Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Г.А. Зюганов: Без русского языка и русской литературы нам не сохранить единство страны. Пресс-конференция лидера КПРФ в ИА «Росбалт»

29 января в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция Г.А. Зюганова «Об удалении с уроков русской литературы ведущих русских классиков».

Руслан Тхагушев, Алексей Брагин, Михаил Сурков. Фото Сергея Сергеева. Пресс-служба ЦК КПРФ
2013-01-29 16:55 (обновление: 2013-01-30 21:55)

 

В пресс-конференции также приняли участие:

В.С. Никитин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»;

О.Н. Смолин, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию;

Л.Г. Баранова-Гонченко, сопредседатель Союза писателей России;

С.Н. Есин, писатель, профессор Литературного института имени Горького;

В.Н. Крупин, писатель, сопредседатель Союза писателей России.

 

Г.А. Зюганов: «Список литературы для изучения в российской школе возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим»

 

Открывая пресс-конференцию, лидер КПРФ Г.А. Зюганов обратился к ее участникам: «Главными ценностями в современном мире являются образование и здоровье. У меня в руках доклад, предназначенный только для посвященных, под названием «Образование для России в переходный период». Он был подготовлен еще в ноябре 1994 года Всемирным банком. Этот доклад является программой для реализации образовательной политики в Российской Федерации. В его подготовке участвовали представители 10 стран и наша «пятая колонна», которая за это получила тремя траншами 220 миллионов долларов».

«Мне казалось, - продолжил Геннадий Андреевич, - что это не дойдет до наших школ и наших школьников, но я глубоко ошибся. Открываем первые страницы доклада, где ясно написано, что система профтехобразования, которая у нас была, не нужна. Что рынок все отрегулирует. Результат – почти все профтехобразование бросили под нож, и сегодня самыми дефицитными специалистами являются токари и слесари».

«Здесь написано, - отметил далее лидер КПРФ, - что не нужны инженеры, а нужны бакалавры и магистры. Результат – грамотного инженера сегодня днем с огнем не найдешь. Здесь также написано, что система подготовки педагогических кадров не соответствует новым требованиям, что она готовит людей коллективистского типа, а надо готовить хищников, так называемых «квалифицированных потребителей».

«Министр образования Ливанов недавно провел аудит вузов, - рассказал Г.А. Зюганов. – В России 44 педвуза, 30 из них признаны неэффективными, включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек. Что это означает? Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего Востока, остаются только два эффективных педвуза. А у нас уже сейчас в начальной школе 8 из 10 преподавателей – пенсионного или предпенсионного возраста. Но учитель начальных классов – это же вторая мать, и подготовка его – очень сложное дело».

«Я этот доклад вручил Путину, когда он был премьером и отчитывался перед Думой. Я просил его остановить это безумие в нашем народном образовании. Ведь эта программа последовательно, цинично и беспощадно реализовывалась целых восемь лет», - напомнил лидер КПРФ.

«Теперь господин Ливанов принимает новое решение. Опять на американский грант, который выиграл некто Ланин, предложен список литературы для изучения в нашей российской школе. Этот список возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим. Потому что нельзя в школе готовить человека, который не понимает, что такое русская классика, что такое русское слово, что такое русская речь, и что такое русский язык», - подчеркнул Г.А. Зюганов.

«Раньше страну держали в единстве слова: «Бог, царь и Отечество», - отметил Геннадий Андреевич. - Но царь не справился со своей задачей. Советская страна держалась единым народно-хозяйственным комплексом, единой партией, общенародной собственностью. Сегодня же держит нас в единстве в основном русский язык. Если его преподавание выхолащивается, а преподавание литературы сводится к «указивкам» людей, которые якобы служат нашей стране, но за иностранные деньги, то вы понимаете, чем это закончится».

«Министерство образование возглавляет не министр, а разрушитель, который, по сути дела, ведет разрушительную, предательскую политику», - подчеркнул лидер КПРФ.

 

О.Н. Смолин: «Школа должна опираться на классику»

 

Слово для выступления было предоставлено первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину.

