Театральный скандал. В Алтайском крае заезжие «театралы» организовали для детишек «адский» утренник
Накануне Нового года в Сети развернулись дискуссии вокруг скандала в Молодежном театре города Барнаула, который в очередной раз разгорелся при деятельном участии заезжих деятелей культуры. Выпускник Театрального института им. Щукина мастерской Валерия Фокина режиссер Глеб Черепанов (Москва), художник Егор Федоричев (Москва), художник по свету Александр Рязанцев (из Питера) поставили спектакль-хоррор "Страх, или Сокровище заколдованного замка» по пьесе Михаила Бартенева.
Решили премьеру приурочить к Новому году, когда детишек принято водить в театры на новогодние представления. Такие праздничные, волшебные спектакли с подарками и фото возле елки, Дедом Морозом и Снегурочкой в фойе. Сам ходил давным-давно, дочку водил в свое время… В общем, добрая старая традиция. Как оливье и мандарины. Как елочка дома и общесемейное ее украшение игрушками, которые хранятся в картонной коробке из-под фильмоскопа.
Но креативным столичным деятелям искусства действовать в рамках каких-то традиций и норм было, судя по всему, неинтересно. Скучно. Новаторские амбиции, страсть экспериментаторства бьют через край. Желание поделиться с миром своим весьма своеобычным и, разумеется, нетривиальным отношением к нему прямо-таки распирает. Где же высказаться молодым столичным новаторам как не в провинции? Ибо в Москве своих творцов и креаторов до хрена и больше. Да и не удивишь ничем столичную публику. В провинции же люди простодушны, наивны и доверчивы. А чиновники так просто с распростерыми объятиями готовы привечать любую «московскую штучку», да еще и башлять за их творческие эксперименты. Ну а если не получится прогреметь театральной удачей (какая тут удача – новогодний детский спектакль!), так хоть скандал устроить, пропиаря себя на всю страну.
Совсем недавно якобы вмешательство алтайских чиновников в творчество другого – новосибирского режиссера стало темой жарких дискуссий на федеральном уровне. «Сам» замглавного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев опубликовал попавший к нему в руки документ. Он сопроводил глуповатое, прямо скажем, письмо какой-то третьестепенной чиновницы из краевого Управления культуры по поводу другой детской новогодней постановки – праздничной сказки «Кто поедет в Новый год?» в краевом театре драмы гневными комментариями о возрождении цензуры, вмешательстве государства в свободу творчества и все такое. Правда, неожиданно в комментариях его праведный гнев читатели варфоломеевского блога не слишком поддержали. Типа, правильные замечания чиновники сделали, никакого вмешательства в творчество в этом нет – все-таки дети! Да и «творчества» в новогоднем утреннике не густо. А то, что наши «мастера культуры», если не проконтролировать их, могут детям праздник испортить на раз-два, так это к бабке не ходи… Да и сам г-н Варфоломеев, пообщавшись потом с режиссером и автором документа, убедился (надо отдать ему должное!), что никакой такой злокозненности и бюрократического диктата, а уж тем более, цензуры не было и нет в помине… Конфликт казался исчерпанным.
Однако резонанс и пассионарные либеральные инвективы от одного из руководителей главного оппозиционного радиоканала, видимо, так напугали чиновников от культуры, что они решили больше не вмешиваться (ни-ни!) в «творческий процесс» нежных, капризных и легко ранимых театральных деятелей. Да еще и приехавших аж из САМОЙ Москвы и ДАЖЕ Питера. И зря… Потому как за жаждущими самовыражения «мастерами художественного свиста» нынче глаз да глаз нужен. То голую жопу покажут, то матом начнут крыть, то пугать будут малолетних зрителей на полную катушку. Постановщики-экзистенциалисты между тем решили прямо на сцене «повесить» главных героев, вздернув их под самый потолок. Такая вот творческая загогулина, просто необходимая детскому новогоднему спектаклю. Видимо, слишком прямолинейно и буквально понял режиссер выражение «Театр начинается с вешалки».
