Ограничить аппетиты зарвавшихся чиновников и менеджеров госкорпораций! Интервью с В.Ф. Рашкиным и С.П. Обуховым
В последнее время в Государственную Думу внесен целый ряд законопроектов, направленный на обуздание непомерных аппетитов чиновников и сотрудников госкорпораций. Об этом рассказали депутаты Госдумы фракции КПРФ В.Ф. Рашкин и С.П. Обухов.
В.Ф. Рашкин:
- Уже принят закон об ограничении «золотых парашютов», который ограничивает размер компенсаций для топ-менеджеров компаний с госучастием до четырех месячных окладов (как и предусмотрено для госслужащих). До принятия этого закона верхняя планка «выходного пособия» для привилегированных руководителей законодательно не ограничивалась. Это приводило к тому, что первые лица госкорпораций получали при увольнении компенсацию в размере сотен миллионов рублей (например, президент «Ростелекома» Александр Провоторов, покинув свой пост в марте 2013 года, получил в общей сложности 230 миллионов фактически государственных средств).
Но мы, фракция КПРФ в Госдуме, предлагаем пойти в этом вопросе ещё дальше и установить руководителям госкорпораций зарплаты на уровне федеральных министров (министры в среднем получают 250-300 тысяч в месяц, в то время как многие главы госкорпораций получают столько, сколько члены правительства за год: Анатолий Чубайс («Роснано») – 2 млн рублей, Владимир Дмитриев (президент ВЭБ) – примерно столько же, Сергей Кириенко («Росатом») – около полутора миллионов).
В этом же ключе нами разработан и законопроект «О внесении дополнений в главу 7 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяющий не допустить расходования бюджетных средств государственными и муниципальными заказчиками как на открытые PR-акции, имиджевые и рекламные проекты, направленные на формирование у общественности положительного образа представителей власти, так и на завуалированные.
Принятие нашего законопроекта будет способствовать более взвешенному подходу органов государственной власти и органов местного самоуправления к экономии бюджетных средств. При этом, в связи с необходимостью информирования граждан о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, за ними сохраняется право размещение соответствующей информации на своих официальных Интернет-сайтах, а также государственные и муниципальные СМИ, в которых руководители всех уровней представлены более чем обильно.
С.П. Обухов:
- Необходимость принятия предлагаемых нами мер едва ли может быть оспорена добросовестными руководителями и экспертами. Судите сами, в 2013 году только на PR руководителей субъектов РФ из госбюджета потрачено 32 миллиарда рублей. А ведь эти деньги могли бы, например, в значительной степени решить проблему нехватки детских садов – и появление новых дошкольных учреждений стало бы лучшим пиаром для местных руководителей. На это обратил внимание даже президент Путин, который в последнее время отчаянно и безуспешно пытается заставить своих подчиненных делать хоть что-то, кроме личного обогащения и саморекламы.
Почти во всех регионах в 2013 году мы наблюдали замораживание или даже сокращение социальных расходов, а также рост размера регионального и муниципального долга. На этом фоне особенно циничным выглядит резкое повышение ассигнований на PR власти. Авторитет надо завоёвывать реальными делами. А если управление осуществляется из рук вон плохо, то никакие пиарщики тут не помогут.
Судите сами, в Астраханской области затраты на расхваливание местных руководителей увеличились более чем в 5.5 раз за два года. Вот вам наглядная иллюстрация того как госсредства фактически пошли «коту под хвост»: какой может быть эффект от PR власти, если мэра региональной столицы ловят за руку на многомиллионной взятке? Не воруйте и люди вас зауважают.
В Ингушетии расходы на саморекламу власти увеличились за два года почти в три раза. И какой от этого прок, если в республике по-прежнему сохраняется самый высокий уровень безработицы. Создавайте рабочие места – это и будет лучшим пиаром.
Или взять ту же Москву: в 2013 году на самовосхваление региональных руководителей потрачено почти 10 млрд рублей. Да пусть хоть триллион потратят – пока не будет решена проблема нелегальной миграции, пока не перестанут каждый день случаться аварии и происшествия в московском метро – никакой PR не заставит граждан поддерживать власть, которая не решает их проблем и глуха к их пожеланиям.
Заметьте, об ограничении самопиара чиновников уже заговорили и в ОНФ, и у президента, и в минфине. Но как это у нас обычно бывает: «Васька слушает, да ест». Простой пример. Свердловская область. В этом году примерно на 4 млрд сокращаются расходы по социальным обязательствам. Одновременно с этим область буквально погрязает в долгах: сегодня должно пройти сразу 20 конкурсов на открытие кредитной линии для правительства региона на общую сумму 500 млн. рублей. На этом фоне свердловская администрация размещает новые заявки на медийное сопровождение на общую сумму 36,9 миллиона рублей. Схожая ситуация складывается и в других регионах.
