует специальных навыков и знаний, соответствующего опыта. Поэтому мы придерживаемся мнения, что необходимой компетенцией в полной мере обладает только лесная охрана, включая авиалесоохрану, парашютно-десантную службу, наш «лесной спецназ». При этом, конечно, необходимы межведомственное взаимодействие и координация. В этой связи хочется предостеречь от возможных поспешных решений об изъятии соответствующих полномочий у лесной охраны, чтобы не пришлось впоследствии учиться «на ошибках».

Далее, возвращаясь к обсуждению проблем лесного сектора, необходимо остановиться на проблеме нелегальных рубок лесных насаждений и незаконного оборота древесины.

В 2013 году только по официальным данным объем незаконно заготовленной древесины составил около  1,1 млн. куб. м, а ущерб - порядка 10 млрд. рублей. Выявляемость случаев незаконных рубок составляет 59%, на один случай нарушения в среднем приходится более 50 куб. м. древесины.

К проблемам, затрудняющим сокращение нелегальных рубок в лесах, относятся низкая эффективность работы государственных лесных инспекторов (лесной охраны) по пресечению, предотвращению и выявлению нарушений лесного законодательства (в том числе незаконных рубок), а также недостаточная координация межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти по пресечению незаконных рубок и нелегального оборота древесины на федеральном и региональном уровнях.

 

Поставить законодательный заслон

 

В минувшем году мы с вами предприняли серьезные усилия, чтобы наконец поставить законодательный заслон черным лесорубам.

Итогам стал Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на урегулирование вопросов учёта необработанной древесины и контроля за её оборотом.

Закон вводит в Лесной кодекс ряд принципиально новых положений, посвященных учету и маркировке древесины, ее транспортировке, декларированию сделок с древесиной, а также созданию информационной системы учета заготовленной древесины и сделок с ней.

Под особый контроль в соответствии с Законом ставится оборот ценных пород древесины – дуба, бука и ясеня. В отношении них вводится требование о маркировке буквально каждого бревна, предназначенного на экспорт (с учетом того, что на практике оборота такой древесины на внутреннем рынке не происходит, вся она поставляется за пределы России).

Таким образом, появится возможность отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России.

Одновременно Законом вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины.

По нашему общему мнению, Федеральный закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.

Но формирование нормативной базы – это только первый этап, у нас с вами впереди сложная и трудоемкая работа по внедрению предусмотренных законодательством инструментов. Пожелаю всем удачи на этом длинном пути.

Далее, что касается охраны и защиты лесов от вредителей, болезней и иного негативного воздействия, в последние годы в Российской Федерации, и особенно, в Московской области, проблемы, связанные с защитой лесов, резко обострились. В 2012 году площадь лесов, пораженных вредными организмами, составила 2 621 тыс. гектаров, площадь погибших лесных насаждений от вредных организмов - 378,7 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составила 1 365,9 тыс. гектаров. И согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций, площадь пораженных болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться! Ведь по действующему законодательству период с момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до назначения и проведения лесозащитных мероприятий составляет от пяти до девяти месяцев (!).

Для преодоления этих негативных тенденций мы ведем работу по реализации целого комплекса законодательных мер.

Во-первых, на прошлой неделе (28 февраля) Государственной Думой принят и вчера одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов» (проект № 349681-6), направленный на реализацию поручения Президента Российской Федерации о внесении изменений в законодательство, предусматривающих получение права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации без проведения конкурса.

Федеральным законом в Лесной кодекс РФ вносятся комплексные изменения, в соответствии с которыми предоставляется возможность осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов специализированными учреждениями субъектов РФ без проведения торгов.

Необходимость внесения указанных изменений продиктована сформировавшейся практикой размещения государственного заказа на указанные виды работ в соответствии с действующим законодательством. Эта практика, очевидно, свидетельствует о том, что зачастую организации, претендующие на заключение государственного контракта, не располагают достаточными профессионально подготовленными кадровыми ресурсами, обладающими необходимым опытом в указанной сфере, а в ряде случаев – и техническими ресурсами. Все это негативно сказывается на качестве работ, выполняемых такими подрядчиками.

Кроме того, ненадлежащее качество проведенных мероприятий по воспроизводству лесов в большинстве случаев может быть выявлено лишь по истечении достаточно большого промежутка времени, который может составлять 10 - 20 лет. Это существенно затрудняет контроль за организациями, привлеченными к осуществлению таких мероприятий в рамках разовых соглашений и не заинтересованными в качестве их выполнения.

Принятые изменения Лесного кодекса РФ позволят:

- повысить качество проведения мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а также воздействия иных неблагоприятных факторов, что будет гарантироваться участием специалистов, обладающих необходимой квалификацией;

- использовать новый организационный механизм, при котором сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий уменьшатся в 2-3 раза и снизить потери лесных насаждений от воздействия неблагоприятных факторов;

- создать условия для того, чтобы не только посадку лесных культур, но и последующий уход за ними осуществляла одна и та же организация, а ее деятельность оценивалась по конечному результату.