Впрочем, ничего особенного москвич в этом не увидел, так описав свою творческую находку в Сети: «… двое актёров по ходу спектакля изображают повешенных - цепляют себя на трос и поднимаются вверх, это двое братьев разыгрывают младшего. Потом они опускаются на сцену, отстёгивают себя от тросов и становится ясно, что это – шутка». Вот такой он шутник-весельчак!
Правда, зрители не оценили креативность и юмор оригинала-провокатора из Москвы. Дети перепугались. А взрослые даже пожаловались в прокуратуру, решив апеллировать к власти. А к кому еще? Как утверждает Глеб Черепанов, всей этой истории могло бы и не быть, если бы в управление по культуре не обратилась "женщина - руководитель профкома местного "Газпрома".
"Они полностью выкупили сегодняшний спектакль, - написал режиссер. - Ей и её совсем маленькой дочке спектакль не понравился, он слишком "взрослый" и "страшный". Сегодня же она пообещала обратиться в прокуратуру, по какой статье - непонятно, но как она сказала - "в прокуратуре разберутся". Впервые в моей жизни на меня подают заявление в прокуратуру, при этом - за спектакль! Так что, ребята, что называется - совок forever!".
То есть провинциальные зрители для столичного сноба - «совок», а состояние напуганных детей, испорченный детский праздник ему похрен. Оно и понятно: не для них за счет небогатого краевого бюджета, на средства налогоплательщиков, между прочим, самовыражается «режиссер»-педофоб. Ну ладно бы извинился перед зрителями, которые, как я убежден, всегда правы. Признался бы в ошибке. Ан нет! Извиняться и объясняться за него вынуждена была директор театра. Она-то как никак здесь, в этом «совке» живет и никуда уезжать не собирается! Вот что пояснила Татьяна Козицына:
«В процессе подготовки спектакля сопутствующая рекламная информация от театра выходила с возрастным ограничением – от 6 лет (Вот как! А режиссер писал, что спектакль был маркирован "12+". Обманул? - Авт.). Но так вышло, что на премьерный показ в наш театр пришли зрители более младшего возраста. Спектакль был полностью откуплен одной из организаций, и многие родители пришли с детьми 1,5-3 лет, на которых наша постановка, конечно же, не рассчитана. Детям такого возраста сложно смотреть какой бы то ни было спектакль – даже кукольный».
Видимо, директрисса считает, что на публичное повешение на сцене с шести лет смотреть уже можно. Однако злокозненные краевые чиновники предложили внести некие содержательные и стилистические коррективы в «адский утренник», устроенный заезжими столичными гастарбайтерами. Те в свою очередь брезгливо и высокомерно обвинили их в попытках вмешательства в их творчество, в котором без повешения ну никак не обойтись! К тому же из песни слов не выкинешь: есть же пьеса Михаила Бартенева, которого ставят аж в Европе!.. С такой бы бережностью относились наши молодые новаторы к классике, которую перепахали в экспериментальном раже вдоль и поперек все кому ни лень!
Кстати, о Европе, где эта пьеса также была встречена неоднозначно. Вот что написал сам драматург, узнав о скандале в алтайском Молодежном театре: «Может, и хорошо, что все началось с такой встряски. Мне кажется, что все случившееся можно обратить на пользу и спектаклю, и театру. Подобная ситуация сложилась когда-то в Германии… Но в итоге все кончилось ко всеобщему удовольствию. Чего и вам (нам) желаю". А то, что детишки от увиденного во время спектакля получили моральную и психологическую травму, г-ну сочинителю, видимо, по барабану. Как известно, хороший понт лучше честной работы.
Впрочем, в Молодежном театре Алтая намерены воспользоваться советом драматурга и опытом немецких коллег, о котором рассказал Бартенев. В Германии после громкого скандала на базе спектакля была собрана конференция по вопросам детского воспитания, в том числе культурного, были подняты вопросы о темах, на которые следует говорить с детьми и о том, как нужно об этом говорить.
«В итоге театр только выиграл. Думаем, что и в Барнауле было бы хорошо провести подобную конференцию и поднять эти волнующие вопросы», - оптимистично резюмировала директор театра и пообещала новые интересные спектакли. Что ж, будем ждать…
http://napilnik22.livejournal.com/18258.html