Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«В защиту русского классического наследия в российских школах». Открытое письмо Г.А. Зюганова

Г.А. Зюганов направил открытое письмо «В защиту русского классического наследия в российских школах».

Пресс-служба ЦК КПРФ
2013-01-29 16:11 (обновление: 2013-01-29 23:28)

 

Президенту Российской Федерации В.В. Путину,

Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,

Министру образования РФ Д.В. Ливанову,

Членам совета Безопасности РФ,

Деятелям культуры,

Учителям-словесникам

 

Уважаемые соотечественники!

В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.

Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.

Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтова: «Родина», «Нет, я не Байрон»....

Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», лермонтовское: «Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчание», гоголевская «Шинель» и многое другое - не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.

С именами «провинившихся», по мнению либералов, русских классиков связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем «Ревизоре» у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и многое другое.

По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования,  решившемуся  на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел «изменения менталитета через школу», то есть геноцид народа посредством образовательных реформ.

Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, «самый непокорный народ на земле». Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград.

А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?

Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева «Духовное завещание чувашскому народу» («Халал»), написанную еще в 1921 году: «чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью».

Идеологам и исполнителям «нового образования» следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть, чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: «что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла»? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики.

Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.

«Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего».

«Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет», - мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией.

Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую так же Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская классическая литература.

Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово.

Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь...»

Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».

Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!

 

Г.А. Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ,

руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.

 

В.С. Никитин,

первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,

Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад».

 

О.Н. Смолин,

первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.

 

Л.Г. Баранова-Гонченко,

сопредседатель Союза писателей России.

 

С.Н. Есин,

писатель, профессор Литературного института имени Горького.

 

В.Н. Крупин,

писатель, сопредседатель Союза писателей России.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.