Во-вторых, правоприменительная практика показывает, что построение современной системы защиты лесов требует расширения и дополнения соответствующих положений лесного и смежного законодательства с целью обеспечения чёткого порядка, оперативности и своевременности выполнения лесозащитных мероприятий, контроля за их проведением.

В этой связи депутатами Государственной Думы, членами нашего Комитета совсем недавно – 11 февраля текущего года – был внесен в Госдуму соответствующий законопроект № 448577-6. Данный проект разработан в тесном взаимодействии с профильными федеральными органами исполнительной власти и отражает нашу согласованную позицию в отношении реформы системы защиты лесов.

Законопроект комплексно направлен на оптимизацию классификации мероприятий по защите лесов, сокращение сроков, необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании очистки лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиоактивными веществами.

В настоящее время законопроект разослан в согласующие структуры, включая органы госвласти субъектов РФ, для представления отзывов, замечаний и предложений. Принятие законопроекта в первом чтении запланировано на апрель текущего года. Мы рассчитываем, что его принятие позволит значительно увеличить эффективность системы защиты лесов, обеспечить своевременность проведения лесозащитных мероприятий, вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами.

 

Совершенствовать арендные отношения

 

Конечно, те изменения лесного законодательства, которые я перечислил – очень важные, но лишь первые шаги в реформировании лесного законодательства. Требуют совершенствования и арендные отношения, и вопросы лесоустройства, и правовой режим отдельных видов лесов. Это - наши ближайшие задачи на год текущий.

В этой связи позволю себе анонсировать внесение в Государственную Думу разработанного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона, посвященного вопросам разработки типовых договоров аренды. Он также реализует одно из поручений Президента РФ по итогам Госсовета. Сразу хочу отметить, что существует потребность развить его положения и к окончательному принятию дополнить другими нормами, касающимися совершенствования арендных отношений.

В частности, требуют коррекции положения законодательства об изменении действующих договоров аренды. Ведь в настоящее время соответствующий пробел в Лесном кодексе РФ привел к возникновению десятков и сотен судебных разбирательств по делам, связанным с оценкой правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков в случае существенного изменения параметров лесопользования. На сегодняшний день принято Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, в котором изложена четкая позиция о наличия несоответствия в лесном и гражданском законодательстве по данному вопросу. Мы рассчитываем урегулировать эти проблемы на базе вышеназванного вносимого законопроекта.

 

Отраслевой науке и кадрам – особое внимание

 

Далее, возвращаясь к обсуждению проблем лесного комплекса, следует вспомнить о том, что в последние годы был нанесен существенный урон лесной науке. Проводившийся курс на акционирование и приватизацию научных учреждений привел по существу к ликвидации многих отраслевых институтов. Закрыты и разворованы многие опытные хозяйства, экспериментальные заводы и конструкторские бюро, что подкосило лесное машиностроение и сделало страну заложницей дорогостоящего импортного оборудования. Начиная с 1990 г. финансирование отраслевой науки сократилось в 16 раз. Полностью прекращено финансирование лесной науки Министерством образования и науки Российской Федерации. Низкая оплата труда научных работников привела к оттоку молодежи из научных учреждений и утрате интереса к научной сфере. Численность ученых к уровню 1990 г. сократилась в 50 раз, количество НИИ – в 5 раз. Средний возраст имеющих докторскую степень – 60-65 лет. Естественная убыль старшего поколения приведет к разрыву поколений и серьезно осложнит подготовку новых поколений научных работников.

Реализуя новую лесную политику, государство должно озаботиться поддержкой лесной науки. Следует также решить вопрос с кадрами, с их подготовкой и переподготовкой.

Правительству РФ поручено увеличить штатную численность государственных лесных инспекторов и лесопожарных формирований и укрепить их материально-техническую базу. Но необходимо также предусмотреть дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Заинтересовать, привлечь людей можно, естественно, высокой и стабильной заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий для лесников. Мы не устаем повторять, что лесники и участковые лесничие должны получить статус государственных служащих. Правительство РФ должно обеспечить соответствующий уровень материального обеспечения сотрудников лесной охраны, привести его к уровню материального обеспечения сотрудников силовых ведомств. Все это позволит начать возрождение лесных деревень и привлечь в лесную отрасль квалифицированные кадры. На наш взгляд, решение этих проблем имеет ключевое значение.

 

Успех в дружной работе

 

Завершая свое выступление, с удовлетворением должен констатировать, что сегодня во главе отрасли – молодые, но при этом достаточно опытные, энергичные, инициативные руководители – и это тоже позитивный итог минувшего года. На мой взгляд, нам удалось наладить конструктивный диалог и взаимодействие законодательной и исполнительной власти по вопросам совершенствования лесных отношений. Надеемся, что и в будущем нас ждет плодотворное сотрудничество, ведь вопросы развития лесного комплекса, освоения новых лесных массивов в совокупности с усилением природоохранной составляющей при использовании лесов носят общенациональный характер, так как затрагивают стратегические интересы Российской Федерации.

Желаю всем вам, уважаемые друзья, успехов в вашем нелегком, но поверьте, благодарном труде. Спасибо за внимание.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.