Именно поэтому мы выступаем за законодательный запрет на пиар власти за счет государственных средств – без этого юридического ограничения чиновники не перестанут беззастенчиво вешать гражданам лапшу на уши. Причем за счет самих же граждан.
Хотелось бы отметить, что в данном вопросе наша позиция во многом совпадает с теми предложениями, которые недавно озвучил минфин. Однако в их варианте мы видим лазейку, которая позволит чиновникам обойти запрет. «Финансовая поддержка других СМИ не окажется под запретом, только не с формулировкой «затраты на имидж и пиар», - считают в министерстве. Мы же убеждены, что при таком раскладе губернаторы найдут способ поддержать региональные СМИ так, что от прямых «затрат на имидж и пиар» это сильно отличаться не будет.
В данном случае уместно провести аналогию с законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который принят голосами всех четырех фракций в конце декабря 2012 года. Закон по сути правильный. Но по факту единороссы прописали его нормы так, что обязанность по контролю за соответствием доходов и расходов чиновника возложена на его начальника. Т.е. пресекать проявления коррупции со стороны, например, Васильевой по этому закону должен Сердюков. И только в исключительных случаях прокуратура. Разве не абсурд?
Поэтому мы предлагаем более решительные меры – ратификацию 20 статьи конвенции ООН по борьбе с коррупцией и введение в российское уголовное законодательство статьи «незаконное обогащение чиновников». Чтобы каждый чиновник, который не сможет разумным образом обосновать превышение своих реальных расходов над официально задекларированными доходами, отправился за решётку, а его имущество было конфисковано в доход государства и направлено на социальные нужды. Только в этом случае люди вновь зауважают власть и не надо будет спускать миллиарды на её пиар.
Столько денег тратится на «имидж губернатора»
|
|
|
2013 |
2012 |
2011 |
2013 к 2012 |
2013 к 2011 |
Субъект РФ |
Исполнено, млн руб. |
Доля |
Место |
|
|
|
|
Российская Федерация |
32 201.913 |
0.49% |
|
29 090.620 |
24 401.160 |
110.7% |
132.0% |
Дальневосточный федеральный округ |
1 993.169 |
0.40% |
|
1 860 |
1 603 |
107.2% |
124.3% |
Амурская область |
132.581 |
0.24% |
60 |
146.461 |
102.399 |
90.5% |
129.5% |
Еврейская автономная область |
22.819 |
0.23% |
61 |
22.591 |
21.686 |
101.0% |
105.2% |
Камчатский край |
54.876 |
0.12% |
78 |
26.198 |
24.991 |
209.5% |
219.6% |
Магаданская область |
90.225 |
0.38% |
30 |
85.125 |
56.715 |
106.0% |
159.1% |
Приморский край |
197.828 |
0.26% |
54 |
222.625 |
224.442 |
88.9% |
88.1% |
Республика Саха (Якутия) |
842.732 |
0.69% |
12 |
761.103 |
711.433 |
110.7% |
118.5% |
Сахалинская область |
173.801 |
0.25% |
59 |
162.130 |
122.869 |
107.2% |
141.5% |
Хабаровский край |
384.149 |
0.49% |
22 |
342.248 |
250.010 |
112.2% |
153.7% |
Чукотский автономный округ |
94.161 |
0.56% |
19 |
91.600 |
88.852 |
102.8% |
106.0% |
Приволжский федеральный округ |
3 803.737 |
0.38% |
|
4 441 |
3 344 |
85.6% |
113.7% |
Кировская область |
92.376 |
0.21% |
63 |
79.528 |
71.131 |
116.2% |
129.9% |
Нижегородская область |
366.515 |
0.31% |
44 |
377.586 |
358.471 |
97.1% |
102.2% |
Оренбургская область |
114.653 |
0.17% |
70 |
