«Диалог должен быть честным». Политический обозреватель «Правды» А. Драбкин о том, зачем США система ПРО в Европе
В последнее время те мировые средства массовой информации, которые по американской терминологии именуются «качественными СМИ», охотно рассуждают о советской знаменательной дате: 25 лет назад с Байконура стартовал, а выполнив полётное задание, совершил там же удачную посадку первый в мире дистанционно управляемый космический аппарат многоразового использования «Буран».
«Буран» и дроны
Когда пропагандистской машиной СССР было взято на вооружение понятие «советская цивилизация», многие коллеги-журналисты в западных СМИ задавали нам бесконечные вопросы о сущности нового термина: дескать, что же это за новая цивилизация, когда в стране всего не хватает: то мяса, то мужских носков, то мебели… Может быть, это «цивилизация дефицита»? Или «цивилизация тотального импорта»?
Сегодня их преемники не случайно обращаются к двадцатипятилетнему юбилею «Бурана». Сейчас очевидно, что Соединённые Штаты Америки, используя свою московскую клиентелу, уничтожили действительно новую советскую цивилизацию — цивилизацию образованного народа, уверенного в своём будущем и ради будущего идущего на немалые жертвы. Символом этой цивилизационной катастрофы глобального масштаба стало свёртывание удачно стартовавшей космической программы «Буран».
Теперешняя Россия отстаёт от самой себя советского периода во всём: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в науке и образовании, в медицине и социальном обеспечении. Правда, занимает то ли первое, то ли второе место в мировой табели о рангах по числу миллиардеров — людей, нажившихся на катастрофе своей Родины.
Кто-то спросит: но при чём здесь юбилей «Бурана»? Ответ прост: «Буран» был символом советских научно-технических достижений в самой передовой, наиболее (выражаясь нынешним языком) инновационной сфере человеческой деятельности. Именно советская космонавтика открыла нашей стране возможности абсолютно равноправного диалога с Соединёнными Штатами — диалога выдающихся достижений.
Вспомним хотя бы совместный полёт «Аполлон — Союз». Сколько тогда было заокеанских воплей на тему о «безнадёжной отсталости русских», о том, что «Москве нельзя доверять американские космические тайны!». А полёт состоялся и вошёл в историю как «первое космическое рукопожатие Америки и Советов». Тогда это стало возможным в результате диалога равных. И сегодня всё ещё теплящаяся программа МКС есть не что иное, как отблеск того великого рукопожатия.
«Буран» открывал новые возможности взаимодействия СССР — США на высшем научно-техническом уровне. Но в Америке пришли к власти люди, у которых были совсем иные планы. Они взяли курс на «звёздные войны» и абсолютное доминирование США в глобальном воздушном пространстве. Сейчас о «звёздных войнах» рассуждают разно: кто-то утверждает, что они были всего лишь пропагандистской выдумкой. Но кто-то уверен, что реализация программы продолжается в условиях невиданной ранее секретности. И появится она на свет во всей своей грозной мощи в нужное время и в нужном месте.
А вот абсолютное доминирование в глобальном воздушном пространстве американцам представляется весьма близким и реально достижимым. Уверенность им внушает создание воздушных армад дронов — дистанционно управляемых беспилотных самолётов-разведчиков и носителей ракетно-бомбового вооружения. Недавно Пентагон показал по всем телеканалам мира жутковатую картину — с авианосца ВМС США стартует сорокатонный беспилотник, эдакий монстр-робот, нашпигованный разведаппаратурой и современнейшим оружием. Управляемый операторами, разместившимися в неуязвимом бункере в американской глубинке, этот дрон способен действовать на недоступной для обычных средств ПВО высоте. Он может бесконечно долго держать под прицелом любую точку планеты — достаточно только доставлять ему время от времени горючее летающим танкером. Американские специалисты утверждают, что быстро развиваются исследования по переводу дронов на всё более экономный расход топлива. Когда такая работа даст ощутимые результаты (в чём эксперты не сомневаются), дроны будут всё реже заправляться в воздухе. А это резко повысит их боеспособность, сделает почти неуязвимыми.
Повторюсь: речь идёт не просто об опробовании новой авиационной техники — создаётся новейший разведывательно-ударный американский воздушный флот. И вот тут-то уместно обратиться к юбилею «Бурана». История не знает сослагательного наклонения — проект «Буран» был уничтожен более двадцати лет назад. Но сослагательное наклонение может кое-чему всё же научить. Если бы был создан воздушно-космический флот «Буранов», американские дроны не смогли бы сегодня пугать человечество своим небесным всевластием. От этого глобальная безопасность только выиграла бы.
Специалисты считают, что «Буран» и уничтожили для того, чтобы освободить небо для бесконтрольных операций нынешних американских дронов. Или для чего-то ещё, что пострашнее демонстрируемых беспилотников. Эксперты утверждают, что, в частности, ради достижения таких целей и была уничтожена великая советская цивилизация.
Нынешние дроны — оружие «грязное». Оператор, который сидит в глубоком бункере где-нибудь в глуши Невады, не может гарантированно точно оценить картинку, снятую патрульным дроном, скажем, в горном ущелье на границе Афганистана и Пакистана за тысячи миль от управляющего им боевого поста. Видно, что какие-то люди толпятся у дороги. Возможно, это собираются боевики. А возможно, это безобидная сельская свадьба.
Времени на раздумья у оператора нет. И он даёт команду «Огонь!». Ракеты дрона уничтожают неизвестных.
Потом оказывается, что это была всё-таки сельская свадьба. Американское командование выражает сожаление, пакистанцы выражают протест. И всё остаётся по-старому.