Олег Николаевич привел в пример мнение известного французского поэта, прозаика, мыслителя и критика Поля Валери. По мнению француза, в мировой истории было три культурных вершины: это античное искусство, европейское искусство эпохи Возрождения и русская литература 19-го века.

О.Н. Смолин отметил, что литература в школе выполняет две важнейшие функции. Первое, это воспитание души. В наши дни, по данным социологических опросов, половина молодежи ради жизненного успеха готова пренебречь элементарными нормами нравственности и справедливости. По данным замминистра МВД, в современной России насчитывается от 150 до 400 тысяч несовершеннолетних проституток.

Вторая задача школьной литературы – формирование национальной идентичности. По мнению О.Н. Смолина, современные школьники плохо знают народные пословицы и поговорки, нарушено единство культурного языка и культурных кодов между поколениями дедов, отцов и детей. 

«В 2007 году Государственной Думой при нашем противодействии был принят закон, который исключил полностью содержание из образовательных стандартов. У нас стандарты есть, а содержания в них нет, - рассказал О.Н. Смолин. - Поэтому образовательное сообщество, интеллигенция не могут повлиять на формирование нашего образования».

Депутат-коммунист назвал и другие недостатки современной образовательной системы. «Школьные программы имеют примерный характер. Школы могут их учитывать, а могут и не учитывать».

«Количество часов литературы сократили, - рассказал О.Н. Смолин. - Значительную часть произведений классической литературы теперь изучают в 5-9-х классах. В этом возрасте такие произведения, как «Война и мир», детям понять очень сложно».

«С 90-х годов стали вычищать духовно-нравственное содержание русской литературы. Потому что русская литература всегда была близка идеям справедливости, а для того, чтобы формировать бандитский капитализм, эти идеи ни к чему», - отметил Олег Николаевич.

«Сюда накладываются проблемы, связанные с ЕГЭ, - продолжил депутат-коммунист. - Еще недавно на экзаменах ученикам задавали вопросы типа: как звали лошадь Вронского или какого цвета были глаза у Татьяны Лариной. Теперь стали спрашивать: какие художественные приемы применили Сергей Есенин или Александр Пушкин в таких-то строках. Пушкин про такое преподавание сказал бы словами Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»».

«Школа должна опираться на классику. Надо увеличить в школе число часов на изучение литературы. Надо вернуть школе духовно-нравственное содержание. Надо вернуть содержание в образовательные стандарты. Все это предусматривалось в законопроекте КПРФ о народном образовании, но думское большинство в лице «Единой России» его отклонило», - сказал в завершении О.Н. Смолин.

 

В.Н. Крупин: «Мы уже подошли к краю пропасти – надо сопротивляться»

 

Писатель, сопредседатель Союза писателей России В.Н. Крупин считает недопустимым включение в школьную программу работ А. Эппеля и Л. Улицкой.

«У Эппеля в этом (предлагаемом к включению в программу – прим. КПРФ.ru) рассказе мальчики и девочки смотрят, как спариваются кролики. И все это изложено матерным языком. А Улицкая и вовсе описывает аборты, - объяснил писатель. – Это же ужасно».

В то же время, отметил В.Н. Крупин, из школы хотят убрать классические произведения Василия Белова. «А почему нет в программе Шмелева? А Гончарова?», - задал он вопросы чиновникам от образования.

«Русская литература – лучшая в мире, и пора уже этим гордиться. Приведу пример: чем больше мы изгоняем нашу литературы из страны, тем больше к нам едет иностранцев ее изучать. Изучают, а мы изгоняем», - выразил возмущение В.Н. Крупин.

По мнению Владимира Николаевича, положение с преподаванием отечественной литературы более чем тревожное. «Мы уже подошли к краю пропасти – надо сопротивляться», - подчеркнул он, завершая свое выступление.

 

С.Н. Есин: «Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и истории. Все остальное он найдет сам»

 

Писатель, профессор Литературного института имени Горького С.Н. Есин назвал два классических романа нового времени, которые, по его мнению, являются родоначальниками целого направления в литературе. Это роман «Как закалялась сталь» Николая Островского и роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Эти произведения изъяты из школьных программ в российских школах, но до сих пор подробно изучаются в Китае.