88.828 |
93.708 |
129.1% |
122.4% |
Пензенская область |
129.387 |
0.30% |
46 |
127.685 |
87.877 |
101.3% |
147.2% |
Пермский край |
21.435 |
0.02% |
83 |
17.637 |
10.678 |
121.5% |
200.7% |
Республика Башкортостан |
961.026 |
0.74% |
8 |
1 059.240 |
917.605 |
90.7% |
104.7% |
Республика Марий Эл |
76.990 |
0.38% |
31 |
83.885 |
77.336 |
91.8% |
99.6% |
Республика Мордовия |
121.062 |
0.41% |
27 |
148.444 |
128.889 |
81.6% |
93.9% |
Республика Татарстан (Татарстан) |
1 060.674 |
0.69% |
11 |
1 552.359 |
775.211 |
68.3% |
136.8% |
Самарская область |
414.507 |
0.35% |
34 |
432.803 |
406.664 |
95.8% |
101.9% |
Саратовская область |
91.288 |
0.14% |
76 |
89.446 |
78.599 |
102.1% |
116.1% |
Удмуртская Республика |
145.080 |
0.27% |
53 |
177.630 |
158.540 |
81.7% |
91.5% |
Ульяновская область |
125.464 |
0.34% |
38 |
118.147 |
101.624 |
106.2% |
123.5% |
Чувашская Республика – Чувашия |
83.281 |
0.25% |
56 |
88.335 |
78.214 |
94.3% |
106.5% |
Северо-Западный федеральный округ |
2 211.650 |
0.32% |
|
1 747 |
1 818 |
126.6% |
121.6% |
Архангельская область |
113.924 |
0.19% |
68 |
79.899 |
105.949 |
142.6% |
107.5% |
Вологодская область |
186.127 |
0.42% |
26 |
148.062 |
199.026 |
125.7% |
93.5% |
г. Санкт-Петербург |
949.531 |
0.33% |
39 |
694.534 |
762.244 |
136.7% |
124.6% |
Калининградская область |
87.708 |
0.23% |
62 |
72.812 |
42.571 |
120.5% |
206.0% |
Ленинградская область |
140.318 |
0.20% |
66 |
137.028 |
122.387 |
102.4% |
114.7% |
Мурманская область |
97.941 |
0.21% |
64 |
87.660 |
76.210 |
111.7% |
128.5% |
Ненецкий автономный округ |
171.931 |
1.37% |
2 |
109.019 |
72.386 |
157.7% |
237.5% |
Новгородская область |
99.825 |
0.39% |
29 |
53.523 |
85.432 |
186.5% |
116.8% |
Псковская область |
74.421 |
0.31% |
45 |
66.523 |
70.525 |
111.9% |
105.5% |
Республика Карелия |
84.102 |
0.29% |
48 |
76.392 |
113.985 |
110.1% |
73.8% |
Республика Коми |
205.825 |
0.36% |
33 |
221.669 |
168.247 |
92.9% |
122.3% |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1 592.298 |
0.63% |
|
1 388 |
1 355 |
114.7% |
117.5% |
Кабардино-Балкарская Республика |
244.143 |
1.20% |
4 |
162.837 |
186.865 |
149.9% |
130.7% |
Карачаево-Черкесская Республика |
45.448 |
0.32% |
43 |
43.958 |
38.770 |
103.4% |
117.2% |
Республика Дагестан |
440.931 |
0.70% |
10 |
355.770 |
309.430 |
123.9% |
142.5% |
Республика Ингушетия |
97.650 |
0.63% |
14 |
46.913 |
34.826 |
208.2% |
280.4% |
Республика Северная Осетия – Алания |
68.220 |
0.36% |
32 |
73.795 |
66.737 |
92.4% |
102.2% |
Ставропольский край |
84.638 |
0.12% |
79 |
85.022 |
89.495 |
99.5% |
94.6% |
Чеченская Республика |
611.268 |
1.35% |
3 |
620.349 |
629.156 |
98.5% |
97.2% |
Сибирский федеральный округ |
1 993.748 |
0.26% |
|
1 853 |
1 688 |
107.6% |
118.0% |
Алтайский край |
188.870 |
0.29% |
50 |
163.296 |
144.671 |
115.7% |
130.6% |
Забайкальский край |
28.088 |
0.07% |
82 |
28.112 |
32.901 |
99.9% |
85.4% |
Иркутская область |
184.984 |
0.19% |
69 |
158.069 |
97.232 |
117.0% |
190.2% |
Кемеровская область |
152.642 |
0.15% |
72 |
156.934 |
123.826 |
97.3% |
123.3% |
Красноярский край |
386.351 |
0.25% |
58 |
381.704 |
412.539 |
101.2% |
93.7% |
Новосибирская область |
392.216 |
0.35% |
37 |
319.301 |
276.652 |