А теперь представим себе, что такое вот чудище атакует объект где-нибудь в сибирской тайге — там он охотился за суперсекретным военным объектом. А ракеты его попали в школу. Или в больницу.
Убедительный довод против уничтожения «Бурана»?
Будь у нас оружие такого класса, никакой американский дрон или даже стая таких неуязвимых убийц были бы России не страшны. А теперь вот только и остаётся, что ностальгически вспоминать прошлое величие. И надеяться — вдруг, может быть, американец и не прилетит?
Уотергейт для Обамы
Нынешнему американскому президенту жизненно важна хоть какая-то разоруженческая договорённость с Россией. Без одновременной демонстрации на московском направлении американской силы и американского миролюбия его политическое будущее выглядит более чем сомнительно. Страна переживает тяжелейший экономический кризис, с которым Обама никак не может справиться. Президентская команда рассыпается на глазах. Его протеже установил прослушку телефонов журналистов одного из ведущих информационных агентств. Слухачей поймали. Агентство готовит судебный иск, который оно, скорее всего, выиграет, что станет звонкой пощёчиной президенту-демократу.
Другой протеже Обамы напустил подчиняющихся ему финансовых контролёров на фирмы, которые поддерживают республиканцев — оппонентов президента. Скандал Белый дом признал и уволил слишком ретивого чиновника.
Теперь, как пишут газеты, вопрос уже не в том, кого ещё уволят. Вопрос ставится иначе: кого посадят? Обама категорически отрицает свою причастность к обнаруженным нарушениям американских законов. Пока отрицает.
Но пресса не унимается. Президенту напоминают: так же вёл себя Никсон, который поначалу заявлял о своей полной непричастности к преступлениям своих сотрудников в фешенебельном комплексе «Уотергейт». А кончилось дело фактическим импичментом — Никсону позволили уйти в отставку «добровольно», чтобы не позорить олицетворяемые им «американские идеалы».
Сюжет почти библейский. Стоя на палубе могучего корабля, влиятельный сановник увидел на горизонте маленькую тучку. Он заверил свою свиту, что это крошечное облачко можно просто закрыть ладонью. Но тучка стремительно разрасталась, и грянула смертельная буря.
Как и Никсон, Обама сегодня пытается отгородиться от бури ладошкой. Журналисты сомневаются в том, что манёвр ему удастся: призрак нового Уотергейта всё ближе.
А тут ещё эти упрямые русские. Оба Буша держали их в руках. И даже странноватый президент-саксофонист Клинтон умел заставить их слушаться вашингтонских приказов. А Обама не может принудить Москву одобрить американскую систему ПРО как неизбежный исторический факт. Более того, в России обещают принять по необходимости ответные меры «по мере продвижения США в создании своей системы ПРО». Европейские союзники в ужасе — тамошние аналитики уверены, что именно их страны станут первой мишенью ответных мер Москвы.
Внешнеполитический курс Обамы выглядит как марш к полному банкротству. А в сочетании с провальным внутриполитическим курсом его президентство, по мнению аналитиков, может оказаться самым неэффективным в истории Америки. Такие оценки опасны и для хозяина Белого дома, и для ведомой им Демократической партии.
Слова и дела
Ситуацию понимают в президентском штабе. Обама пытается договориться с Москвой. Он отправляет в Россию всё новых высокопоставленных посланцев, пытаясь ускорить получение ответа на его личное письмо российскому президенту. Ответ последовал. Детали переписки неизвестны. Но интегральный вывод, сделанный Москвой, обнародован: необходимо укрепление и всестороннее развитие российско-американских отношений, расширение честного и основанного на взаимном доверии диалога между нашими странами в самых разных областях.
Итак, ключевые слова сказаны: честный диалог. Непростая позиция для американского президента.
По важнейшему вопросу — развёртыванию американских противоракетных комплексов у границ России — Обама сделал весьма, казалось бы, привлекательные предложения.
По московской оценке, это шаг в правильном направлении. Но шаг недостаточный.
Очевидно, что ПРО усилит безопасность Америки в ущерб безопасности России. Политических заявлений об отсутствии у США планов подрывать безопасность России недостаточно. Как и личных обязательств президента Обамы на этот счёт. Конечно, слово президента весомо и в данном случае не требует поддержки законодателей. Но будет ли это слово к чему-то обязывать его преемника? Если в 2016 году президентом США станет младший сын Буша-старшего, яростный республиканец Джеб Буш, будет ли он себя связывать обязательствами, данными демократом Обамой? Вряд ли — так считают американские аналитики. Похоже, для честного диалога США — РФ по проблеме ПРО условия пока не созрели.
В Афганистане американцы демонстрируют миролюбие, обещают вскоре вывести свои войска. Но при этом они намерены сохранить там свои базы. Для России неприемлемо долгосрочное иностранное военное присутствие в Исламской Республике Афганистан. Как неприемлем и рост наркобизнеса, который там процветает под американской крышей и наносит огромный вред России: США отказываются уничтожить поля опиумного мака якобы потому, что это не предусмотрено мандатом ООН. Очевидно, дальнейшее пребывание НАТО на афганской земле должно иметь надлежащую международно-правовую основу. Видимо, нужен новый ооновский мандат. Когда и если он будет — тогда, возможно, и сложатся условия для честного диалога. Пока их нет.
В Сирии американцы предлагают совместно с Россией обеспечить проведение новой мирной конференции с участием противоборствующих сторон. А пока буквально на днях Европейский союз (вряд ли вопреки США) принял решение о снятии эмбарго на поставки оружия антиправительственным силам. Что-то не очень такие действия напоминают путь к честному диалогу.
Есть на пути достижения российско-американских договорённостей и другие камни преткновения. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: честный диалог возможен, хотя дорога к нему будет нелёгкой.