Вышел из строя последний российский геостационарный спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1»
По сообщениям СМИ, вышел из строя последний российский геостационарный спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет «Око-1». Она является частью системы предупреждения о ракетном нападении, входящей в состав Войск воздушно-космической обороны. Спутник, запущенный в марте 2012-го, отработал всего два года вместо положенных пяти — семи лет. Неполадки обнаружились ещё в начале 2014-го. Тогда начали давать сбои аккумуляторные батареи импортного производства.
К слову сказать, ещё в 2005 году военные называли этот спутник «безнадёжно устаревшим». Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба, поэтому деньги на него минобороны выделило (более 1,5 млрд. руб.), и спустя два года он был доставлен на орбиту. Причём собирался он буквально с миру по нитке: для достройки были использованы все имевшиеся в распоряжении запасные части.
Всего с 1991 года было запущено восемь таких аппаратов. Сейчас у российских военных на орбите находятся два спутника другого типа, хотя для полноценной работы системы «Око» нужны, как минимум, шесть таких аппаратов.
За двадцать с лишним лет дикого российского капитализма уже привычными стали падения самолётов, ракет, ракет-носителей, которые сыплются с неба как метеоритный дождь. Причины этого «звездопада» в том, что некогда мощнейшая отрасль промышленности и науки — оборонно-промышленный комплекс — все эти годы фактически уничтожалась. Отечественная оборонка держалась на плаву лишь за счёт иностранных заказчиков. Шейхи, короли с превеликим удовольствием закупали надёжную и проверенную в боях советскую/российскую технику. Наши же Вооружённые силы довольствовались крохами с барского стола.
Рыночная Россия, несмотря на огромный промышленный потенциал, доставшийся в наследство от Советского Союза, смогла собрать (из иностранных комплектующих, без которых по нынешним временам никуда) лишь пресловутый «Суперджет-100», который только изредка летает (и то не всегда удачно). Мы постепенно превращаемся в банановую республику, которая поставляет свои ресурсы взамен на готовую продукцию, уже бывшую в употреблении.
Трагедия на Украине, правда, несколько остудила горячие головы вождей РФ, всё это время слепо уповавших на дружбу с Западом. Ибо, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. И когда запахло жареным в виде введения реальных санкций, наступило прозрение.
Президент Путин тут же призвал производить всё необходимое для оборонно-промышленного комплекса в России, чтобы ни от кого не зависеть. Следом глава минпромторга Мантуров бодро заявил, что уже составлен план спасения России от чумы импорта. Однако техника создаётся не по мановению волшебной палочки, не благодаря призывам и обещаниям и даже не в результате выделения триллионов — это результат колоссальной работы заказывающих управлений, НИИ, конструкторских бюро, квалифицированных инженеров, технологов и простых рабочих. Именно подобная могучая кооперация позволила создать такую сложнейшую военно-космическую систему раннего обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет первого поколения, как «Око». А затем — глобальную систему обнаружения стартов баллистических ракет с континентов, морей и океанов второго поколения «Око-1». Эти системы по своему замыслу и техническому исполнению стали одними из самых совершенных в Советском Союзе.
Но с тех пор утекло, не только много воды, но и умов за границу. Поэтому в «новой» России создать ничего подобного не смогли. Ныне прикладная наука уничтожена, а кадры разогнаны. Спрашивается: кто и что будет создавать? Чудес-то не бывает!
Современные войны ведутся прежде всего средствами воздушно-космического нападения. Югославия, Афганистан, Ирак и Ливия были разрушены прицельными ударами с воздуха в первую очередь по объектам жизнеобеспечения. В то время когда Пентагон создаёт концепцию «быстрого глобального удара» и совершенствует средства высокоточного нападения, наша система воздушно-космической обороны находится в неудовлетворительном состоянии. У нас до сих пор идут споры относительно статуса Войск воздушно-космической обороны: то ли это будет род войск, то ли вид Вооружённых сил. В такой ситуации совершенно непонятно, кто и за что несёт ответственность.
На севере нашей страны колоссальное пространство уже практически не защищено от массированной атаки «крылатых ракет». Ныне же, с потерей спутника, брешь в общей системе обеспечения национальной безопасности только увеличилась. Вслепую много не навоюешь.