Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Счастливые дни». Газета «Правда» про новый фильм о французском сопротивлении

«Партизаны Верхней Савойи мужественно отражают натиск гитлеровцев», — писала «Правда» 9 апреля 1944 года. Бои в этой части Франции в предгорьях Альп ещё до высадки союзников в Нормандии были особенно тяжёлыми. Более двух недель на плато Глиер пятьсот партизан сражались с альпийскими бригадами гитлеровцев, оснащённых горной артиллерией и поддерживаемых авиацией. Сейчас там стоит величественный памятник из белого мрамора, к которому каждый год стекаются тысячи людей, чтобы почтить героев французского Сопротивления.

Анна Семенова, доктор исторических наук, профессор. Москва—Париж—Москва
2014-02-06 13:44

Для французов слово «Резистанс!» («Сопротивление!») священно. Но далеко не все страницы этой замечательной истории хорошо известны даже во Франции. Новый документальный фильм режиссёра Жиля Перре «Счастливые дни», который триумфально шествует сегодня по экранам французских кинотеатров, во многом восполняет этот пробел. «Как утопия Сопротивления стала реальностью» — такое второе название этой ленты, и именно оно раскрывает её суть. «История Сопротивления всегда подавалась через военные события, — заметил режиссёр в одном из интервью. — О политических идеях, которые его сопровождали, нам не рассказывали». Ни во времена де Голля, ни позже, особенно с восьмидесятых годов «с приходом неолиберализма», никто не был заинтересован, по словам Жиля Перре, в том, чтобы вспомнить социальную программу Сопротивления, которая стала «источником общественного прогресса и была по-настоящему левой».

Фильм посвящён Национальному совету Сопротивления — организации, созданной в мае 1943 года на территории оккупированной Франции и призванной объединить разрозненные ранее силы. Инициатором создания Национального совета и его первым руководителем стал герой французского Сопротивления Жан Мулен. Именно он летал в Лондон к генералу де Голлю, который координировал структуры Сопротивления через организацию «Сражающаяся Франция».

Авторы построили фильм в форме яркого рассказа оставшихся в живых шестерых участников антигитлеровского подполья (к моменту выхода фильма на экраны ушли из жизни двое из них), особенно впечатляют их беседы с молодёжью; камера скользит по лицам молодых людей, многие из которых впервые слышат о замечательных страницах истории своей страны. Леон Ландини, бывший партизан из Лиона, ведёт зрителей в Лионскую тюрьму, где он содержался вместе с арестованным в июне 1943 года Жаном Муленом, погибшим вскоре под пытками «лионского мясника» Клауса Барбье.

Создатели фильма не могли не рассказать об уникальной личности Мулена, довольно долго остававшегося как бы в тени фигуры генерала де Голля. Рождённый в 1899 году и выросший в интеллигентной семье убеждённых сторонников республиканского строя, он был накануне войны преуспевающим государственным чиновником, самым молодым префектом одного из департаментов и талантливым художником — автором блестящих гравюр. В 1943 году трудно было заподозрить в элегантном господине, владельце картинной галереи в Лионе, руководителя Сопротивления. Тайна его ареста, в том числе имя предателя, до сих пор не раскрыта.

За два-три месяца он сумел сделать почти невозможное: объединить в Национальном совете Сопротивления 16 человек, представлявших восемь региональных организаций Сопротивления, шесть политических партий широкого спектра — от коммунистов до правых, а именно: коммунистов, социалистов, представителей радикального течения, христианских демократов и других, а также две организации профсоюзов (СЖТ и СФТС), было создано также постоянное бюро из пяти человек.

С осени 1943-го до марта 1944 года члены Национального совета работали над программой, которая должна была «расширить экономические и социальные права» после освобождения. Получившая название «Счастливые дни», эта программа, казавшаяся многим утопией, стала реальностью и легла в основу социального государства, построенного в первые годы после войны. Фильм рассказывает, как реализовалась программа Национального совета в 1944—1946 годах: как были восстановлены всеобщее избирательное право и демократические свободы, национализированы Банк Франции, четыре депозитных банка и крупнейшие страховые компании, а также угледобывающая промышленность и электроэнергетика, автомобильные заводы Рено и крупнейшие авиакомпании.

Эта программа всё ещё находится в основе французской социальной системы, поскольку благодаря ей появились социальное обеспечение, распределение пенсий в зависимости от возраста и тяжести работы, производственные (рабочие) советы на предприятиях, были приняты законы о государственной службе и сорокачасовой рабочей неделе.

«Мы по-прежнему пользуемся этим каждый день, — говорят авторы фильма, — но подавляющее большинство французов не знают источника этих порядков». Отметим здесь, что многие из указанных мер были реализованы потому, что в первые послевоенные правительства входили коммунисты во главе с Морисом Торезом. Вместе с тем фильм обращает внимание на то, как в последующие годы под нажимом правых и «либералов» уничтожались многие позиции программы «Счастливые дни». В эпоху президентства Николя Саркози не скрывали, что нужно «выйти из 1945 года и методично отменять программу Национального совета Сопротивления».

Помимо ветеранов, своё мнение об этой программе высказывают историки и экономисты, заметно оживляет фильм участие в нём крупных политиков современной Франции — от президента Франсуа Олланда  до лидера левых Жан-Люка Меланшона, которые дружно выражают своё восхищение деятельностью Национального совета. Не скрывает такого же отношения к той эпохе и режиссёр фильма, рождённый в 1968 году в деревне департамента Верхняя Савойя, где сама земля взывала к увековечению памяти погибших партизан. Последние кадры киноленты снова приглашают нас в эти места, к памятнику героям Сопротивления, на митинг, где один из седовласых ветеранов обращается к молодёжи с призывом помнить слова Максима Горького о гордости за человека, за людей большого мужества.

Добавим, что все показы фильма, вышедшего на экраны Франции накануне семидесятилетия освобождения страны от фашизма, сопровождаются дискуссиями создателей картины с историками, экономистами, общественными деятелями, всеми желающими принять участие в обсуждении. Это свидетельствует о востребованности фильма, его актуальности. В организации такой широкой демонстрации принимает участие Левая партия в лице одного из её национальных секретарей — Коринн Морель Дарль и других руководителей. Можно было лично убедиться в прекрасном приёме зрителями всех возрастов этого замечательного фильма и пожелать, чтобы он пришёл и в Россию.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.