122.8% |
141.8% |
Омская область |
340.503 |
0.50% |
21 |
356.213 |
344.306 |
95.6% |
98.9% |
Республика Алтай |
36.346 |
0.33% |
41 |
30.655 |
29.860 |
118.6% |
121.7% |
Республика Бурятия |
56.940 |
0.15% |
71 |
62.228 |
48.263 |
91.5% |
118.0% |
Республика Тыва |
23.483 |
0.14% |
75 |
18.218 |
17.298 |
128.9% |
135.8% |
Республика Хакасия |
146.850 |
0.71% |
9 |
124.860 |
104.516 |
117.6% |
140.5% |
Томская область |
56.474 |
0.13% |
77 |
54.069 |
56.852 |
104.4% |
99.3% |
Уральский федеральный округ |
4 721.614 |
0.67% |
|
4 042 |
3 243 |
116.8% |
145.6% |
Курганская область |
24.911 |
0.09% |
81 |
41.434 |
49.032 |
60.1% |
50.8% |
Свердловская область |
1 032.625 |
0.58% |
16 |
390.840 |
312.117 |
264.2% |
330.8% |
Тюменская область |
475.971 |
0.43% |
25 |
570.487 |
443.339 |
83.4% |
107.4% |
Ханты-Мансийский автономный округ |
991.373 |
0.58% |
17 |
1 006.070 |
826.909 |
98.5% |
119.9% |
Челябинская область |
122.079 |
0.11% |
80 |
123.045 |
109.043 |
99.2% |
112.0% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
2 074.654 |
1.81% |
1 |
1 910.434 |
1 503.094 |
108.6% |
138.0% |
Центральный федеральный округ |
13 961.245 |
0.66% |
|
12 243 |
10 009 |
114.0% |
139.5% |
Белгородская область |
174.856 |
0.26% |
55 |
161.781 |
143.425 |
108.1% |
121.9% |
Брянская область |
54.179 |
0.14% |
73 |
40.955 |
39.263 |
132.3% |
138.0% |
Владимирская область |
57.899 |
0.14% |
74 |
58.873 |
41.148 |
98.3% |
140.7% |
Воронежская область |
243.193 |
0.32% |
42 |
187.006 |
162.340 |
130.0% |
149.8% |
г. Москва |
9 916.882 |
0.87% |
5 |
8 485 |
6 898 |
116.9% |
143.8% |
Ивановская область |
87.037 |
0.29% |
49 |
79.855 |
73.688 |
109.0% |
118.1% |
Калужская область |
275.782 |
0.65% |
13 |
195.042 |
233.674 |
141.4% |
118.0% |
Костромская область |
119.786 |
0.56% |
18 |
114.153 |
113.303 |
104.9% |
105.7% |
Курская область |
90.089 |
0.25% |
57 |
98.096 |
128.034 |
91.8% |
70.4% |
Липецкая область |
208.756 |
0.54% |
20 |
203.435 |
179.126 |
102.6% |
116.5% |
Московская область |
1 918.191 |
0.62% |
15 |
1 777 |
1 352 |
107.9% |
141.8% |
Орловская область |
81.472 |
0.33% |
40 |
78.294 |
91.232 |
104.1% |
89.3% |
Рязанская область |
139.442 |
0.35% |
35 |
130.276 |
114.470 |
107.0% |
121.8% |
Смоленская область |
68.342 |
0.20% |
65 |
63.507 |
54.522 |
107.6% |
125.3% |
Тамбовская область |
100.178 |
0.28% |
52 |
97.588 |
107.147 |
102.7% |
93.5% |
Тверская область |
161.903 |
0.35% |
36 |
139.386 |
149.989 |
116.2% |
107.9% |
Тульская область |
98.762 |
0.20% |
67 |
109.595 |
88.773 |
90.1% |
111.3% |
Ярославская область |
164.497 |
0.30% |
47 |
223.035 |
38.081 |
73.8% |
432.0% |
Южный федеральный округ |
1 924.452 |
0.42% |
|
1 513 |
1 336 |
127.1% |
144.0% |
Астраханская область |
243.007 |
0.75% |
7 |
46.012 |
42.868 |
528.1% |
566.9% |
Волгоградская область |
296.446 |
0.41% |
28 |
250.196 |
290.710 |
118.5% |
102.0% |
Краснодарский край |
878.089 |
0.44% |
24 |
798.697 |
632.779 |
109.9% |
138.8% |
Республика Адыгея (Адыгея) |
111.700 |
0.87% |
6 |
102.358 |
99.876 |
109.1% |
111.8% |
Республика Калмыкия |
41.437 |
0.46% |
23 |
40.099 |
47.639 |
103.3% |
87.0% |
Ростовская область |
353.772 |
0.28% |
51 |
276.172 |
222.985 |
128.1% |
158.7% |