«Давайте снабдим нашего ребенка базовыми знаниями о России, ее народе и ее истории. Все остальное он найдет сам», - предложил С.Н. Есин.

 

Л.Г. Баранова-Гонченко: «Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность»

 

По мнению секретаря Союза писателей России Л.Г. Барановой-Гонченко, вычеркивание из программы по литературе русских классиков может повлечь разрушение российского государства и общества.

«Наступление на русскую литературу – это наступление на нашу государственность, на русского человека и на семью», - сказала Л.Г. Баранова-Гонченко.

Как считает Людмила Георгиевна, наша литература всегда воспитывала патриотов, выстраивала связь между всеми видами искусства и обеспечивала единство каждой русской семьи. «Еще недавно и бабушка, и ее дети, и внуки знали и любили одних и тех же героев – Наташу Ростову, Пьера Безухова… Сегодня, убирая русскую литературу из школы, властями прорывается такой культурный ров, через который просто невозможно будет переступить», - пояснила сопредседатель Союза писателей России.

«Проявить мужество и защитить наследие русской мысли – это обязанность каждой семьи», - отметила, завершая свое выступление, Л.Г. Баранова-Гонченко.

 

В.С. Никитин: «Сегодня идет война против русского народа»

 

Как считает депутат Государственной Думы, Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» В.С. Никитин, прекращение изучения в школе произведений ряда русских классиков – это один из этапов деятельности по уничтожению цивилизационного кода России.

«Сегодня идет война против русского народа», - констатировал Владимир Степанович.

Он подчеркнул, что делается это все под личиной патриотической риторики, которая сильно расходится с реальной политикой. В подтверждение своих слов один из лидеров «Русского Лада» привел цитату из Послания В.В. Путина Федеральному Собранию, оглашенного в прошлом году: «Россия столкнулась не только с экономическим, но и с ценностным кризисом… Мы должны укреплять духовно-нравственную систему общества».

Что же делается на самом деле? По словам В.С. Никитина, помимо того, что из школьной программы убирают русских классиков, признаются «неэффективными» педагогические и литературные вузы, закрываются музеи, посвященные классикам русской культуры, закрываются картинные галереи художников, которые пишут о русской природе и воспевают величие русского человека.

«Словом, убирают носителя русской культуры», - подчеркнул В.С. Никитин.

Первый удар не зря наносят именно по литературе, считает Владимир Степанович. «Язык – это и есть народ, говорил Пушкин. Слово – это эффективное оружие – им можно и вылечить, и убить. Можно словом вдохновлять на подвиги, на воцарение мира во всем мире, на развитие разума. А можно словом опустить до уровня животного», - напомнил В.С. Никитин

«Никто нам не поможет, пока мы сами не поймем, что должны сражаться. Именно поэтому мы создали «Русский Лад» - чтобы спасти всю русскую цивилизацию от гибели. И основная наша задача – защищать русский язык как главное достояние русского народа и символ единения русского мира», - такими словами завершил свое выступление Владимир Степанович.

* * *

В ходе пресс-конференции лидер КПРФ Г.А. Зюганов продемонстрировал открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах» и предложил всем участникам мероприятия поддержать данное обращение.

* * *

Открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах»

 

Президенту Российской Федерации В.В. Путину,

Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,

Министру образования РФ Д.В. Ливанову,

Членам совета Безопасности РФ,

Деятелям культуры,

Учителям-словесникам

 

Уважаемые соотечественники!

В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.

Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.

Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»....

Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое - не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.

С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое.

По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования,  решившемуся  на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством образовательных реформ.

Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, «самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград.

А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?

Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году: «чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью».

Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики.

Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.

«Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».

«Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет», - мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией.

Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую также Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская классическая литература.

Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово.

Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...»

Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».

Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!

 

Г.А. Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ,

руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.

 

В.С. Никитин,

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,

Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».

 

О.Н. Смолин,

первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.

 

Л.Г. Баранова-Гонченко,

сопредседатель Союза писателей России.

 

С.Н. Есин,

писатель, профессор Литературного института имени Горького.

 

В.Н. Крупин,

писатель, сопредседатель Союза писателей России.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.